Схема вежливой подсветки салона для сборки своими руками


Организуем вежливую подсветку в салон по простой схеме 2022 года

От удобства, комфорта внутри салона зависит безопасность управления автомобилем. Особую роль играет качественное внешнее и внутреннее освещение, которое не должно утомлять глаза водителя и пассажиров, эффективно выполняя свою функцию.

Улучшить качество света внутри салона может без проблем и сам владелец автомобиля. Так называемый диммер с помощью простой схемы можно изготовить своими руками. Также готовое изделие доступно в автомобильных магазинах.

В чем различия диммеров?

Если вы собрались использовать выключатель с регулировкой яркости, сперва нужно узнать какие они бывают. И вообще все ли светодиодные лампы можно диммировать?

Диммеры различаются по следующим критериям:

  • По типу монтажа;
  • по исполнению и способу управления;
  • по способу регулирования.

Давайте разберемся по подробнее с каждым из них.

По типу монтажа

Для наружного монтажа – накладной выключатель с диммером для светодиодных ламп. Для установки такого прибора не нужно высверливать в стене нишу, он просто крепится сверху на стену. Очень удобно использовать в тех случаях, когда интерьер не в приоритете или проложена наружная проводка.

Для внутреннего монтажа – отлично впишутся в любой интерьер, как например этот.

Для монтажа на DIN рейку весьма специфичны и сперва может показаться, что они не практичны. Однако этот регулятор освещения для светодиодных ламп работает с пультом дистанционного управления, при этом спрятан от посторонних глаз в электрощите.

По исполнению

По исполнению регулятор света для светодиодных и ламп накаливания может быть:

  • Поворотным;
  • поворотно-нажимного типа;
  • кнопочным;
  • сенсорным;

Поворотный – один из самых простых вариантов регулятора яркости светодиодной лампы, выглядит незатейливо обладает простейшим функционалом.

Поворотно-нажимной выглядит практически также, как и поворотный. Благодаря своей конструкции, при нажатии на него зажигается свет с такой яркостью, какая была установлена при последнем включении.

Кнопочный регулятор для светодиодного освещения выглядит уже более технологично и органично впишется в современную квартиру. Как например этот выключатель с регулятором яркости для светодиодных ламп.

Сенсорные модели и вовсе могут быть совершенно различны – начиная от светящихся кружочков, заканчивая ровными одноцветными панелями для регулировки напряжения светодиодных ламп.

По способу регулировки

Диммеры бывают разные не только по их исполнению, но и по принципу работы. Это касается именно диммеров переменного тока.

Первый тип диммеров более распространённый и дешевый, по причине простоты своей схемы – это диммер с отсечкой по переднему фронту (англ. leading edge). Немного дальше будет подробно рассмотрен его принцип работы и схема, для сравнения взгляните на вид напряжения на выходе такого регулятора.

По графику видно, что на нагрузку подается остаток полуволны, а её начало срезается. Из-за характера включения нагрузки, в электросетях наводятся помехи, что мешает работе телевизоров и других устройство. На лампу подаётся напряжение установленной амплитуды, а затем оно затухает, когда синусоида переходит через ноль.

Можно ли использовать leading edge диммер для диодных ламп? Можно. Светодиодные лампы с диммером этого типа будут хорошо поддаваться регулировке, только если они изначально для этого созданы. Об этом свидетельствуют символы на её упаковке. Они еще называются «диммируемые».

Второй тип работает иначе, создает меньше помех и лучше работает с разными лампочками – это диммер с отсечкой по заднему фронту (англ. falling edge).

Регулировка светодиодных ламп с диммерами такого типа происходит лучше, а его конструкция лучше поддерживает недиммируемые источники света. Единственный недостаток – эти лампы могут регулировать свою яркость не с «нуля», а в определенном диапазоне. При этом диммируемые светодиодные лампы – просто великолепно регулируются.

