Где находится датчик детонации ВАЗ 2115: симптомы усталости и неисправностей

Датчик детонации (ДД) относится к тем деталям, важность которых сложно переоценить. От его исправности во многом зависит работа силового агрегата автомобиля. Несвоевременная замена элемента может спровоцировать поломку мотора. В этой статье мы расскажем о том, где находится датчик детонации на ВАЗ 2115. Также мы перечислим основные признаки поломки и опишем способы проверки данной детали.

За что отвечает


Контроллер детонации — устройство, отвечающие за вибрацию в двигателе. Функции прибора состоят в следующем:

  • отследить возникшую детонацию;
  • зафиксировать неполадки и послать сигнал на ЭБУ.

На основании полученной информации произойдет изменение угла опережения зажигания. В результате детонация постепенно пропадет. Без прибора двигатель работает в нестабильном режиме, что приводит к повышенному износу клапанов.

Чем опасно детонационное сгорание и что его может вызвать?

Но если не соблюдается хоть одно из условий, то высока вероятность возникновения детонационного сгорания, которое в дальнейшем может стать причиной серьезных поломок. Суть данного сгорания сводится к тому, что часть топлива из-за ряда сложившихся факторов в камере сгорания самовоспламеняется. Причем происходит это до того, как между свечными электродами образуется искра, то есть смесь загорается раньше времени.

Особенностью детонационного сгорания является то, что оно подобно взрыву. Сгорание смеси происходит значительно быстрее и сопровождается увеличенным давлением и значительно большей температурой, чем при обычном процессе горения топливовоздушной смеси.

Результатом такого сгорания является оплавление днища поршня, прогорание его или клапанов. В общем, детонация в силовой установке способна нанести огромный вред и надобность в дорогостоящем и длительном ремонте.

Виной же появлению детонации может стать:

  • некачественный бензин с низким октановым числом.
  • особенности конструкции силовой установки (степень сжатия в цилиндре, форма камеры сгорания, положение свечи зажигания и т. д.);
  • изменение рабочих условий в цилиндрах (неправильный угол опережения зажигания, работа под нагрузкой, возникновение значительного слоя нагара, ухудшение качества топливовоздушной смеси).

Схема подключения

Коннект датчика в 2115 представлен на рисунке.

К установленному прибору подключаются 3 провода. Внутри устройства установлен чувствительный элемент и преобразователь сигнала, в состав которого входят операционный усилитель, мостовая схема и выходной каскад.

Принцип действия чувствительного элемента основывается на эффекте Холла. Как только полученный сигнал будет преобразован, он передается контроллеру.

Самостоятельная проверка и замена датчиков впрыска — фаз и детонации на ВАЗ 2114 и 2115 8 клапанов

Двигатели автомобилей ВАЗ 2114 оснащаются множеством устройств и контроллеров, предназначенных для обеспечения правильной работы агрегата. От их слаженной работы зависит работоспособность мотора и основных систем «Четырки». Где находится и как заменить датчик фаз ВАЗ 2114 8 клапанов (ДФ), а также датчик детонации (ДД)? Подробная инструкция представлена ниже.

Признаки поломки датчика детонации 2115

Усталость прибора при длительной работе проявляется так:

  • снижение мощности двигателя;
  • повышение расхода горючего;
  • увеличение температуры агрегата выше нормы;
  • нестабильная работа мотора;
  • появление в салоне автомобиля запаха бензина;
  • высвечивание бортовым компьютером кодов ошибок: 0325, 0326, 0327, 0328.

Однако, эти симптомы еще не указывают на то, что датчик точно вышел из строя. Гарантированно происходит только в том случае, когда наблюдается проявление нескольких признаков одновременно. После этого прибор подлежит проверке. Если он действительно вышел из строя, то требуется замена.

