12.01.2022 3 847 ВАЗ
Автор:Иван Баранов
ЭБУ или электронный блок управления автомобиля ВАЗ представляет собой устройство, использующееся для обеспечения правильной работы мотора и основных систем. По сути, ЭБУ — это «мозги» авто, поэтому данное устройство всегда должно находиться в рабочем состоянии. Подробнее о диагностике, а также перепрошивке устройства, вы можете узнать ниже.
[ Скрыть]
Принцип работы контролёра (ЭБУ)
Электронный блок управления двигателем в течении всей работы двигателя получает, обрабатывает, управляет системами и датчиками, влияющими как на работу двигателя, так и на второстепенные элементы двигателя (система выхлопа).
Контролёр пользуется данными следующих датчиков:
- ДПКВ (Датчик положения коленчатого вала).
- ДФ (Датчик фаз).
- ДМРВ (Датчик моментального расхода воздуха).
- ДТОЖ (Датчик температуры охлаждающей жидкости).
- ДПДЗ (Датчик положения дроссельной заслонки).
- ДК (Датчик кислорода).
- ДД (Датчик детонации).
- ДС (Датчик скорости).
- И другие датчики.
Получая данный от источников, перечисленных выше, ЭБУ контролирует работу следующих датчиков и систем:
- Топливная система (Топливный насос, регулятор давления, форсунки).
- Система зажигания.
- Регулятор холостого хода (ДХХ,РХХ).
- Адсорбер.
- Вентилятор радиатора.
- Система само диагностирования.
Так же, ЭСУД (эбу) имеет три вида памяти:
- Программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ); Содержит в себе так называемую прошивку, т.е. программу, в которую забиты основные показания калибровок, алгоритм управления двигателем. Данная память не стирается при отключении питании и является постоянной. Поддаются перепрограммированию, чип-тюнингу.
- Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ); Представляет собой временную память, в которой хранятся ошибки системы, измеряемые параметры. Данная память стирается при отключении питания.
- Электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ). Данный тип памяти, можно сказать, является охраной автомобиля. В ней временно хранятся коды и пароли противоугонной системы автомобиля. Иммобилайзер и ЭРПЗУ сравниваются данными, после чего возможен пуск двигателя.
Стоит ли делать прошивку?
Итак, тем, кто решил прошить блок управления на Евро 2, мы озвучили цену и кратко рассказали суть процедуры. Теперь, чтобы окончательно понять, делать ее или нет, конкретно, озвучим плюсы и минусы.
Плюсы
- Тачка станет более мощной, резвой, приближенной к спортивной;
- Прирост динамики будет ощущаться по всем категориям;
- Сократится время разгона автомобиля до 100 км/ч;
- Одновременно с увеличением мощности, снизится расход топлива;
- Уменьшится потеря крутящего момента;
- Ходовые качества изменятся в лучшую сторону: машина пойдет плавнее, ровнее, без рывков;
- Электронные процессы станут работать на максимуме своих возможностей.
Минусы
- Во всем цивилизованном мире прошивка Евро 2 запрещена. Это значит, продать такой автомобиль за рубеж вы уже не сможете;
- Тачка слетит с сервисной гарантии (если она до сих пор на договоре);
- Возрастет количество и уровень токсичных веществ в выхлопе;
- Возрастет нагрузка на глушитель, повысится его шумность;
- ЭБУ станет хуже адаптировать некачественное горючее. Со временем (в отдаленном будущем), это приведет к проблемам с двигателем.
Виды ЭБУ (эсуд, контролёр). Какие ЭБУ устанавливаются на ВАЗ?
“Январь-4”, “GM-09”
Самые первые контролёры на SAMARA были Январь-4, GM – 09. Они устанавливались на первые модели до 2000 года выпуска. Данные модели выпускались как с резонансным датчиком детонации так и без него.
В таблице представлены две колонки: 1 колонка – номер ЭБУ, вторая колонка – марка «мозгов», версия прошивки, норма токсичности, отличительные особенности .
