Статья по теме
Как изменилась LADA Kalina?
Need for Race — именно так расшифровывается аббревиатура NFR, а перевод с английского звучит как «жажда гонки». Такое красноречивое название присвоено самой спортивной серийной модели тольяттинского автозавода. Она выпускается на дочернем предприятии «АвтоВАЗа» «ЛАДА Спорт». Официальная премьера модели состоялась во время российского этапа Чемпионата мира WTCC на трассе Moscow RaceWay, а особо страждущим была предоставлена возможность испытать новинку.
Внешность заряженного хетчбэка отличается от обычной Lada Kalina небольшим количеством деталей. Но они настолько существенны, что сразу становится понятно: этот автомобиль не только для простого передвижения из пункта А в пункт Б. «Лицо» стало строже — убрали хромированные вставки решётки радиатора и окантовки противотуманных фар. Сзади появились спойлер, продолжающий линию крыши, плюс диффузор. Впрочем, эти детали являются общими для двух спортивных Kalina — Sport и NFR. Второй автомобиль можно отличить по 17-дюймовым дискам с пятью крепёжными болтами вместо четырёх, обутых в низкопрофильные шины. И, пожалуй, самой яркой, но не самой полезной деталью стали решётки воздухозаборников на капоте. Выглядят они эффектно, но на охлаждение двигателя сильно не влияют, зато открывают доступ пыли и влаге в подкапотное пространство. И совсем небольшой штрих — карбоновая подложка под ладьёй эмблемы Lada на решётке радиатора.
Lada Kalina NFR. Фото: АиФ / Ирина Зверкова
Интерьер спортивной версии имеет особую отделку — везде, где можно, используется кожа: рулевое колесо, чехол на рычаге переключения передач, ручной тормоз имеют такую отделку. Все швы прострочены оранжевыми нитками, этот цвет стал фирменным для NFR. Небольшая ремарка — яркая строчка на руле отмечает его центральное положение, как у самых настоящих спортсменов. Сиденья, помимо вставок из материала, похожего на алькантару, имеют вышивку с аббревиатурой. Задний диван не поменялся (за исключением обивки), а передние кресла получили более эргономичную форму с развитой боковой поддержкой и удлинённой подушкой сиденья. Находиться в них действительно удобно, плотная текстура обеспечивает связь с автомобилем, в поворотах не выскальзываешь из кресла. В остальном — всё, как у обычной Kalina с мультимедийной системой и кондиционером.
Lada Kalina NFR. Фото: АиФ / Ирина Зверкова
Если с точки зрения внешности Lada Kalina NFR изменения имеют поверхностный характер, то всё, что касается техники, переделано кардинально. Главное — шестнадцатиклапанный двигатель объёмом 1595 см³. В официальных источниках указана его мощность в 140 л. с. при 6750 об./мин., но во время презентации представители завода назвали цифру в 135. Всё равно этого достаточно для отличной динамики, да и не столь важно, поскольку работы над силовыми агрегатами продолжаются. Так, например, в предыдущий день мой коллега уложил стрелку тахометра в зону за 7000 оборотов, но двигатель продолжал работать. От возможности «перекрутить» его удерживал только здравый смысл. Во время моих заездов уже появилась отсечка, и при той же нагрузке сокращалась подача топлива, и мотор «засыпал» от удушья. Видимо, за вечер инженеры смогли перенастроить программное обеспечение.
Lada Kalina NFR. Фото: АиФ / Ирина Зверкова
Развивать такую мощность и крутящий момент в 165 Нм при 4700 об./мин. позволил целый комплекс изменений в моторе. Основное — усовершенствованы впускной ресивер, распредвалы, выпускной коллектор. Часть технологий заимствованы у Lada Granta Cup, то есть совершенно боевого автомобиля, участвующего в гонках. А вот коробка передач осталась стандартная: 5-ступенчатая «механика» с тросовым приводом и главной парой 4,3. Для жёсткости и надёжности тяжёлый двигатель и части передней подвески установлены на оригинальный подрамник. Не обошлось и без конструктивных решений, которые стали доступны благодаря сотрудничеству с альянсом Renault-Nissan. Французские детали, в частности, от Megane использованы в усиленных приводе, подвеске и тормозной системе.
