Относительно сложная схема распределения момента от ДВС на колеса объясняется универсальным предназначением Нива 2121 – при грамотном использовании на ней комфортно передвигаться в городе и по раскисшему проселку. Обеспечиваются подобные свойства наличием раздаточной коробки с блокировкой межосевого дифференциала, дополняющих 4- или 5-ступенчатую «механику», в зависимости от года выпуска. Рычаг, находящийся ближе к торпедо, отвечает за отключение/включение межосевого дифференциала, второй «малый» рычаг управляет демультипликатором и имеет 3 положения: повышенный и пониженный ряды, а также нейтраль.
Устройство и принцип действия раздатки Нива 2121
Механизм раздаточной коробки включает более 60-ти самостоятельных деталей, что подтверждает представленный чертеж. Поэтому вполне благоразумно назвать основные элементы и их предназначение.
- Корпус Корпус дифференциала Валы Муфты Сальники Сателлиты Шестерни Фланцы Рычаги
Пара шестерен плотно посажены на ведущем валу, одна из них (большая) предназначена для высшей передачи, вторая (маленькая) – отвечает за пониженную. На них выточены зубцы с прямым и косым профилем. Первые – контактируют с муфтой, вторые – с промежуточным валом. Включение того или иного ряда приводит в движение по ступице в горизонтальном направлении муфты, после чего она соединяется с шестерней на ведущем валу раздатки.
Промежуточное положение отключает коробку (редуктор разомкнут), передвижение авто в этом режиме невозможно. Для управления дифференциалом предназначена передняя косозубая шестерня на промежуточном валу. Включение блокировки, или жесткая сцепка валов приводов обоих осей, осуществляется через муфту. Конструкция характерна для модификаций 21213 и 21214, причем последняя дополнительно комплектуется приводом датчика скорости.
В действующем состоянии (при подключенной понижающей передаче раздатки) передаточное число на первой ступени изменяется с 4,4 до 7,83, второй – с 2,52 до 4,58, третьей – с 1,63 до 2,9, на четвертой – с 1,2 до 2,14, пятой – с 0,98 до 1,75, что выражается в увеличении тягового усилия на колесах.
Органы управления каром
Размещение органов управления показано на рис. 1-4.
- 1 – выключатель звукового сигнала.
- 2 – щиток композиции устройств.
- 3 – управляющее колесо.
На каре с управляющим колесом с вмонтированной подушечкой сохранности для включения звуковых сигналов жмите на облицовку руля в зоне, обозначенной подходящим эмблемой.
- 4 – винт крепления щитка.
- 5 – переключатель внешнего освещения.
При нажатии на плечо клавиши до первого фиксированного положения врубаются габаритные огни, а до второго фиксированного положения – добавочно фары. При всем этом лампа в переключателе подсвечивает кнопку.
- 6 – переключатель электровентилятора отопителя.
При нажатии на плечо клавиши до первого фиксированного положения врубается малая скорость электровентилятора, а до второго фиксированного положения – высочайшая скорость. При включении внешнего освещения зажигается лампа подсветки знака клавиши.
- 7 – сопла обдува ветрового стекла.
- 8 – центральные сопла системы вентиляции и отопления салона.
- 9 – блок управления системой вентиляции и отопления салона.
- 10 – выключатель подогрева заднего стекла.
Подогрев заднего стекла врубается нажатием на плечо клавиши. При включении внешнего освещения зажигается лампа подсветки знака клавиши.
- 11 – заглушка.
- 12 – выключатель задних противотуманных огней.
Противотуманные огни врубаются при включенном свете фар в критериях ограниченной видимости (туман, снег, ливень) нажатием на плечо клавиши. При включении внешнего освещения зажигается лампа подсветки знака клавиши.
- 13 – вещевой ящик.
- 14 – сопла обдува стекол фронтальных дверей.
- 15 – полка для аптечки, журналов и газет.