2111-1411020-22 | Январь-4,без дк, рсо (резистор), 1-я сер. версия |
2111-1411020-22 | Январь-4,без дк, рсо, 2-я сер. версия |
2111-1411020-22 | Январь-4,без дк, рсо, 3-я сер. версия |
2111-1411020-22 | Январь-4,без дк, рсо, 4-я сер. версия |
2111-1411020-20 | GM,GM EFI-4 ,2111,с дк, США-83 |
2111-1411020-21 | GM, GM EFI-4, 2111, с дк, ЕВРО-2 |
2111-1411020-10 | GM,GM EFI-4 2111,с дк |
2111-1411020-20 ч | GM, рсо |
Ваз 2113-2115 с 2003г. оснащаются следующими типами ЭБУ:
“Январь 5.1.х”
Различаются следующие виды аппаратной реализации:
- одновременный впрыск;
- попарно – параллельный впрыск;
- фазированный впрыск.
Взаимозаменяема с “VS (Ителма) 5.1”, “Bosch M1.5.4”
2111-1411020-71 | Январь-5.1.1,без дк, со |
2111-1411020-71 | Январь-5.1.1,без дк, со |
2111-1411020-71 | Январь-5.1.1,без дк, со |
2111-1411020-71 | Январь-5.1.1,без дк, со |
2111-1411020-71 | Январь-5.1.1,без дк, со |
2111-1411020-72 | Ителма,без дк,со |
2111-1411020-72 | Ителма,без дк,со |
2111-1411020-72 | Ителма,без дк,со |
2111-1411020-72 | Ителма,без дк,со |
“Bosch M1.5.4”
Различаются следующие виды аппаратной реализации:
- одновременный впрыск;
- попарно – параллельный впрыск;
- фазированный впрыск.
Взаимозаменяема с “VS 5.1”, “Январь 5.1.х”.
2111-1411020 | без дк, рсо |
2111-1411020 | без дк, со (регулируется СО сканером) |
2111-1411020-70 | BOSCH, без дк,со |
2111-1411020-70 | BOSCH, без дк,со |
“Bosch MP7.0”
Как правило данный тип контролёра выпускается на рынок, на заводе устанавливается в единичном объёме. Имеет стандартный 55-ти контактный разъём. Способен работать с перекроссировкой на других типах ЭСУД.
“Bosch M7.9.7”
Данные мозги начали входить в состав автомобиля с конца 2003г. Данный контролёр имеет собственный разъём, несовместимый с разъёмами, выпускавшимися до этой модели. Данный тип ЭБУ ставится на ВАЗ с нормой токсичности ЕВРО-2 и ЕВРО-3. Данный ЭСУД имеет более лёгкий вес и меньшие габариты, чем предыдущие модели. Так же имеется более надёжный разъём с повышенной надежностью. Имеют в своём составе коммутатор, что в целом повысит надёжность контролёра.
Данный ЭБУ никак не совместим с предыдущими контролёрами.
“VS 5.1”
Различаются следующие виды аппаратной реализации:
- одновременный впрыск;
- попарно – параллельный впрыск;
- фазированный впрыск.
“VS 5.1” взаимозаменяема с “Bosch M1.5.4”, “Январь 5.1.х”.
“Январь 7.2.”
Данный вид ЭБУ выполнен на другой вид проводки (81 контактный) и аналогичен Бошевским 7.9.7+. Данный вид ЭБУ выпускается как на производстве Ителмы, так и на Автэл. Взаимозаменяемы с Бош M.7.9.7. Что касается программного обеспечения, то 7.2 является продолжением 5-го Января.
В данной таблицы представлены вариации ЭБУ BOSCH, 7.9.7, Январь 7,2, Ителма, устанавливаемых исключительно на ВАЗ 2109-2115 с двигателем 1,5л 8кл.
