Тормозные колодки – рабочий элемент тормозной системы, который тормозным моментом замедляет скорость вращения колес за счет трения о поверхность колеса или тормозной диск. Замена тормозных колодок — процедура не сложная и по плечу даже начинающему автолюбителю даже без опыта подобной процедуры.
Каждая деталь автомобиля имеет свой рабочий ресурс, который снижается со временем. Износ тормозных колодок зависит от множества факторов и в каждом отдельном случае менять тормозные колодки придется по истечению разного времени.
Принцип работы тормозных колодок
Данный механизм крепится к центральной части колеса, именуемой ступицей, и является чем-то средним между самим колесом и ступицей. Такое расположение позволяет колодкам выполнять свою функцию снижения скорости транспорта. Механизмы дискового типа расположены на передней части вращающейся оси, когда барабанный тип – к задней.
Барабанный механизм воздействует на колодки, поддерживая их в сжатом состоянии, которое достигается благодаря двум специальным пружинам. Верхняя часть колодок входит в пазы тормозного цилиндра, когда нижняя – в ступицу.
- При нажатии на педаль тормоза появляется давление на поршни, которые покидают пределы цилиндра.
- Они-то и толкают колодки, преодолевая сопротивление, оказываемое двумя пружинами.
- Благодаря трению, которое возникает между барабаном и колодками, происходит замедление барабана, что в свою очередь приводит к уменьшению скорости вращения колеса.
- Чем больше давления на педаль тормоза, тем интенсивнее получается трение, и тем быстрее падает скорость.
При работе с механизмами дискового типа наблюдается несколько иной принцип работы.
Диагностика износа тормозных колодок
Как вы уже поняли, тормозные колодки являются основным элементом в системе торможения. И именно они обеспечивают безопасность автомобиля во время движения. Однако, как и любую другую запчасть, их приходится менять время от времени.
Из-за частого взаимодействия с другими деталями, которые слишком близко к ним расположены (барабан, диск), происходит трение между ними и специальными фрикционными накладками. Последние в свою очередь стираются, и возникает потребность в их замене.
Для определения степени износа тормозных колодок обращают внимание на следующие признаки:
- Во время торможения и до полной остановки транспортного средства вы слышите высокий визг. Именно он указывает на то, что поверхности накладок полностью износилась. Следовательно, барабан соприкасается теперь непосредственно с металлом.
- Если вы замечаете, что ваше транспортное средство начало тормозить слишком резком или же наоборот ему требуется много времени, чтобы скорость сошла на нет, это также свидетельствует о наличии пустого места между истертыми накладками и барабаном. Более того, вам требуется прилагать намного больше усилий во время нажатия на педаль газа. Дополнительные усилия при нажатии провоцируют замедление процесса торможения. В случае полного отсутствия фрикционных накладок, торможение выйдет резким, так как трение между колодкой и диском будет усиливаться. Это, в свою очередь, повлечет повреждения уже самого барабана или диска.
- Если вы замечаете биение в педали тормоза, это тоже один из признаков неполадки. Объясняется оно тем, что колодки изношены неравномерно.
Если вы заметили хотя бы один из вышеперечисленных признаков, не затягивайте с ремонтом.
Сложности подбора деталей
Прежде чем приступить к замене, необходимо выбрать подходящий комплект колодок. На рынке присутствует множество вариантов для Лады Приоры. Условно их можно разделить на две категории – детали, оснащенных АБС и без этой системы. Понять, к какому типу относится ваша Lada Priora несложно – в схему автомобилей с антиблокировочной системой входит датчик АБС и подключенный к нему провод.
Основные принципы подбора общие для двух категорий. Товар должен быть хорошо запакован, иметь защитные голограммы и паспорта качества. При покупке целого комплекта с выжимными пружинами желательно их проверить. Нередко встречались наборы из Китая, где скобы пружин развернуты не в ту сторону.
Не стоит искать, сколько будет стоить самый дешевый комплект для ВАЗа. Лучше отдать предпочтение оригинальным деталям или именитым аналогам. Даже при большей стоимости колодки обеспечат отличный ресурс и прекрасную тормозную динамику.
Подбор для машин с ABS
Ниже представлен список комплектов колодок, обладающих лучшим соотношением цена — качество.
Наименование и номер детали | Минимальная цена, руб. |
AT 2090-118BP | 400 |
АвтоРеал АВ18-350-2090 | 450 |
Pilenga BSP1005N | 600 |
Подбор для авто без ABS
Если ваша Лада Приора не оснащена антиблокировочной системой, то следует приобрести специальные колодки. Самыми популярными являются следующие комплекты.
Марка детали | Начальная стоимость, руб. |
Fortech FB-2102 | 500 |
Pilenga BST1002N | 550 |
Bosch 0986487219 | 800 |
Что влияет на надежность тормозной системы
Следует отметить, что есть моменты, которые оказывают большое влияние на надежность и срок эксплуатации тормозных колодок.