- 16 – заглушка.
- 17 – заглушка.
- 18 – гнездо для установки радиоаппаратуры.
На каре предусмотрена установка радиоаппаратуры, соответственной по габаритам интернациональным эталонам (ISO 7736, DIN 7736), с подключением его плюсового провода к клемме INT выключателя зажигания. При всем этом следует держать в голове, что потребляемый ток не должен превосходить 10 А, а в цепи питания радиоаппарата нужен предохранитель соответственного номинала.
- 19 – рычаг переключения передач.
- 20 – рычаг переключения передач в раздаточной коробке.
- 21 – пепельница.
- 22 – клавиша фиксации рычага стояночного тормоза.
- 23 – рычаг стояночного тормоза.
Перемещением рычага ввысь приводятся в действие колодки тормозов задних колес. Для возврата рычага в начальное положение нажмите на клавишу 22 и опустите рычаг.
- 24 – прикуриватель.
Для использования нажмите на клавишу патрона до фиксированного положения. Приблизительно через 15 с патрон автоматом возвратится в начальное положение, готовый к применению. При включенном освещении устройств лампа подсвечивает гнездо прикуривателя.
- 25 – рычаг блокировки дифференциала в раздаточной коробке.
- 26 – переключатель очистителя и омывателя заднего стекла.
При нажатии на плечо клавиши до первого фиксированного положения врубается стеклоочиститель, а до второго нефиксированного положения – добавочно врубается омыватель.
- 27 – рычаг переключателя очистителей и омыва-телей ветрового стекла и фар.
- 28 – педаль газа.
- 29 – контрольная лампа прикрытия воздушной заслонки карбюратора.
Зажигается оранжевым светом при включении зажигания, когда вытянута на себя ручка 30.
- 30 – ручка прикрытия воздушной заслонки карбюратора.
Служит для пуска прохладного мотора. При на сто процентов вытянутой ручке воздушная заслонка карбюратора закрыта, при утопленной – открыта.
- 31 – выключатель аварийной сигнализации.
При нажатии на клавишу врубается мигающий свет указателей поворота и контрольной лампы в самой кнопочке. Аварийная сигнализация выключается при повторном нажатии на клавишу.
- 32 – педаль тормоза.
- 33 – выключатель зажигания.
- 34 – педаль сцепления.
- 35 – рычаг переключателя указателей поворота.
- 36 – блоки плавких предохранителей.
- 37 – рычаг привода замка капота.
- 38 – регулятор освещения устройств.
Вращением ручки регулируется яркость освещения устройств и подсветка знаков, если включено внешнее освещение.
- 39 – гидрокорректор фар.
Вращением ручки, зависимо от загрузки кара, корректируется угол наклона пучка света фар таковым образом, чтоб не ослеплялись водители встречного транспорта.
Положение ручки в порядке роста поперечников кружков на шкале гидрокорректора означают:
- один шофер;
- все места заняты либо все места заняты плюс груз в багажном отделении до допустимой перегрузки на заднюю ось;
- один шофер плюс груз в багажном отделении до допустимой перегрузки на заднюю ось.
При остальных вариантах загрузки без превышения полезной массы выбирается среднее положение ручки.
- 40 – рычаг переключателя света фар.
- 41 – композиция устройств.
Источник: www.vazbook.ru
Как пользоваться раздаткой с демультипликатором на Ниве 2121
Нормальное положение для ручек РК, обеспечивающее адекватное поведение на дороге хорошего качества:
- Передняя – от себя Задняя – к себе
Включение специального режима работы трансмиссии производится не за долго до того, как автомобиль начнет преодолевать препятствие (колея, грязь, брод или подъем). Переход на низший ряд необходимо выполнять, остановившись. Возвращение на высшую передачу допускается на ходу, хотя и вызывает проблемы у новичков из-за отсутствия привычного синхронизатора. Несколько сложнее правильно обращаться с принудительной ручной блокировкой межосевого дифференциала. Она, напротив, включается при небольшом (до 20 км/ч) движении машины из-за несовпадения пазов на блокирующей муфте, сателлитах и зубчатом венце. Для упрощенного включения рычага в нужное положение, учитывая устройство раздатки нива 2121, наберите небольшую скорость, после чего, покачивая руль, потяните рукоятку на себя.
