Владельцы автомобилей ВАЗ 2114 нередко сетуют на безалаберность и недальновидность отечественного производителя. По их мнению, некоторые системы четырнадцатой модели «Самара» имеют конкретные недоработки. Взять хотя бы, к примеру, салонный фильтр автомобиля, к которому больше всего претензий. Он представляет собой полоску фильтрующего материала, помещенную меж двух пластиковых решеток. Конфигурация такого хлипкого фильтра способна удерживать только самый крупный мусор, пропуская в салон все остальные мелкие частицы грязи и различные газообразные соединения.
Конечно, при таком положении вещей, любой автовладелец ВАЗ 2114 будет мечтать об установке нормального очистительного элемента. И это можно сделать, но прежде следует озаботиться приобретением адаптера салонного фильтра. Именно о нем и пойдет речь в нашей статье. Вы узнаете, какие функции он выполняет и как его можно сделать своими руками.
Как выглядит адаптер салонного фильтра и какие функции он выполняет
Адаптер салонного фильтра с установленным в него фильтром (нового образца) от ВАЗ-2110
Адаптер салонного фильтра позволяет установить в ваш автомобиль современный очистительный элемент, который удержит пыль и исключит ее оседание на внутренней стороне лобового стекла, приборной панели и обшивки салона.
Изделие представляет собой модернизированный кожух вентиляционной системы обдува салона с функцией встраивания салонного фильтра от автомобилей ВАЗ 2110. Он имеет разъемную металлическую конструкцию, состоящую из двух частей – фронтальной и задней, в которую и устанавливается фильтр. Стыки обеих частей адаптера уплотнены резиновыми прокладками, улучшающими герметичность конструкции и предотвращающими попадание влаги на вентилятор обдува салона. Таким же уплотнением обработана и нижняя плоскость адаптера. Бортики фронтальной части отвечают за сухость фильтра при дожде или мойке автомобиля. Расположение адаптера в автомобиле обеспечивает установку фильтром вперед по ходу направления движения транспортного средства. Такая ориентация данной конструкции позволяет устанавливать гофрированный салонный фильтр десятого семейства Самары. При этом снятие и монтаж фильтрующего компонента для его периодической очистки и замены можно произвести за несколько секунд. Адаптер можно устанавливать на автомобили с различными модификациями стандартного кожуха, а все благодаря универсальному креплению переходника (адаптера). При установке демонтировать вентилятор отопителя не требуется.
Функции устройства
Функции адаптера салонного фильтра могут несколько отличаться друг от друга, в зависимости от произведенной над ним модификацией.
К основным функциям, присущим любому адаптеру, относят:
- Очистка воздуха, поступающего с улицы;
- Задержка пыли, мусора и вредных автомобильных выхлопов;
- Обеспечение салона чистым, свежим воздухом.
Более дорогие и качественные фильтры, отличаются рядом дополнительных функций, таких как:
- Очистка воздуха от бактерий и микроорганизмов;
- Добавление сорбента активированного угля;
- Продление срока эксплуатации;
- Возможность установить в адаптер фильтр, более современной конструкции.
Купить такую вещь можно в любом автомобильном магазине, примерно за 1500 рублей. Но, давайте рассмотрим вариант с изготовлением адаптера своими руками.
Преимущества салонного фильтра ВАЗ 2110
Угольный и антиаллергенный противопыльные фильтры для ВАЗ-2108, -2109, -21099, -2114, -2115 (семейство «Самара») Салонный фильтр ВАЗ 2110
Мы не зря говорим, что на автомобиль ВАЗ 2114 лучше устанавливать фильтр десятого семейства Лада. Возникает резонный вопрос, так в чем же его преимущества перед «самаровским» фильтром?