Стоимость ДД

Датчик детонации – это деталь, которую, к сожалению, невозможно отремонтировать. В случае поломки его нужно просто заменить на новый. Устройство можно найти в большинстве магазинов с автозапчастями для ВАЗ. Средняя стоимость датчика – 300 рублей. Конечно, есть детали значительно дороже (в районе 1000 рублей), цена будет зависеть от производителя. Тем не менее, многие автовладельцы отмечают, что высокая стоимость не всегда гарантирует надежность и качество. Поэтому переплачивать нет смысла. Лучше выбирать модели средней ценовой категории. Например, это могут быть детали, выпущенные следующими (Калуга), «Пекар» или KRAFT. Судя по отзывам, эти отечественные марки хорошо зарекомендовали себя, а их изделия служат довольно долго.


В этой статье мы наглядно продемонстрировали то, где находится датчик детонации на ВАЗ 2115. Мы описали симптомы выхода из строя этого датчика, а также показали способы самостоятельной проверки. Если у вас остались вопросы, то обязательно задавайте их в комментариях.

Как проверить

Диагностику датчика сначала проводят с внешнего осмотра. Визуально сразу заметен обрыв проводов или окисление клемм. Устранение неполадок приводит к восстановлению работы прибора. Проведение диагностики ДД осуществляется 2-мя способами. Первый метод:

  1. Запускается двигатель.
  2. Доводится работа мотора до 1500-2000 об/мин.
  3. Небольшим металлическим предметом простукивается по корпусу датчика.
  4. Обороты должны возрасти.

Если этого нет — элемент нуждается в замене.

Второй способ требует наличия мультиметра. Последовательность шагов:

  1. Датчик демонтируется из посадочного места.
  2. Мультиметр переводится в режим вольтметра и устанавливается 200 милливольт.
  3. Щупы прибора касаются контактов датчика.
  4. В отверстие ДД вставляется металлический болт, по которому ведется постукивание железным предметом.
  5. Эти действия должны отразиться на мультиметре.

Если на измерительном приборе не фиксируются изменения показателей, это указывает на неисправность датчика.

Нормы напряжения

На контроллер подается от 20 до 40 мВ. В переводе — 0,02-0,04В.

Обрыв датчика

Если выдается ошибка – ищите проблему в проводке. Не всегда дело в разрыве. Иногда окисляются контакты или нарушается изоляция. Для устранения поломки необходимо просмотреть провода. Обнаруживая неисправность, она подлежит устранению. Провода стыкуются или меняются, а окислившимся контактам делается профилактика.

Как устроен датчик и для чего необходим

Работа механизма основана на принципе пьезоэлемента. Это значит, что если в цилиндре двигателя произойдет вибрация различного характера, с помощью электронных импульсов будет передан сигнал ЭБУ. В свою очередь конечный элемент в этой цепочке внесет изменения в работу угла зажигания.

Такой алгоритм действий позволяет обезопасить узлы и детали от механических повреждений. На «четырнадцатой» в большинстве случаев встречаются широкополосные механизмы, но нередко производитель устанавливал и резонансный тип устройства чаще всего на самых первых экземплярах ВАЗ-2114

Принципиальное отличие устройства резонансного типа заключается в том, что оно способно улавливать только шум детонационной частоты.

Широкополосный механизм выигрывает у своего аналога тем, что обладает более широким спектром возможностей. Такой датчик способен улавливать шумы различных частот, что, несомненно, придает системе автомобиля дополнительной устойчивости.

Устройства работают по различным принципам, поэтому, в случае поломки резонансного датчика его невозможно заменить широкополосным. Аналогичная ситуация и в обратном случае. Если возникла острая необходимость в замене и изменении принципа работы механизма, то придется приобретать новый блок управления.

Ошибки датчика детонации 2115

Неисправность легко определяется по высветившемуся коду. Они бывают следующих видов:

  • 0325 — указывает на нарушение контакта в цепи. Произошел обрыв проводки или окислились места разъемов. Иногда происходит соскок ремня ГРМ. Его следует поставить на место.
  • 0326 (0327) — означают слабую подачу сигнала. Для устранения неисправности проверяют надежность изоляции и качество зачистки контактов. Удостоверьтесь в степени затяжки датчика.
  • 0328 — свидетельствует о проблеме с высоковольтными проводами. Возможен пробой изоляции.