Lada Kalina NFR. Фото: АиФ / Ирина Зверкова
Поворот ключа в замке зажигания — и мотор оживает, неуверенно молотя поршнями на холостом ходу. Его стихия — это высокие обороты, поэтому на низких слышна некоторая нестабильность работы. Сцепление у NFR почти гражданское, ход педали длинный и позволяет плавно тронуться без опасения заглушить двигатель. Те же характеристики и у педалей тормоза и акселератора. К ним очень быстро привыкаешь и получаешь тот результат от нажатия, на который рассчитываешь.
Выезд на прямое шоссе даёт возможность проверить разгон автомобиля. Lada Kalina NFR набирает скорость очень уверенно и динамично, если держать обороты в красной зоне. Небольшой провал происходит при переходе на вторую передачу — силовые агрегаты как бы зависают на секунду, а потом продолжают разгонять машину с прежним упорством. Весь процесс сопровождается воем мотора, который иногда переходит на уровень визга. Плюс ощутимые аэродинамические шумы на скорости более 130 км/ч. Но даже несмотря на шум, быстро ехать на NFR скорее приятно.
Lada Kalina NFR. Фото: АиФ / Ирина Зверкова
А всё благодаря спортивным настройкам подвески. Она очень жёсткая — чувствуется каждый шов и камешки на асфальте. К тому же долю демпфирующих свойств потеряли шины более низкого профиля. Разбитая дорога или лежачие полицейские становятся испытанием, к тому же клиренс по сравнению с обычной Kalina сократился на 20 мм, и полученных 130 может кое-где и не хватить. Зато машина устойчива в поворотах и ощущается единым монолитным куском, а не разваливающейся на части колымагой. Хотелось бы чуть потяжелее и поинформативней руль, но тогда на «гражданке» (читай — парковке) маневрирование превратиться в каторгу. В общем, баланс нормальный.
Нормальный для тех, кому нужна честная «железка», без электронных наворотов, позволяющая водителю проявлять свои навыки управления. Единственный недостаток в этом аппарате под названием Lada Kalina NFR — цена. Официально она ещё не объявлена, но, судя по комментариям менеджеров «ЛАДА Спорт», в 600 000 рублей они не уложатся. В то же время похожие горячие хетчбэки, близкие по идеологии, стоят в разы дороже: Renault Clio RS — от 1 131 000 руб., Volkswagen Golf GTI — от 1 317 000 руб. Более цивильная Opel Astra GTC предлагается за 749 000 руб. и дороже, но дух её уже не тот, хотя бы из-за выбора двигателей. Конечно, за сумму более 600 тысяч предлагается достаточное число иномарок российского производства, которые будут иметь почти ту же мощность двигателя и более комфортный салон. Но они смогут удовлетворить лишь потребность в обладании автомобилем. Они не для тех, кто испытывает настоящую жажду гонок.
Lada Kalina NFR. Фото: АиФ / Ирина Зверкова
Lada Kalina nfr-best_новый размер
ДЛЯ ТЕХ, КОМУ ЗА 200
Интенсивный разгон с раскруткой двигателя до семи тысяч оборотов: наконец-то, пятая передача, педаль газа в полу! «Калина» мчит по скоростному овалу русского «Индианаполиса». Под аккомпанемент прямоточной выпускной системы стрелка спидометра уверенно преодолевает о и ползет дальше. Ну, милая, осталось совсем немного до психологического барьера…
Есть! Двести! Можно было бы набрать еще пару километров максималки, но пора притормаживать: профилированные виражи автовазовского полигона в Сосновке мокрые, влетать в них полным ходом — наглость.
Пытаюсь припомнить хоть одну отечественную машину, способную разогнаться до 200 км/ч. Не штучный экземпляр, а товарный автомобиль для обычного потребителя. Разве что мелкосерийный седан ВАЗ‑21106 из середины девяностых. Но у него под капотом стоял двухлитровый опелевский мотор, а на «Калине NFR» — доработанный атмосферный двигатель ВАЗ‑21126 мощностью под 140 л.с. Это самый быстрый российский хэтчбек. Сделан он в инженерно-производственном , входящем в состав ОАО «АВТОВАЗ». Сейчас «Калина NFR», или, если официально, ВАЗ‑219259-81-020, проходит сертификационные испытания, а в продажу поступит к концу лета.
Технические характеристики
Двигатель стал изюминкой хэтчбека. Это сетырёхцилиндровый рядный мотор объемом 1,6 литра и мощностью 136 л. с. Пиковая мощность достигается при 6750 об/мин, крутящий момент – 165 Нм, расход топлива – 7-9 литров на 100 км. За основу был взят 126 мотор от Приоры, который был форсирован модернизацией системы впрыска и установкой новой прошивки.