Проблемы также могут возникнуть при отключении блокировки, поскольку зубья муфты буквально зацепляются за венец. Включите задний ход и, раскачивая руль, надавите на рычаг от себя. Данное действие производится сразу после преодоления сложного отрезка во избежание перегрузки КПП. Наиболее эффективно отключать дифференциал совместно с переходом на понижающие ступени. Остановить Ниву 4х4 сможет при этом только диагональное вывешивание колес, поскольку штатная межколесная блокировка не предусмотрена. Выполняя перечисленные операции, нельзя давать волю физической силе. Попытка «протолкнуть» передачу с высокой вероятностью обернется дорогостоящим ремонтом.
Органы управления ваз 21214
Переключатель внешнего освещения При нажатии на нижнее плечо клавиши до первого фиксированного положения врубаются габаритные огни, а до второго фиксированного положения – добавочно ставятся под напряжение цепи фар. Особая лампа в переключателе при всем этом подсвечивает кнопку.
Переключатель электровентилятора отопителя Находится под напряжением при включенном зажигании. При нажатии на нижнее плечо клавиши до первого фиксированного положения врубается малая скорость электровентилятора, а до второго фиксированного положения – высочайшая скорость. Особая лампа в переключателе при всем этом подсвечивает кнопку.
Выключатель подогрева заднего стекла Находится под напряжением при включенном зажигании. Подогрев заднего стекла врубается нажатием на нижнее плечо клавиши. Если включено освещение устройств, лампа оранжевого цвета подсвечивает кнопку выключателя.
Выключатель задних противотуманных огней Находится под напряжением при включенном свете фар. Противотуманные огни врубаются в критериях ограниченной видимости (туман, снег, ливень) нажатием на нижнее плечо клавиши.
Рычаг стояночного тормоза Перемещением рычага ввысь приводятся в действие колодки тормозов задних колес. Для возврата рычага в начальное положение нажмите на клавишу 22 и опустите рычаг.
Прикуриватель Для использования нажмите клавишу до фиксированного положения. Приблизительно через 15 с патрон автоматом возвратится в начальное положение, готовый к применению. При включенном освещении устройств особая лампа подсвечивает гнездо прикуривателя.
Переключатель очистителя и омывателя заднего стекла Находится под напряжением при включенном зажигании. При нажатии на нижнее плечо клавиши до первого фиксированного положения врубается стеклоочиститель, а до второго нефиксированного положения – добавочно врубается омыватель.
Контрольная лампа прикрытия воздушной заслонки карбюратора Зажигается оранжевым светом при включении зажигания когда вытянута на себя ручка 30.
Выключатель аварийной сигнализации При нажатии на клавишу врубается мигающий свет указателей поворота и контрольной лампы в самой кнопочке. Аварийная сигнализация выключается при повторном нажатии на клавишу.
Регулятор освещения устройств Вращением ручки регулируется яркость освещения устройств, если включено внешнее освещение.
Гидрокорректор фар Вращением ручки зависимо от загрузки кара корректируется угол наклона пучка света так, чтоб на ближнем свете фар не ослеплялись водители встречного транспорта. Положение ручки в порядке роста поперечников кружков на шкале гидрокорректора означают: – один шофер; – все места заняты; – все места заняты плюс груз в багажном отделении до допустимой перегрузки на заднюю ось; – один шофер плюс груз до допустимой перегрузки на заднюю ось.
При остальных вариантах загрузки без превышения полезной массы подбирается среднее положение ручки.