Назначение и расположение ДУТ

ДУТ расположен в топливном модуле, к которому относятся также бензонасос и топливный фильтр.


Место расположения ДУТ

Главное его назначение контролировать уровень топлива в бензобаке.

В конструкцию устройства входит:

  • поплавок;
  • диэлектрическая пластина с расположенным реостатом;
  • штанга, на которой находится контактный бегунок.


Внешний вид ДУТ

Замена

Деталь должна быть точно такой же, как и вышедшая из строя. Резонансные и широкополосные ДД не взаимозаменяемы. Для проведения замены потребуется минимальный набор инструментов, а именно ключ на 13 мм.

Процесс замены:

  • Зачищаем поверхность соприкосновения датчика с блоком;
  • Устанавливаем исправный датчик в обратном порядке.

Принцип действия

В основе ДД лежит технология пьезоэффекта. В его металлическом корпусе находится пластина, которая имеет высокую чувствительность к механическим воздействиям. Детонация создаёт вибрации и акустические волны, распространяющиеся в блоке цилиндров и передающиеся на пьезокерамический чувствительный элемент. Он преобразует механическую энергию колебаний в электрическое напряжение, передаваемое как сигнал на блок управления.

ДД на ВАЗ 2115 бывают двух видов: резонансные (1-контактные) и широкополосные (2-контактные). Все это зависит от типа двигателя и года выпуска автомобиля. Сложно сказать, точно о том, какой ДД установлен на конкретном авто, поэтому перед его покупкой рекомендуется посмотреть на деталь, как она выглядит конкретно на вашем автомобиле, после чего производить покупку.

Резонансный

Чувствителен только к микроразрывам, мощность, которых превышает определённый уровень.

Широкополосный

Такие элементы чувствительны ко всем вибрациям образующимся в ДВС. Данные передаются на блок управления, а он отталкиваясь от величины принятого сигнала уже сам определяет наличие детонации.

Где находится

Мы изучили, какую функцию выполняет датчик детонации. Осталось понять, где находится этот элемент, значимый для нормальной работы двигателя. В большинстве случаев, когда конструкция автомобиля не предусматривает иного, она располагается на блоке или головке блока цилиндров. По фото можно понять, где находится элемент, но он всегда будет располагаться чуть ниже впускного коллектора.


Где датчик детонации

Чаще всего его устанавливают посередине группы цилиндров, чтобы обеспечить точную наладку их работы. Место для них устанавливают исходя из расположения наиболее нагретой камеры сгорания. У поперечно-продольного двигателя контроллер устанавливается чуть ниже впускного коллектора.

Еще одна хорошая статья — что такое круиз-контроль в машине: зачем он нужен, как работает, виды, плюсы и минусы, видео

Положение элемента зависит от его первоначального дизайна. Чаще всего его прикручивают к двигателю и вкручивают в него. На двигателе внутреннего сгорания с 4 цилиндрами датчик будет установлен между вторым и третьим.


Датчик детонации часто устанавливается централизованно

С 4-цилиндровым двигателем внутреннего сгорания целесообразно использовать одинарный датчик детонации, поскольку он сможет полностью контролировать работу всех цилиндров. Если исходная мощность больше, контроллеры вводятся дальше. Учтите, что для ДВС с 6 цилиндрами уже требуются 2 датчика.

Устройство

Сам по себе датчик детонации это небольшой прибор внутри которого расположены элементы пьеза датчика. В состав детали входят такие элементы:

  • Штекер;
  • Изолятор;
  • Корпус;
  • Гайка;
  • Упругая шайба;
  • Инерционная шайба;
  • Пьезоэлемент;
  • Контактная пластина.