Отдельное слово можно сказать о готовых светодиодных светильниках с регулировкой яркости. Это отдельный класс осветительных устройств, которые не нуждаются в установке дополнительных регуляторов, а имеют его в своей конструкции. Их регулировки производятся с помощью кнопок на корпусе или с пульта.

Как сделать устройство своими руками

Взяв на вооружение простую универсальную схему, практически каждый владелец авто может сделать вежливую подсветку своими руками.

Для работы понадобятся следующие детали и материалы:

После завершения всех монтажных работ нужно обязательно проверить полученное устройство.

Чаще всего конструкцию заливают силиконовым закрепителем или устойчивым к высоким температурам клеем. В таком состоянии ее можно устанавливать непосредственно внутрь плафона.

Кроме того, запитать систему можно и от прикуривателя, закрепив источники света под обшивкой в различных точках салона. С помощью светодиодов можно эффективно подсвечивать различные зоны и элементы салонного интерьера.

Бонус. Вопрос читателя по датчику на LP8072C

Рассмотрим схему датчика движения на специализированной микросхеме LP8072C, которую прислал читатель Андрей (см. комментарий к статье от 15.12.2015)

Схема датчика на LP8072C

Ещё раз повторяю его вопрос, и отвечаю:

Да, схема разбита на две платы, как в датчике в начале статьи. 0В – GND, на выв.5 микросхемы, 5В – питание, VDD, на выв.13, и выход на управлением транзистором.

Всё правильно пока. Для интереса, можно базу и эмиттер транзистора закоротить (например, отверткой, при этом выходные 5В упадут на резисторе 5,6кОм, это не страшно). Реле и нагрузка должны выключиться. Это скажет о том, что транзистор и силовые цепи работают.

Между выводами 5 и 11? Это просто силовой выход, вольтметр не должен на него влиять. Получается, вольтметр зашунтировал выход микросхемы, как я выше рекомендовал с закороткой базы-эмиттера отверткой. Такого не должно быть, тут или микросхема неисправна (скорее всего), или вольтметр.

Да, эта цепочка для уменьшения искрения контактов реле, в данном случае роли не играет.

Рекомендую менять микросхему. Но для начала изучите случай, когда проводили измерение, и датчик работал. Дело в том, что входное сопротивление вольтметра при измерении оказывает влияние на схему, и лучше, чтобы оно было больше. Обычно входное сопротивление – порядка сотни килоом, но у дешевых моделей может быть 20…50 кОм (зависит от предела измерения). Поэтому возьмите резистор около 100 кОм, или чуть меньше, и подключите его параллельно выходу микросхемы. Либо между базой и эмиттером транзистора.

Внутри микросхемы должен быть встроен такой резистор, или его ставят между базой и эмиттером транзистора, для повышения надежности работы. Как в схеме датчика освещенности.

А микросхема скорее всего неисправна (частично), или вышла из режима из-за внешней обвязки.

Фото прожектора и датчика движения, Андрей прислал:

Прожектор с датчиком движения на LP8072C

Датчик движения на LP8072C

Датчик движения. Силовая плата

Схема и принцип её работы

Принципиальная схема вежливой подсветки приведена на рисунке.

Её исполнительным органом является 8-битный микроконтроллер ATtiny13 с программируемой flash памятью ёмкостью 1 кБ. Он отличается низким потреблением тока и широким диапазоном питающего напряжения (1,8–5,5 В). Данная схема запитывается от аккумулятора (+12 В). На МК ATtiny13 (вывод 8) напряжение поступает после выпрямительного диода (защита от переполюсовки) и стабилизатора на 5 В, собранного на LM7805 и двух сглаживающих конденсаторах. Выходной сигнал снимается с вывода 5, который затем поступает на n-канальный МОП-транзистор.