Двигатель сочетается с 5-ступенчатой КПП механического типа на тросиковом приводе от Лады Калины Спорт. В тандеме они разгоняют НФР с места до 100 км/ч за 9,2 секунды. У Калины Спорт этот показатель равен 9,5 сек., но и мощность двигателя – 118 «лошадей». Максимальная скорость установлена на отметке 203 км/ч (спорт-версия – 198 км/ч).
По своей конструкции Lada Kalina с приставкой NFR мало чем отличается от серийной модели. Сзади – все та же заниженная полунезависимая жёсткая балка с гидравлическими амортизаторами и пружинами. Спереди устанавливаются газомаслянные амортизаторы и более жёсткие пружины.
Рулевой механизм дополнен электроусилителем. Тормозная система – дисковая «по кругу», тормозные диски вентилируемые (передние – 296 мм, задние – 260 мм). Ступицы снабжены пятью шпильками для установки 17-дюймовых колес с низкопрофильной резиной 205/40 R17.
С конца 2016 года автомобиль дополняется механической блокировкой межосевого дифференциала. Основное назначение этой опции – улучшить управляемость, сделать более чувствительным рулевое управление, повысить эффективность крутящего момента.
a1–1
С «Калиной NFR» я познакомился еще в феврале, когда по приглашению АВТОВАЗа приехал поучаствовать в параллельной гонке на заводской Кубок президента.
Специально подготовленные кубковые машины, соответствующие классу Национальный, — это песня! Мотор раскачан до 150 сил (электронный привод газа, новые «мозги» и все такое), дисковая блокировка дифференциала, усиленная подвеска, перенастроенные тормоза, шины Black Rocket с 4,5‑миллиметровым шипом… Само собой, омологированный каркас, пятиточечные ремни, съемный руль для облегчения посадки. Но — те же приборы (можно контролировать даже степень открытия дроссельной заслонки), коробка, подвеска и минимум деталей интерьера ради снижения массы машины до 990 кг.
На старте важно плавно тронуться, не раскручивая мотор свыше 2200 об/мин, иначе долго будешь шлифовать лед. А потом — почти все время полный газ, причем главной рабочей передачей становится третья.
Лада Калина NFR R1
Лада Калина NFR R1. Как уверяют в , конфигурация клетки безопасности рассчитывалась с учетом жесткости всей системы «кузов — каркас».
Лада Калина NFR R1. Как уверяют в , конфигурация клетки безопасности рассчитывалась с учетом жесткости всей системы «кузов — каркас».
И кто бы мне об этом напомнил, когда я искал общий язык с машиной на автодроме! Памятуя, что отсечка на штатном моторе редакционной Калины срабатывает на 6200, я и на «энэфэрке» переключался при этих оборотах — тем более что шифт-лайт (индикатор на панели приборов) подсказывал мне то же самое. Оказывается, это рано — даже максимальную мощность агрегат развивает при 6800 об/мин! И если не выжимать из него все соки, то особой динамики и не прочувствуешь: тронувшись с холостых, ход Калина набирает быстро и ровно, но без огонька — пока стрелка тахометра не доберется до пятитысячной отметки, когда двигатель выдает максимальные 154 Н·м. От 136‑сильного спорткара ожидаешь большего, но нормы токсичности Евро‑5 заметно гасят кураж.
В коробке передач единственное изменение — иная главная пара: стандартные шестерни с отношением 3,7 заменены альтернативными, с отношением 4,3. В повседневной езде это оборачивается повышенным шумом, который издает работающий на высоких оборотах двигатель, а на автодроме помогает интенсивнее ускоряться на выходе из поворота. Порой тяги даже с избытком: внутреннее к повороту колесо начинает пробуксовывать. Проблему решит установка дифференциала повышенного трения, и на рабочей Калине Незванкина она есть. При желании можно купить блокировку, благо такой узел на отечественные модели (выпускает тольяттинская ) обойдется всего в 10 тысяч рублей.