На картинке можно подробно увидеть устройство датчика детонации автомобиля ВАЗ 2115, следует отметить, что практически на всех автомобилях ДД выполнены по одному принципу.

Подведем итоги

Как видите, датчик детонации — довольно простой, но важный элемент в общей электронной системе управления двигателем. Важно понимать, что хотя выход из строя дизельного двигателя не приводит к полному отключению ДВС (например, как в случае с ДПКВ), игнорирование такой проблемы в будущем вызовет проблемы с двигателем.

Напоследок отметим, что с учетом качества топлива в LPG рекомендуется отдельно следить за состоянием датчика детонации, так как именно он в конечном итоге может уберечь двигатель от серьезных поломок при езде на некачественном бензине.

Источники

  • https://vestaz.ru/datchik-detonatsii-vaz-2115-neispravnosti-proverka-i-zamena/
  • https://motorist.guru/ustrojstvo/datchik-detonaczii.html
  • https://SmotriAvto.ru/ustroystvo-avtomobilya/dvigatel/datchika-detonatsii.html
  • https://avtorazborka77.ru/turbonadduv/neispraven-datchik-detonatsii-priznaki-neispravnosti-diagnostika-remont.html
  • https://avznn.ru/tyuning/datchik-detonacii-vaz-2116.html
  • https://autoot.ru/datchik-detonacii-priznaki-neispravnosti-zamena.html
  • https://ladafakt.ru/datchik-detonatsii-vaz-2115-priznaki-neispravnosti.html
  • https://autocentrum.ru/articles/datchiki/18771-regulyator-detonacii-i-datchik-faz-vaz-2114-8-klapanov-i-2115-priznaki-neispravnosti-kak-proverit.html
  • https://AutoVogdenie.ru/zachem-nuzhen-v-avto-datchik-detonacii.html
  • https://akppzapchast.ru/esli-ne-rabotaet-datchik-detonatsii-kakie-priznaki/
  • https://medwegonok.ru/priznaki-neispravnosti-datchika-detonatsii-vaz-2115-inzhektor-8-klapanov/
  • https://KrutiMotor.ru/priznaki-neispravnosti-datchika-detonatsii-avtomobilya-zamena-datchika-detonatsii/

Признаки неисправности

Если на вашем автомобиле, по каким-либо причинам из строя вышел датчик детонации, то вы будете наблюдать следующие, признаки неисправности:

  • Ухудшение динамических характеристик;
  • Мотор троит на ХХ;
  • Повышается топливный расход;
  • Компьютер демонстрирует ошибки ДД;
  • При старте и наборе скорости высвечивается «Check Engine»;
  • Неверно выставленное зажигание приводит к периодическому перегреву мотора;
  • При добавлении газа двигатель начинает стучать.

Детонация. Произвольное самовоспламенение топлива

Детонация формируется в камере сгорания, в процессе химической реакции горения бензиновой смеси. В ходе цепной реакции газообразные вторичные продукты, смешиваясь с парами исходной смеси, повторно вступают в процесс горения, создавая неконтролируемый взрыв и самопроизвольное сгорание топливной смеси. По сути, это непредусмотренное и несвоевременное сгорание, сопровождающееся взрывной волной и возросшим коксованием.

Итак, начиная очередной такт, поршень в ДВС сжимает смесь, создавая давление в цилиндре. Затем, через некоторое время (доли секунды) должно произойти воспламенение. Однако, в силу вышеперечисленных причин, аномальное воспламенение происходит уже в момент сжатия (не выдерживая той доли секунды).

Пламя распространяется по камере, образуется фронт увеличенного давления. В купе с давлением поршня на смесь, давление от преждевременного сгорания создают условия образования летучих, легковоспламеняющихся соединений (спиртов, формальдегидов, окислов), которые запускают цепную реакцию. Итогом всего этого становится точечное самовоспламенение взрывного характера.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]