Даже если просто взглянуть на два этих фильтрующих элемента, то уже можно увидеть, что площадь рабочей поверхности салонника ВАЗ 2110 намного больше, чем у самаровского. Если быть точнее, то в 6 раз. Такая конфигурация салонного фильтра позволяет при существенно меньшем сопротивлении воздуху, улучшить фильтрацию загрязняющих частиц, посредством более плотной укладки бумажного элемента. По сведениям производителей фильтров, эффективность фильтровального материала по отсеву частичек пыли размером до 1 микрометра составляет 95%. Механические загрязнения размером 2 микрометра удерживаются на 98%. Таким образом, установка адаптера может без существенных потерь объема воздуха позволить вам насладиться всеми достоинствами современного фильтра салона.
Зачем нужна замена
Основной причиной для замены салонного фильтра выступает пыль. Самый активный период загрязнения — это лето и весна. Погода сухая, а потому на дорогах, на улице образуется очень большое количество пыли.
Очевидно, что замена выполняется с целью повышения эффективности очистки воздуха, которым мы дышим, находясь внутри автомобиля. Если игнорировать необходимость смены фильтрующего элемента, вскоре вы начнете вдыхать большое количество пыли, микрочастиц, способных вызвать заболевания разной степени сложности.
У маленьких детей может развиться серьезная аллергия, если они постоянно будут ездить на авто со старым салонным фильтром. Потому это в первую очередь вопрос здоровья.
Цена вопроса
Специалисты советуют выполнять замену элемента дважды в год — в конце лета и в начале весны. То есть перед и после активного периода распространения пыли.
Это влечет за собой необходимость определенных затрат на покупку двух фильтров за год. Но переживать не стоит, поскольку цена обычного фильтрующего компонента составляет всего 150 рублей. Более качественный угольный фильтр стоит немного дороже — 300 рублей. Это небольшая плата за сохранение здоровья и поддержание комфорта внутри автомобиля.
Где достать адаптер салонного фильтра на ВАЗ 2114?
Приобрести адаптер салонного фильтра на ВАЗ 2114 вы можете тремя способами.
Самый простой из них – это покупка изделия в интернет-магазине. К примеру, на сайте adaptech.spb.ru/order.htm предлагают приобрести переходник всего за 1600 рублей.
Плюсы этого способа: Оригинальный адаптер на порядок лучше — толстый металл, порошковая краска.
Минусы: Больно дорогая доставка, да и цена кусается.
Второй способ приобретения заветной вещицы – это покупка все через тот же вездесущий интернет у питерских Самоделкиных.
Плюсы этого способа: Невысокая цена
Минусы: Можно и самим также заморочиться.
Ну, и, наконец, третий способ получения желанной запчасти – это самостоятельное изготовление салонного адаптера.
Плюсы этого способа: Экономия и чувство собственного удовлетворения от проделанной работы по усовершенствованию своего «таза».
Минусы: 8 часов усердий и предварительная подготовка необходимых материалов.
Но мы же не боимся трудностей, правда? И свою пташку можем модернизировать сами в своем гараже. А на сэкономленные деньги лучше купим новый угольный фильтр от «десятки».
Адаптер
Увы, качество и эффективность стандартного фильтра салона, предусмотренного для ВАЗ 2114, оставляет желать лучшего.
По сути, он представляет собой полосу из фильтрующего материала, которая расположена между двумя решетками из пластика. Эффективность такой конструкции незначительная, что вынуждает автовладельцев предпринимать определенные меры.
Самая лучшая мера — это установка адаптера для фильтра. Изготовить его своими руками не сложно, хотя существуют и другие способы получения данной конструкции.
Пример чертежа адаптера
За счет адаптера становится возможной установка действительно эффективного очистителя воздуха для салона, который удерживает мельчайшие частицы, не позволяет водителю и пассажирам дышать пылью.
Внешне адаптер представляет собой усовершенствованный кожух системы вентиляции салона со встроенным в него фильтром. Конструкция состоит из двух элементов — задняя и фронтальная часть. В задний компонент вставляет фильтр, а стыки между частями адаптера имеют уплотнения из резиновых прокладок. Тем самым обеспечивается необходимая герметичность. Нюансы конструкции позволят избегать проникновения влаги даже при мойке машины.
Планируя установку адаптера, специалисты настоятельно рекомендуют использовать гофрированный фильтр салона, позаимствованный у ВАЗ 2110.