Печатная плата

Конструкторская разработка изделия представлена в виде печатной платы podsvetka.lay, которая доступна для Layout версий 5.0 и 6.0. Плата вежливой подсветки выполнена в одностороннем варианте и, несмотря на компактные размеры (18*28 мм), легко собирается своими руками. Резисторы, конденсаторы и диоды – SMD компоненты типоразмером 0805 и 1206. Транзистор AP60T03AH (Imax=45 A, Uси=30 В) установлен в корпусе ТО-252 со стоком на радиаторе. МК ATtiny13 применен в 8-ми выводном корпусе SOIC.

Варианты подключения

Рассматриваемая вежливая подсветка может подключаться двумя способами к салонному освещению авто. Первый (наиболее простой) не предусматривает изменений в электропроводке светильника.

Как видно из рисунка, в момент замыкания концевика ток нагрузки начнёт протекать через самодельное устройство, запуская в работу схему плавного включения (отключения). Если освещение салона включить стационарным переключателем, то схема умной подсветки остаётся незадействованной, и лампочка будет гореть постоянно.

Техническая реализация второго способа предусматривает переделку плафона.

Контур протекания тока нагрузки разрывается по «минусу». Минусовый контакт лампочки соединяется со стоком транзистора, а провод от стационарного переключателя с катодом диода. В результате такого подключения свечением лампы можно управлять как от концевика, так и от штатного переключателя.

Перспективы использования ламп

Традиционные лампочки, которые запрещены сегодня к использованию во многих странах, могут вернуться на рынок благодаря технологическому прорыву. Лампы накаливания, разработанные Томасом Эдисоном, дают освещение путем нагревания тонкой вольфрамовой нити до температуры 2700 градусов по Цельсию. Эта раскаленная проволока излучает энергию, известную как излучение черного тела, которая представляет очень широкий спектр света, обеспечивает не просто теплый свет, но и максимально точное воспроизведение всех известных цветов мироздания. Однако они всегда страдали от одной серьезной проблемы: более 95 % энергии, которая поступает в них, тратится впустую в виде тепловой энергии.

Теперь исследователи из Массачусетского технологического института и Университета Пердью, нашли способ вернуть их былую популярность и обещают создать новые лампы MIT с эффективностью светодиода. Она будет работать путем размещения нано-зеркал вокруг обычного элемента, которые будут возвращать потраченное впустую тепло обратно для получения света в диапазоне эффективности светодиодных и флуоресцентных светильников.

Элемент лампы окружен системой нано-фотонных зеркал с холодной стороны, которые пропускают видимый свет. Но отражают тепло от инфракрасного излучения. Это тепло затем поглощается ее элементом, заставляя излучать больше света. Этот оригинальный трюк очень простой и жизнеспособный. Вольфрамовый элемент тоже был изменен — MIT использует ленту вместо нити, что лучше для поглощения отраженного тепла. Эксперимент, который выполнили физики Огнин Илик, Марин Сольячич и Джон Джоаннопулос, уже сумел утроить ее эффективность до 6,6 %.

Ученые уверены, что могут достичь 40 % эффективности, которая находится на верхнем пределе возможности для любого источника света. Современные светодиоды пока достигают уровня 15 %.

И если ученые выполнят свои амбициозные обещания — традиционные лампы заслуженно воспрянут из забытья. Тогда плавное включение и выключение света будет обеспечено их конструкцией.

Почему удобно использовать умный свет

Использование умного света даёт не только эстетический, но также чисто технический эффект. Такое освещение хорошо воспринимается визуально, даёт находящимся внутри салона хорошую психологическую разгрузку за счёт приятного для глаз света, заодно выполняя несколько дополнительных технических функций. К примеру, устраняет такую раздражающую многих «мелочь», как резкое выключение света внутри салона сразу же после закрытия двери, то есть время его освещения продлевается. Это делается за счёт специальной электронной платы, которая монтируется в осветительную систему авто по особенной схеме, найти которую не составит особого труда.