Источник: zinref.ru
Возможные проблемы
Жесткая эксплуатация, недостаточное внимание, как пользоваться раздаткой на ниве 2121, приводят к появлению:
- Вибрации по кузову в движении Вибрации при старте Гула Шума при маневрировании Тугого включение режимов
Опыт показывает, что виной служат: недостаточный уровень масла, неправильная центровка РК, раскручивание крепления опор и повреждение резинок. Дополнительное влияние оказывает состояние кардана и самого двигателя.
Полноприводной джип ВАЗ-2121 «Нива». Машина эта стала подлинной сенсацией отечественного автопрома. Ее появлению предшествовали многочисленные слухи, домыслы и пересуды. Советскому автолюбителю, не избалованному качеством дорог, давно уже требовался комфортабельный легковой полноприводной автомобиль-внедорожник, на котором можно было бы с равным успехом передвигаться как по асфальту, так и по бездорожью. И вот в 1977 году он сошел с конвейера Волжского автозавода—первая массовая полноприводная «Нива».
Нельзя сказать, что до выпуска «Нивы» в стране не было автомобилей повышенной проходимости. Были. Правда, в основном не штатские джипы-легковушки, а военные грузопассажирские вездеходы, предназначенные в первую очередь для эксплуатации их в вооруженных силах. Безусловно, какое-то количество этих машин попадало и в народное хозяйство, однако в личной собственности автомобилей-вездеходов практически не наблюдалось.
Тем не менее советский автопром неоднократно делал попытки создания комфортабельных легковых внедорожников. Так, еще в предвоенном 1938 году на Горьковском автозаводе был создан опытный образец первого советского легкового вездехода, предназначенного для высшего командного состава Красной Армии.
Машина, получившая наименование ГАЗ-61, была создана на базе «эмки» ГАЗ-11-73 с шестицилиндровым двигателем мощностью 85 л.с. Машина получилась исключительно удачной — на шоссе с полной нагрузкой полноприводная «эмка» развивала скорость до 107,5 км/ч, а проходимость ее была такой, что и в наши дни она вполне бы смогла потягаться на бездорожье с самыми «крутыми» современными джипами-внедорожниками. Серийное производство ГАЗ-61 было развернуто в начале 1941 года; продолжалось оно вплоть до августа того же года. Многие из этих машин прошли всю войну; на ГАЗ-61 ездили такие видные советские полководцы, как Г.Жуков, И.Конев и К. Рокоссовский.
В послевоенные годы с запуском в производство автомобиля ГАЗ-М20 «Победа» снова был поднят вопрос о создании отечественного комфортабельного вездехода — в основном для партийно-хозяйственного руководства сельских районов. Такой внедорожник, получивший название ГАЗ-М72, был создан на базе кузова «Победы» и агрегатов армейского вездехода ГАЗ-69. Машина эта стала воплощением концепции комфортабельных джипов — о таких автомобилях зарубежные автомобильные фирмы в то время даже не задумывались.
Первый отечественный легковой внедорожник ГАЗ-61 (1941 г.)
Полноприводной ГАЗ-М72 — гибрид армейского джипа ГАЗ-69 и легкового автомобиля «Победа» М-20 (1955 г.)
Комфортабельный джип-малолитражка «Москвич-410» производства МЗМА (1957 г.)
Сельский внедорожник ЛyA3-969M на базе агрегатов автомобиля «Запорожец» (1979 г.)
Экспериментальный «Москвич-416» на базе полноприводного автомобиля «Москвич-410Н (юнец 1950-х гг.)
Отечественный комфортабельный джип ВАЗ-2121 — первая собственная оригинальная разработка Волжского автозавода (1977 г.)