Простота конструкции адаптера дает возможность за кротчайшее время своими руками выполнить замену фильтра. А при установке вам не придется снимать отопитель. Так что это идеальное решение, позволяющее существенно усовершенствовать вентиляционную систему вашего ВАЗ 2114.
Варианты получения адаптера
Если вы приняли правильное решение относительно того, что хотите для своего ВАЗ 2114 заполучить адаптер, нужно решить, как именно вы его получите.
Для этого есть три основных варианта.
Вариант | Преимущества | Недостатки |
Приобрести устройство в Интернет-магазине | Вы получаете устройство высокого качества, изготовленное из толстого металла и покрытого порошковой краской | Высокая стоимость самого изделия, плюс не менее дорогая доставка |
Заказать у тех, кто их делает своими руками | Покупка обойдется значительно дешевле по сравнению с Интернет магазином | При желании такое устройство можно изготовить самому, потратившись только на расходники. Качество может оказаться низким |
Сделать своими руками | Существенная экономия финансовых средств, возможность изготовить действительно качественный адаптер. Вы будете знать, из чего он делается и как | Придется потратить много времени и сил на изготовление |
Приступать к самостоятельному изготовлению адаптера следует только в том случае, если вы полностью уверены в собственных силах. Сэкономленные деньги потратьте на покупку качественного угольного фильтра от ВАЗ 2110.
Изготовление адаптера
Инструкция для создания адаптера своими руками достаточно простая. Другой вопрос — насколько точно вы сможете реализовать задуманное.
- Отыщите схемы для создания адаптера. Сейчас в сети их множество. Только учтите, вам нужен адаптер именно под ВАЗ 2114.
- Изготовьте макет из бумаги, чтобы вы точно понимали, куда какая деталь идет, как они между собой соединяются.
- Запаситесь необходимым количеством нержавеющей или оцинкованной стали. Некоторые используют пластик, однако с ним работать несколько сложнее, плюс могут возникнуть проблемы при получении изгибов.
- Вырежьте из материала необходимые элементы адаптера, ориентируясь по чертежу и макету.
- Тисками и киянкой сделайте сгибы. Стенки будут тонкими, потому не используйте металлический молоток. Лучше взять деревянную или резиновую киянку.
- Соединение деталей осуществляется болтами М3 или заклепками.
- Плюс заклепок заключается в том, что не нужно сверлить отверстия в металле. Но они имеют и недостаток — высокая вероятность повреждения тонкого листа металла.
- На последнем этапе тщательно обработайте все стыки, соединения и отверстия с помощью герметика. Это позволит конструкции не издавать лишние шумы в процессе езды.
Готовая конструкция
Процесс изготовления займет не меньше 6 часов. Плюс дополнительно вам придется потратить время на изучение схем, чертежей и создание макета. Так что наберитесь терпения.
Пошаговая инструкция по изготовлению салонного адаптера
- Итак, прежде чем приступить к работе с металлом, следует изготовить шаблоны деталей из бумаги. Распечатываем чертежи частей конструкции и склеиваем их. Вот, что у нас получилось:
Распечатали из Компаса 3D V12 1:1
- После этого берем получившиеся трафареты, ножницы по металлу и вырезаем детали из оцинковки.
- Далее выполняем сгибы деталей в больших тисках, используя деревянную киянку, чтобы не испортить их.
- Затем сверлим дырки дрелью, сверлом по металлу на 3.
- Крепим детали на болтики М3.
- Далее можно установить нашу поделку. Сначала часть, которую за моторчик. Затем сверху часть с рамкой под фильтр.
- Для облегчения монтажа, убрали пластиковую решетку для защиты от листьев.
- Сам адаптер обрабатываем стекольным герметиком, аккуратно промазывая все щели и стыки, чтобы не сифонило, иначе пропадет весь смысл установки.
- Места соприкосновения адаптера с кузовом автомобиля также обрабатываем автогерметиком (силиконовый не подойдет)
- Последний штрих – это резиновый уплотнитель на верх адаптера для защиты обшивки капота.