С чего начать ремонт, если не работает датчик

Данные мои рассуждения и методики относятся не только к конкретному датчику движения, но и к многим электронным устройствам. Например, к датчику освещения, схема которого гораздо проще, но принцип тот же.

1. Проверяем правильность подключения. На данном этапе надо также выяснить, после чего не работает датчик движения, при каких обстоятельствах. Варианты (мозговой штурм):

  • скачок света,
  • выключали электричество,
  • работа строителей,
  • к соседям приходил электрик,
  • какой-то запах,
  • дети крутили,
  • ударили,
  • погрызла собака,
  • соседи затопили,
  • вчера был ветер,
  • иногда плохо срабатывал,
  • и т.д.

На этом этапе уже можно выявить направление, в котором двигаться дальше.

Надо проверить правильность подключения, убедиться, что на датчик приходит положенное питание, и если есть индикаторы, то они должны гореть. Некоторые. Иногда. Далее смоделировать ситуацию, при которой он должен срабатывать.

2. Правильность регулировок. Возможно, неправильно установлены регуляторы, и достаточно правильно настроить датчик. Для этого необходимо поставить регуляторы в положения, в которых его включение наиболее вероятно: Уровень освещенности поставить в положение, при котором датчик будет срабатывать и днём, и ночью. Чувствительность установить максимальную. Время работы установить минимальное. В любом случае, стоит покрутить регуляторы, и проанализировать, как ведёт себя датчик, и реагирует ли вообще.

Процесс ремонта блока управления люстрой

Проблема неисправного контроллера была в том, что не включалось более одного реле. Да и одно реле иногда могло не включиться. То есть, если ещё одно какое-то реле удается включить, то второе и тем более третье уже не включаются.

Для ремонта нужно прежде всего убедиться, что пульт работает (батарейки в норме, и при нажатии на любую кнопку на пульте загорается индикатор), и подать питание на контроллер:

Подключаем контроллер для проведения измерений и проверки в процессе ремонта

Я подключил питание через клеммы Ваго, это очень удобно. Оба провода N (черные) вставил в клеммник, хотя достаточно одного любого. Дело в том, что нагрузку я не подключаю, и провод N, если будет болтаться, может закоротить на выходные фазные провода. Наличие выходных напряжений проверяем можно проверять, подключив 3 нагрузочных лампочки. Но можно поступить проще – проверять наличие/отсутствие фазы на выходах указателем фазы.

Рекомендую для удобства, чтобы не втыкать в розетку, подключить наше устройство не через Ваго, а через двухполюсный автомат, так удобнее его включать/выключать. Номинал – чем меньше, тем лучше.

Прежде всего, проверяем напряжение питания. Измеряем обычным мультиметром, включенным на режим постоянного напряжения, на электролитическом конденсаторе фильтра С3. По отношению к общему проводу (минус диодного моста и конденсаторов С3, С4, как удобнее).

Напряжение при отключенных реле (почти без нагрузки, вхолостую) на конденсаторе фильтра 11,2В, при включении любого из реле падает до 6В. При таком напряжении, даже если декодер выдаст сигнал на открытие транзистора, и он откроется, реле всё равно не включится.

Естественно, подозрение сразу пало на часть электросхемы, отвечающей за питание. А именно – на ограничительный конденсатор С2 перед диодным мостом.

На нем написано 155J. Это означает 15х10^5 пикоФарад. А так как в 1 микроФараде миллион пикоФарад, значит, емкость конденсатора 1,5 мкФ. С напряжением всё ясно, 250В.

Если у него упала емкость, то он сильно ограничивает ток диодного моста, и под нагрузкой напряжение на выходе моста (да и на входе, в первую очередь) сильно просаживается.

Другой возможный виновник просадки – электролитический конденсатор на выходе диодного моста 470 мкФ 25В.

Меняем конденсатор 1,5 мкФ.

Теперь измеряем напряжение на выходе диодного моста в четырех рабочих режимах:

  1. в холостом ходу: 12,9В,
  2. включение одного реле: 12,2В,
  3. включение двух реле: 11,7В,
  4. включение трех реле: 10,5В.