Мелкосерийное производство вообще сказывается на индивидуальности «энэфэрок». «Очень точное, чувствительное и понятное рулевое управление совершенно индифферентно к скачкам колес по колдобинам и интенсивной работе ходовой. На ободе — полный штиль!» — отметил год назад Вадим Крючков, познакомившись с одной из первых машин. И такой похвалы она удостоилась на разбитых дорогах в окрестностях Тольятти! А сейчас, на автодроме, я распускаюсь на выходе из поворота, нагруженные колеса попадают на елочку аккуратного поребрика — и руль сотрясают удары. Видимо, тогда Вадиму досталась машина с усилителем руля корейской фирмы Mando, который работает куда лучше усилителя, поставляемого калужской Автоэлектроникой.
a1–2
Этот перебрал со скоростью в быстром повороте. Меня бог миловал.
Этот перебрал со скоростью в быстром повороте. Меня бог миловал.
На единственном прямике с подъемом успеваешь перейти на четвертую передачу, а это уже свыше 130 км/ч. Всю остальную трассу идешь боком, причем две трети поворотов — слепые, поскольку скрыты высоченными брустверами. Главное — запомнить трассу и побороть страх, потому что машина слушается тебя как бога.
В начале виража чуть выставляешь «Калину» мордой в бруствер — и полный газ! Боком облизываешь поворот, чуть срезая бампером наст, блокировка диффа сама вытягивает тебя на идеальный радиус — и вот ты уже на выходе, чуть корректируя легкий снос. Подлетаешь к следующему виражу, под легкий сброс перекладываешь машину на другой бок — и всё сначала.
Чувство руля потрясающее. А как настроены электронная педаль газа и привод тормозов! Сколько нажал — столько и получил. Это первая в моей жизни «Лада», от которой я пришел в щенячий восторг.
Сравнение с ближайшими конкурентами
Стоимость машины достаточно высокая. В сегменте российских автомобилей в своем классе это самая дорогая модель. Ближайшие конкуренты – Гранта Спорт и Калина Спорт. Среди иномарок ситуация другая, за те же деньги доступны следующие модели:
- Skoda Fabia RS – двигатель на 1,4 л, 180 л. с., турбонаддув, разгон до сотни за 7,3 секунды, максимальная скорость – 224 км/ч.
- Volkswagen Polo GT – 125 «лошадей», объем мотора – 1,4 л.
- Skoda Rapid с турбированным двигателем объемом 1,4 л и 7-ступенчатой коробкой передач DSG.
- KIA pro_cee’d с мотором объемом 1,6 л и мощностью 135 л. с.
Можно также рассмотреть подержанный Renault Clio RS с турбированным двигателем на 1,6 л мощностью 200 л. с., позволяющим развить максимальную скорость в 235 км/ч.
a1–3
Что может быть зрелищнее зимней гонки с параллельным стартом?
Что может быть зрелищнее зимней гонки с параллельным стартом?
В гонке я ничего не выиграл — даже в финальные заезды не пробился. Зимняя трасса на автовазовском полигоне в Сосновке коварна: одна ошибка — и ты на крыше или, того хуже, воткнешься в туннель на пересечении дорожек. Я старался как мог. Директору Ижевского автозавода Михаилу Рябову, у которого за плечами серьезный боевой накат и который в итоге взял главный приз, я проиграл на трехкилометровой трассе чуть больше секунды. Но показанное мной время на моей стартовой дорожке долго держалось среди лучших — пока трек основательно не раскатали. В общем, не стыдно.
А от общения с «Калиной NFR» я только выиграл. Буду надеяться, что это не последняя наша встреча.
СПОРТИВНЫЙ КОНВЕЙЕР
ООО «Лада Спорт» — дочернее предприятие АВТОВАЗа. Его специализация — разработка и производство спортивных моделей. Именно спортивных, то есть горячих версий на базе серийных. Каков уровень производства? Что это — цех, гараж, ангар? Если вкратце — недавно отстроенный полноценный завод с конвейером и цехами, где собирают узлы, агрегаты и системы. Производственный план нынешнего года — 4150 автомобилей. Из них: 2800 — «Гранта Спорт», 1200 — «Калина Спорт», 150 — «Калина NFR».
Сухие цифры, увы, не отражают всей сути. «Лада Спорт» — первый за всю историю отечественного автопрома чисто спортивный конвейер! Как он работает, станет понятно из фоторепортажа. В день съемок по нитке ползли «Гранты». Проследим их путь.
Фотогалерея
Lada Kalina NFR: средство от жажды
Комплектации и цены
Все машины от «Лада Спорт» выпускаются в максимальной комплектации по умолчанию. В нее входят:
- передние подушки безопасности;
- система АБС;
- система мультимедиа;
- подогрев сидений спереди;
- датчики дождя и света;
- противотуманные фары;
- кондиционер;
- парктроник.