- Теперь можно поставить салонный фильтр десяточного нового образца.
Итог: при желании можно еще покрасить получившийся апгрейд и в полной мере начать наслаждаться чистым воздухом салона!
Изготовления адаптера из нержавейки
Для того, чтоб смастерить адаптер салонного фильтра своими руками, Вам понадобятся следующие материалы и инструменты:
- Несколько листов нержавейки;
- Ножницы по металлу;
- Дрель;
- Сверло, предназначенное для сверления металла;
- Болты марки М3, в количестве 50 шт.;
- Авто-герметик, в тюбике среднего размера;
- Тиски;
- Киянка (обязательно из дерева или резины);
- Плоскогубцы;
- Листы формата А4, с нанесенными на нее чертежами, которые будут использоваться в дальнейшем, как трафарет;
- И самое главное – большое количество свободного времени.
Зачем фильтровать воздух в салоне
MB W140 — первый серийный доступный автомобиль с подготовкой салонного воздуха
В начале 2000-х годов Мосэкомониторинг провел серию исследований, которые касаются уровня кон угарного газа, оксида азота и серы в дорожных пробках. Выяснилось, что потребление этой гадости водителями машин и их пассажирами превышает допустимый уровень в 14 раз. Причем пешеход, который находится в 5 метрах от автомобиля, вдыхает загрязненный воздух с концентрацией, превышающей допустимую только в два раза. Тоже не сахар, но это не сравнить с теми условиями, в которых находится водитель.
В Европе подобные замеры начали делать лет на 30 раньше и первые салонные фильтры фирмы Bluher стали устанавливать на дорогие машины серийно. Первые образцы очистителей воздуха были похожи на воздушные фильтры системы питания, только с большей способностью пропускать воздух. Дело в том, что двигатель отопителя не в состоянии создавать такое высокое разрежение, как во впускном тракте системы питания. Сопротивление салонного фильтра обязано быть ниже в десять раз, иначе воздух просто не сможет преодолеть сопротивление.
Видеоурок по замене салонного фильтра 2114
Серийный доступный автомобиль с подготовкой салонного воздуха появился только в 1991 году и это был MB W140 S-класса. На него устанавливали примитивную гофру, которая могла задерживать 96% твердых частиц — пыли, резины, взвеси от стертых тормозных колодок, пыльцы растений и прочих более-менее крупных фракций, размером от 6 мкм. Только вот с угарными газами фильтры не справлялись, поэтому для деактивации вредных веществ гофру пропитывали активированным углем. Это там, в Европе. У нас же воздух был ничуть не чище, а если верить тем исследованиям, о которых мы упоминали, то ситуация была и вовсе критической.
ВАЗ вообще не считал это проблемой, поэтому все классические автомобили выходили без каких-либо средств подготовки воздуха в салоне. ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, 21099 выпускались с открытым воздухозаборником и в салон могли попадать не то что частицы величиной в 5 микрон, но часто приходилось выгребать из воздуховодов листья, насекомых, не говоря уже о пыли, которая беспрепятственно попадала в легкие. Самые бдительные владельцы восьмерок и девяток просто натягивали колготки на приемную рамку системы вентиляции, но ни о какой серьезной фильтрации и речи быть не могло.
Установка адаптера и замена фильтра
Готовый адаптер салонного фильтра должен полностью высохнуть. Герметик застынет мгновенно, но лучше дать полежать изделию несколько часов в гараже. За это время можно позаботиться о том, чтобы на руках был новый фильтр печки. Выбирать нужно тщательно, помогут в этом отзывы других автомобилистов.
Сейчас на рынке можно найти многоразовые варианты, которые поддаются чистке. Совет: лучше брать одноразовый, так как он имеет большой ресурс, но цена значительно меньше, если сравнивать с многоразовым вариантом.
Перед тем как установить адаптер и новое очищающий элемент в ВАЗ 2114, нужно достать старый и прочистить полость от пыли и грязи. Последовательность замены:
- Нужно открыть капот и достать уплотнитель из резины. На нем должны быть фиксирующие устройства.