Всё работает нормально!

Другие неисправности контроллеров люстр – ниже:

Из чего делать подсветку?

Светодиод

отличается своей гибкостью конструкции, его невозможно сломать и оторвать. Также их достаточно легко паять и с длиной ламп проблем также не наблюдаются. Вы сможете поместить в любом месте салона отдельные диоды, а также в некоторых категориях таких ламп есть возможность, чтобы менять их цвет.
Однако они несколько дороже других — неоновых ламп
. Кроме того, отмечено, что неон может прослужить намного дольше.

Прежде чем приступить к работе вы должны сами понимать можете ли вы это сделать самостоятельно. Если вы чувствуете хоть малую неуверенность в себе, лучше обратиться к специалистам. Поскольку будет намного дешевле заплатить один раз посторонним людям, чем менять то, что сделано неправильно.

Если вы решились делать все самостоятельно, тогда вам следует знать некоторые тонкости. Покупая диоды на рынке вы должны быть готовы, что их придется паять. Поэтому рекомендуется покупать уже готовую продукцию, хотя стоить она будет немного дороже.

Элементы светодиодной подсветки

Подсветка, в том числе в области ног, может создаваться различными источниками. Без больших проблем своими руками могут быть реализованы все разновидности известных вариантов внутренних подсветок.

Статья в тему: Выбор противоскользящих ковриков на приборную панель автомобиля

Накопленный опыт наглядно свидетельствует о том, что такой тюнинг обеспечивает наилучшие результаты при использовании одиночных и ленточных полупроводниковых источников света, для подсветки области в районе ног и других местах. Это определяется тем, что:

  • они не требуют для своего функционирования высокого напряжения и питаются от бортовой сети автомобиля;
  • за счет низкого напряжения полупроводниковые источники безопасны при эксплуатации, даже в районе ног;
  • источники подобной разновидности экономичны и не создают серьезной нагрузки на бортовую сеть ВАЗ-2110;
  • светодиодная лента обладают очень высокой гибкостью и позволяют обойти контур любой формы;
  • сегодня доступны светодиодные ленты всевозможных цветов.

Применяемые материалы

Чаще всего специалисты советуют обзавестись стандартным мини-набором деталей, в который входят пять резисторов с сопротивлением до 220 К, конденсаторы с ёмкостью в пределах 50–100 мкФ и напряжением 16 вольт, транзисторы разного формата, многожильный провод, диод SR5100, купить которые можно в любом современном маркете радиотоваров. Само собой, что для работы будут нужны незаменимые в таких случаях паяльник, канифоль и припой, а сама установка умного света, если точно следовать той или иной выбранной схеме, займет не более часа. Разумеется, делая в салоне новшество, необходимо строго выполнять все правила технической безопасности.

Место установки защитного блока

Плавное включение света в квартире достигается при правильном выборе места установки. Защиту для каждого светильника устанавливают в зависимости от его места расположения. Если имеется техническая возможность, то лучше поместить его в полость под люстрой. Достоинство устройства — его компактность. Поэтому оно устанавливается в любом доступном месте рядом с осветительным прибором.

С блоком поставляется подробная инструкция. Поэтому его можно установить самостоятельно, не прибегая к услугам электрика. Если позволяет мощность УПВЛ – возможен монтаж для группы из нескольких ламп. В этом случае лучшее место размещения — распределительная коробка. Если в защитной схеме присутствует осветительный трансформатор для понижения мощности, то блок должен находиться первым по ходу тока. Напряжение 220 В должно первым поступать на него, а далее по цепи на всю сеть освещения.

При монтаже устройства плавного включения света необходимо придерживаться строгих правил:

  1. Доступность для ремонта.
  2. Запрещено заклеивать УПВЛ обоями, закрывать гипсокартоном и заделывать штукатуркой.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]