2111-1411020-80 | BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,5 л, 1-я сер. версия |
2111-1411020-80ч | BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,5 л, тюнинг версия |
2111-1411020-80 | BOSCH,7.9.7+, Е-2, 1,5 л |
2111-1411020-80 | BOSCH,7.9.7+, Е-2, 1,5 л |
2111-1411020-30 | BOSCH,7.9.7, Е-3, 1,5 л, 1- сер. версия |
2111-1411020-81 | Январь 7,2, Е-2, 1,5 л, 1-я версия, неудачная, заменить A203EL36 |
2111-1411020-81 | Январь 7,2, Е-2, 1,5 л, 2-я версия, неудачная, заменить A203EL36 |
2111-1411020-81 | Январь 7,2, Е-2, 1,5 л, 3-я версия |
2111-1411020-82 | Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 1-я версия |
2111-1411020-82 | Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 2-я версия |
2111-1411020-82 | Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 3-я версия |
2111-1411020-80 ч | BOSCH, 7.9.7, без ДК, Е-2, дин,1,5 л |
2111-1411020-81 ч | Январь 7.2, без дк, со, 1,5 л |
2111-1411020-82 ч | Ителма, без дк, со, 1,5 л |
Ниже представлена таблица с теми же ЭБУ, но на двигатели объёмом 1,6л 8кл.
21114-1411020-30 | BOSCH,7.9.7, Е-2, 1,6 л, 1-я сер, (глючное ПО). |
21114-1411020-30 | BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,6 л, 2-я сер |
21114-1411020-30 | BOSCH, 7.9.7+, Е-2, 1,6 л, 1-я сер |
21114-1411020-30 | BOSCH, 7.9.7+, Е-2, 1,6 л, 2-я сер |
21114-1411020-20 | BOSCH, 7.9.7+, Е-3, 1,6 л, 1-я сер |
21114-1411020-10 | BOSCH, 7.9.7, Е-3, 1,6 л, 1-я сер |
21114-1411020-40 | BOSCH, 7.9.7, Е-4, 1,6 л |
21114-1411020-31 | Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 1-я серия – неудачная |
21114-1411020-31 | Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 2-я серия |
21114-1411020-31 | Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 3-я серия |
21114-1411020-31 | Январь 7.2+, Е-2, 1,6 л, 1-я серия, новая аппаратная версия |
21114-1411020-32 | Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л, 1-я серия |
21114-1411020-32 | Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л, 2-я серия |
21114-1411020-32 | Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л, 3-я серия |
21114-1411020-32 | Итэлма 7.2+, Е-2, 1,6 л, 1-я серия, новая аппаратная версия |
21114-1411020-30 ч | BOSCH, дк, Е-2, дин, 1,6 л |
21114-1411020-31 ч | Январь 7.2, без дк, со, 1,6 л |
“Январь 5.1”
Все виды контролёра своего типа построены на одинаковой платформе и имеют отличия чаще всего в коммутации форсунок и подогревателя ДК.
Давайте рассмотрим следующий пример прошивок ЭБУ Январь 5.1: 2112-1411020-41 и 2111-1411020-61. Первая версия имеет фазированный впрыск и датчик кислорода, вторая версия отличается лишь тем, что у ней параллельный впрыск. Вывод – отличие данных эбу находится только в прошивках, поэтому их можно взаимозаменять.
2111-1411020-61 | Январь5.1, дк, Е-2 |
2111-1411020-61 | Январь5.1, дк, Е-2 |
2111-1411020-61 | Январь5.1, дк, Е-2 |
2111-1411020-61 | Январь5.1, дк, Е-2 |
2111-1411020-61 | Январь5.1, дк, Е-2 |
2111-1411020-61 | Январь5.1, дк, Е-2 |
2111-1411020-61 | Январь5.1, дк, Е-2 |
2111-1411020-62 | Ителма, дк, Е-2 |
2111-1411020-62 | Ителма, дк, Е-2 |
2111-1411020-60 ч | BOSCH,без дк, рег.СО |
2111-1411020-61 ч | Январь5.1,без дк, со |
2111-1411020-62 ч | Ителма,без дк, со |
“М7.3.”