Автомобиль был оснащен раздаточной коробкой с демультипликатором и отключаемым ведущим передним мостом. При 16-дюймовых колесах с увеличенными грунтозацепами (такими сейчас оснащена полноприводная «Нива») машина имела значительный дорожный просвет, что обеспечивало ей хорошую проходимость по грязи, песку, снегу, пашне и разбитым дорогам. Машина выпускалась небольшой серией с 1955 по 1958 год. Жаль, что выпуск такого рода машин не получил надлежащего продолжения — для нашей страны с ее бездорожьем такой автомобиль был бы бесценным. С завершением выпуска «Победы» прекратилось и производство ГАЗ-М72.
Необходимость в аналогичном вездеходе тем не менее не только сохранялась, но и даже увеличивалась. В 1950-х годах обычные легковые «москвичи» и «победы», не обладавшие вездеходными качествами, все чаще стали попадать в личную собственность граждан. В эти же годы началось массовое наделение горожан садово-огородными и дачными участками, которые, как правило, были отрезаны бездорожьем от немногочисленных дорог с твердым покрытием.
ВАЗ-2131. Органы управления
Рис. 13. Органы управления
Размещение органов управления показано на рис. 13.
1 – выключатель звукового сигнала. 2 – щиток композиции устройств. 3 – управляющее колесо. 4 – винт крепления щитка. 5 – переключатель внешнего освещения. При нажатии на плечо клавиши до первого фиксированного положения врубаются габаритные огни, а до второго фиксированного положения -дополнительно фары. При всем этом лампа в переключателе подсвечивает кнопку. 6 – переключатель электровентилятора отопителя. При нажатии на плечо клавиши до первого фиксированного положения врубается малая скорость элек-тровентилятора,а до второго фиксированного положения – высочайшая скорость. При включении внешнего освещения зажигается лампа подсветки знака клавиши. 7 – сопла обдува ветрового стекла. 8 – центральные сопла системы вентиляции и отопления салона. 9 – блок управления системой вентиляции и отопления салона. 10 – выключатель подогрева заднего стекла. Подогрев заднего стекла врубается нажатием на плечо клавиши. При включении внешнего освещения зажигается лампа подсветки знака клавиши. 11 – блок контрольных ламп включения подогрева заднего стекла Щ] и включения блокировки дифференциала 1-Ф1. 12 – заглушка. 13 – вещевой ящик. 14 – сопла обдува стекол фронтальных дверей. 15 – полка для аптечки, журналов и газет. 16 – заглушка. 17 – выключатель задних про-тивотуманных огней. Противоту-манные огни врубаются при включенном свете фар в критериях ограниченной видимости (туман, снег, ливень) нажатием на плечо клавиши. При включении внешнего освещения зажигается лампа подсветки знака клавиши. 18 – гнездо для установки радиоаппаратуры. Установка радиоаппаратуры обязана выполняться лишь на аттестованном ПССС с неотклонимой отметкой в сервисной книге.
Цена
И самое главное – цена. Те, кто все-таки решит помять стоковую панель на «комфорт», придется отдать чуть более 7 тыс. рублей
Не нашли интересующую Вас информацию? на нашем форуме.
Рекомендуем прочитать:
Как поднять зарядку генератора ваз 2110, увеличить напряжение при помощи впайки диода
Гудит мост ваз 2107 как устранить
Ваз 2112 16 клапанов рабочая температура
Порядок бронепроводов на ваз 2109
Как снять пружину на ваз 2107
Электросхема ваз 11113 ока с описанием
Расход бензина ваз 2115 инжектор, город, трасса, смешанный цикл
Как ставить помпу на ваз 2114. Замена своими руками
Езда по бездорожью
Многие хвалят данную модель за прилежное поведение в условиях бездорожья, однако речь идет только о версии 4х4, поскольку настоящий офф роуд моноприводному кроссоверу не по зубам. Итак, внедорожный тюнинг Шевроле Нива не так сложен, как может показаться и ограничивается установкой следующих элементов:
- Шины и диски позволят повысить расположение авто относительно дороги и улучшат способность загребать. Более кардинальная альтернатива представлена лифт-комплектом.