- Далее выкручиваются винты – они крепятся гайками.
- Перед жабо будут пластиковые заглушки – их тоже следует вытащить.
- Отсоединяется жабо.
- В ней есть пластиковая сетка, которую нужно вытащить – крепится она при помощи саморезов.
- Теперь доступ к фильтру печки открыт. Необходимо достать его и обычным пылесосом выдуть всю пыль оттуда.
- В полость помещается адаптер, а в него – новый фильтр салона.
- Заключительным шагом будет сборка всех частей в обратном порядке.
Особенности конструкции ВАЗ-21099
При проектировании автомобиля ВАЗ-2109, после которого появилась модификация 21099, конструкторы не закладывали возможность устанавливать на эти машины салонные фильтры. В результате воздух, поступающий из внешней среды в салон, не очищался. Водителю и пассажирам приходилось буквально дышать пылью, что нарушало уровень комфорта, а также негативно отражалось на здоровье и самочувствии людей. Несколько позже, когда конструкторы учли свои недоработки, они попробовали найти выход из сложившейся ситуации. В результате они создали фильтр, который мог расположиться в авто, исходя из конструктивных особенностей системы вентиляции. Результат точно не удовлетворил запросы потребителей, поскольку назвать такую конструкцию полноценным салонным фильтром даже с натяжкой очень сложно. Всё дело в том, что вносить какие-либо конструктивные изменения в автомобиль производитель не захотел. Это обусловлено дополнительными финансовыми затратами, необходимостью перекраивать сборочный процесс и перенастраивать конвейеры. Стремясь всё же поставить фильтр, но максимально сэкономить на его внедрении, покупатели ВАЗ-21099 получили некую полоску из фильтрующего элемента, которую установили между двух решёток из пластика.
Подобный условный фильтр позволяет задерживать исключительно крупный мусор, грязь, посторонние предметы в виде листьев или тополиного пуха. Многие автомобилисты, которые не вносят никаких изменений в свой ВАЗ-21099 и оставляют машину с заводским фильтром, удивляются, насколько он остаётся чистым даже через 10 тысяч километров пробега. Но в этом нет ничего удивительного, поскольку весь мелкий мусор и пыль проходят через расходник. Всё это оказывается в салоне, и водитель с пассажирами вынужден вдыхать грязный воздух в свои лёгкие со всеми возможными вытекающими последствиями. Что в итоге. Хотя на ВАЗ-21099 может присутствовать фильтр, если вы купили машину более поздних лет производства, говорить о полноценной фильтрации воздуха, поступающего в салон, здесь не приходится. Сам условный фильтр представлен в виде пластиковой решётки, на которой зафиксирован фильтрующий элемент. Он надевается на кожух электровентилятора отопителя на участке, где забирается воздух.
Недостатков у такой конструкции огромное количество. Начать следует с малоэффективной защиты от внешних загрязнений и пыли. Расходник банально ничего кроме крупного мусора задержать не способен. Плюс при работе машины с таким фильтром потоки воздуха, выходящие через дефлекторы в салон ВАЗ-21099, становятся значительно медленнее. Это наиболее заметно будет проявляться зимой, когда салон начнёт медленно прогреваться. Если вас беспокоит вопрос собственного здоровья и комфорта в машине, тогда стоит задуматься о некоторой модернизации системы фильтрации салонного воздуха. И выход из сложившейся ситуации есть. Причём он довольно простой в реализации и не требует внушительных финансовых вложений.
Вывод
В автомобиле ВАЗ 2114, не всегда встречается некорректная работа салонного фильтра, и адаптер может Вам не понадобиться. Но, если при покупке авто, Вам все же не повезло, то данная статья поможет справится с такой проблемой. Естественно, это повлечет за собой расходы, так как в адаптер нужно будет устанавливать фильтр с ВАЗ 2110, который по своей стоимости значительно превышает стоимость штатного фильтра ВАЗ 2114. Ну это, всяко лучше еженедельной чистки салона в автомойке.