Ошибочное название – Январь 7.3. Это последний тип контролёров, который по настоящее время устанавливается на АвтоВАЗе. Данный тип ЭБУ устанавливается с 2007г. на ВАЗ с нормой токсичности ЕВРО-3.
Производителями данного ЭБУ являются две российские фирмы: Итэлма и Автэл. Ниже, в таблице представлены ЭБУ для двигателей с нормой токсичности ЕВРО-3 И Евро-4.
Euro-3 двиг 1.6, 8 кл | |||
Автел 21114-1411020-11 E-3 | 1-я, 2-я и 3-я версии | ||
Итэлма 21114-1411020-12 E-3 | 1-я, 2-я и 3-я версии | ||
Euro-4 двиг 1.6, 8 кл | |||
11183-1411020-02 Самара | Электронная педаль |
Тюнинг двигателя ВАЗ 2114 8 клапанный инжектор своими руками: инструкция с видео
Есть много методов увеличения мощности двигателя, которые можно воплотить своими руками. Чтобы максимально увеличить возможности машины, нужно добавлять новые цилиндры. Но это самый радикальный и дорогостоящий метод, специалисты советуют обходиться без него или обращаться в автосервис к специалистам.
Общие сведения о двигателе ВАЗ 2114
Существует три модификации для этой модели. Если вы задаете себе вопрос, с чего начать тюнинг двигателя ВАЗ 2114, то сначала нужно понять, с каким материалом придется работать. Различают такие типы:
- Восьмиклапанный двигатель на 1,5 литра.
- Восемь клапанов, но при объеме в 1,6 литра.
- Шестнадцать клапанов при объеме 1,6 литра.
Чаще всего сегодня можно встретить второй вариант. Однако по сравнению с первым пунктом, у этого двигателя прибавилось всего 4 лошадиных силы, что сложно назвать достойной мощностью в наше время. Любая мастерская по ремонту предоставляет услугу тюнинга.
Специалисты же скажут, что самый недорогой способ «разогнать» машину – поставить фильтр нулевого сопротивления и увеличенную дроссельную заслонку. Еще реально установить спортивный распредвал (увеличение мощности на 20%). Можно пойти и более сложным путем, заменив многие детали на облегченные (поршни, шатуны, коленвал).
Способы увеличения мощности
- увеличение рабочего объема цилиндров;
- замена штатного воздушного фильтра;
- установка турбонагнетателя;
- чип-тюнинг.
Первый способ относится к самым надежным и эффективным. После предварительной диагностики, которая даст подробную информацию о деталях и внутренних системах (проводится в любом СТО), нужно правильно расточить поршень, поменять впускной коллектор и коленвал. Без станка и инструментов провести эту операцию не получится. Ведь если неправильно сточить поршень, буквально ошибившись на пару миллиметров, результаты будут катастрофическими. С финансовой точки зрения такая операция обойдется примерно в 400-500 долларов в мастерской, но мощность возрастет в 1.5 раза. Увы, вместе с ней увеличится и расход топлива.
Схема распиновкм ЭБУ Январь 7.2 ВАЗ 2115
В контроллере ВАЗ 2115 очень часто случаются поломки. В системе имеется функция самодиагностики – ЭБУ опрашивает все узлы и выдает заключение о пригодности их к работе. Если вышел какой-либо элемент из строя, на приборной панели загорится лампа «Check Engine».
Схема распиновки ЭБУ Январь 7.2
Узнать, какой именно датчик или исполнительный механизм вышел из строя, можно лишь при помощи специального диагностического оборудования. Даже с помощью знаменитого OBD-Scan ’а ELM-327, полюбившегося многим за простоту использования, можно считать все параметры работы двигателя, найти ошибку, устранить ее и удалить из памяти ЭБУ ВАЗ 2115.