- Обвес должен быть выполнен из стальных труб, позаботьтесь о наличии площадки для лебедки. Пластиковый китайский вариант перед настоящей нагрузкой не выстоит.
- Установка лебедки нужна не только при участии в соревнованиях, данный аксессуар также поможет вытянуть машину (не только свою) из канавы или ямы.
- Также тюнинг для бездорожья предполагает наличие шноркеля. Речь идет о специальной трубе для забора воздуха и предохранения двигателя автомобиля от попадания в него воды. Вывод такой трубы осуществляется на крышу.
Комбинация приборов
На рисунке ниже изображена комбинация приборов, которая содержит следующие индикаторы:
1 – температура охлаждающей жидкости. Если стрелка перешла в красную зону, то следует немедленно остановиться, т.к. двигатель перегревается;
Следует помнить! Эксплуатировать автомобиль с перегретым двигателем запрещается. Необходимо доставить автомобиль на СТО для определения и устранения причины, вызывающей перегрев двигателя;
2 – тахометр. Предназначен для информирования водителя о частоте вращения коленвала. Красная зона индикатора указывает на то, что двигатель работает на высокой частоте, что может быть губительного для двигателя;
3, 4 – контрольные лампы включения левых и правых поворотов, соответственно. Загораются зеленым мигающим светом;
5 – спидометр;
6 – уровень топлива;
7 – резерв топлива. Оранжевый цвет. Загорается, если количество топлива осталось менее 6 л;
8 – индикатор габаритного света;
9 – индикатор аварийного состояния тормозов. Красный цвет. Загорается в том случае, если уровень жидкости в бачке гидропривода тормозов ниже отметки min;
Следует помнить! Двигаться на автомобиле, на котором горит индикатор аварийного состояния тормозов, запрещено.
10 – дальний свет. Синий цвет;
11 – кнопка «Сброс показаний»;
12 – пробег автомобиля. На верхней строке изображен суммарный пробег, а на нижнем – суточный. Чтобы произвести сброс суточных показаний счетчика пробега, необходимо зажать кнопку 11 на 5 сек. Автомобиль не должен двигаться;
13 – лампа «Проверьте двигатель». При включение зажигания индикатор загорается, если неисправностей отсутствуют, то лампа тухнет. Если обнаружены какие-либо проблемы, то лампочка горит постоянно;
14 – индикатор включенной аварийной сигнализации. Красный мигающий цвет;
15 – индикатор бортовой сети, часов, температуры;
16 – индикатор заряда батареи;
17 – индикатор включения стояночного тормоза. Красный цвет;
18 – индикатор «Недостаточно масла в двигателе». Красный цвет. Загорается при запуске двигателя, если после пуска индикатор не потух, то необходимо добавить масло;
19 – резерв.
Возможные неисправности
Какие неисправности характерны для приборки:
- Не работают лампочки. Если сразу отказала вся подсветка, вероятнее всего, проблема кроется в плохом питании. Если же не работают только несколько или одна лампа, то индикатор следует заменить на новый.
- Не работает спидометр. Электронная проблема, решает путем демонтажа приборки и поиска плохого контакта или вышедшего из строя элемента платы. Аналогично решается проблема и поломки тахометра.
- Механические повреждения приборки, обусловленные ударами и прочими воздействиями на нее. Если приборка перестала работать из-за этого, необходимо ее снимать и тестировать, чтобы определить вышедший из строя элемент.
- Перелом проводов, эту неисправность также можно отнести к поломкам механического плана.
- Новая приборка после подключения может не работать из-за неправильного подключения.
- Окисление контактов на штекерах, из-за этого могут не работать датчики и контроллеры. Решается проблема путем зачистки контактов.
А еще интересно: Замена помпы нива шевроле, пошаговая инструкция (фото и видео).