В планах подразделения – выпуск эксклюзивной версии НФР, оснащённой турбонаддувом двигателя, способным поднять мощность до 180 л. с. В 2015 году ориентировочная стоимость составляла 650 000 рублей за версию Light, у которой были 16-дюймовые колеса и тормоза от версии Калина Спорт, а также отсутствовали некоторые дополнительные опции максимальной комплектации. Но реальная цена оказалась 820 000 рублей, а позднее – и вовсе 850 000 рублей, тогда как Калина Спорт оценивается в 550 000 рублей.
При этом последняя практически ничем не уступает НФР по оснащению и техническим возможностям. Продажи не оправдали ожидания, желающих выложить дополнительные 300 000 рублей за жёлтую прострочку, новую панель приборов и шильдик NFR оказалось мало. По этой причине после выпуска 50 первых автомобилей Ладу Калину НФР производят только по заказу.
Лада Калина NFR
Лада Калина NFR. Время круга 2:07,0
Лада Калина NFR. Время круга 2:07,0
В частности, благодаря этому боевая Калина NFR R1 оказалась куда быстрее. Цепкие полуслики Yokohama A048 и масса 1170 кг вкупе с более мощным мотором, сближенным передаточным рядом и дифференциалом повышенного трения позволили пилоту проехать квалификационный круг за 1 минуту 54,5 секунды.
Другие Калины Национального зачета СМП РСКГ, не утяжеленные балластом за успехи в предыдущих гонках, здесь быстрее еще на полторы секунды.
Так что, если поставить такую задачу, гражданскую Калину NFR вполне можно подготовить к любительским соревнованиям — шасси у нее настроено как надо. Только платить 850 тысяч рублей, чтобы потом разобрать полсалона, избавиться от избыточных тормозов и колес, поклонники трек-дней не готовы — проще построить нужную машину из стандартной Калины. Неудивительно, что Kalina NFR так и не нашла свою аудиторию. Разблокировать заторможенный спрос помогла бы версия NFR Light с таким же 136‑сильным мотором, подрамником, но без гипертрофированных тормозов и с бюджетным салоном — и я надеюсь, что доведет такую модификацию до своего конвейера.
Лада Калина NFR против гоночной Калины NFR R1: антиблокировка
Лада Калина NFR R1
Лада Калина NFR R1. Время круга 1:54,5
Лада Калина NFR R1. Время круга 1:54,5
Но если оставаться в рамках асфальта, то жаловаться, в общем, не на что. Калина NFR действительно управляется точно, в поворотах ведет себя нейтрально, и лишь сиденья не в состоянии надежно зафиксировать тело при высоких боковых перегрузках, отчего точкой опоры начинают служить руль и элементы салона, в которые приходится упираться коленями. Сиденья здесь оригинальные, с удачным профилем, цепкой обивкой и относительно развитой поддержкой, но поклонникам трек-дней всё же придется менять их на спортивные, вдобавок посадка при этом станет ниже, ближе к желаемой.
У гоночной Калины NFR R1 нет задачи быть удобной в повседневной эксплуатации, поэтому здесь всё заточено под езду на автодромах. В композитный «ковш» Sparco Circuit можно поместиться, только сняв руль OMP, зато потом рабочее место не хочется покидать. Перед глазами не красочный дисплей, которым щеголяет дорожная версия, а монохромный монитор системы телеметрии AiM MXL Pro05. Цена такой штуки — около двухсот тысяч рублей, однако в гонках она заметно упрощает жизнь: можно получить исчерпывающую информацию и о состоянии автомобиля, и о манере пилотирования спортсмена. На центральной консоли — тумблер зажигания, рядом — кнопка стартера… Погнали?
Больше — не лучше
Как и положено, кольцевая Калина NFR R1 куда собраннее и точнее гражданской Калины NFR. Лучше разгонная динамика, точнее отклики на повороты руля, и даже тормозá без АБС здесь в масть. Во‑первых, ты этого ожидаешь, а во‑вторых, контуры здесь не диагональные, а разведенные по осям — и регулятор позволяет выбрать давление в задней магистрали. А механизмы, даром что спереди стоят диски меньшего диаметра, чем в дорожной Калине NFR, работают не менее эффективно.