К ним можно отнести следующие моменты:
- Как и из чего изготовлены колодки.
- Стиль езды водителя: агрессивная, умеренная.
- Качество дорог.
- Климат и время года.
- Срок эксплуатации.
Как уже говорилось раннее, тормозная система автомобиля требует самого ответственного ухода. Не стоит экономить на ней. Выбирайте только качественные запчасти от проверенных производителей.
Более того, если выбранные вами колодки не подходят под размеры вашего автомобиля, ни в коем случае не беритесь за их видоизменение.
Понимайте, что любое воздействие в будущем способно нарушить ход их работы и привести к необратимым последствиям, наименьшей проблемой из которых окажется быстрое выведения из строя самих колодок.
Проверять состояние тормозного механизма необходимо каждые 10 т. км. Факторы, указывающие на необходимость замены деталей таковы:
- Если толщина остаточного фрикционного слоя равна 2 мм и меньше.
- Если на колодках присутствуют повреждения, полученные не естественным путем.
- Если на механизме присутствуют сколы, трещины, борозды и неровности.
Необходимый инструмент
Чтобы заменить колодки не нужно использовать специальный инструмент, достаточно иметь:
- Набор гаечных ключей;
- Баллонный ключ;
- Плоскогубцы;
- Молоток;
- Выколотка из мягкого металла или деревянный брусок;
- Отвертки.
Лучше иметь под рукой баллон WB-40, так как механизм подвержен коррозии и не всегда получается его разобрать с легкостью.
Замену лучше производить в гараже или на огороженной площадке с малым количеством транспорта вокруг, чтобы не создавать помеху другим участникам движения.
Как заменить передние тормозные колодки
Провести замену передних колодок проще, чем проделать то же самое с задними в силу особенностей их конструкции.
Алгоритм действий таков:
- Поставьте автомобиль на ровную поверхность.
- Поставьте транспортное средство на стояночный тормоз. Убедитесь в том, что оно не откатится назад при смене положения.
- Ослабьте болты, при помощи которых крепятся колеса.
- Используйте домкрат, чтобы поднять нужную часть авто.
- Теперь можно снять колесо со ступицы и оценить состояние тормозной системы.
- При сильном износе, выкрутите болт суппорта и аккуратно снимите сам суппорт с диска.
- Теперь можно снять колодки.
Перед заменой детали не забудьте полностью опустить поршень в цилиндр. Это делается для того, чтобы можно было вновь установить суппорт на его место.
Так как суппорт изготавливается из алюминия, к нему можно прилагать силу – он не повредится.
Теперь можно установить новые колодки, вернуть на место суппорт, колесо, и вернуть автомобиль в прежнее положение.
Продолжение пошаговой инструкции
Теперь давайте вернемся к замене тормозных колодок, продолжим с момента, когда мы сняли тормозной барабан (Шаг 8-й).
Шаг 9-й: снимаем перфорированный диск, именуемый ротором антиблокировочной системы (ABS).
Теперь, чтобы снять тормозные колодки, нужно в четырех местах отсоединить пружины, которые их удерживают. Из куска проволоки было изготовлено нехитрое приспособление в виде крючка, которым очень удобно отсоединять и обратно одевать тормозные пружины.
Если кто-то привык пользоваться плоскогубцами или отверткой – пожалуйста. В этой инструкции будет использоваться крючок.
Шаг 10-й: отсоединяем одну боковую пружину.
Шаг 11-й: отсоединяем нижнюю пружину.
Шаг 12-й: отсоединяем верхнюю пружину.
Шаг 13-й: освободившуюся тормозную колодку аккуратно убираем, не повредив датчик ABS.
Шаг 14-й: убираем верхнюю пружину и распорную планку.
И у нас осталась еще одна пружина, удерживающая тормозную колодку, расположенную слева.
Шаг 15-й: отсоединяем боковую пружину и отводим вниз освободившуюся колодку.
Шаг 16-й: выводим рычаг из зацепления с тросом ручника.
На этом демонтаж старых тормозных колодок завершен.
Мойка снятых деталей
При желании, все что вы сняли можно отмыть бензином или очистителем тормозов. Для этого удобно использовать небольшую малярную кисточку.
Отмываем пружины, распорную планку и рычаг ручного привода колодок, он нам еще пригодится.
Шаг 17-й: отсоединяем рычаг ручного привода тормозных колодок от старой колодки. Для этого необходимо вытащить вот этот шплинт.
Шаг 18-й: давим на палец и отсоединяем рычаг.
Теперь все тоже самое проделываем с новой колодкой, только в обратной последовательности.
Шаг 19-й: Вставляем палец, одеваем шайбу, вставляем шплинт и разводим усики в стороны.
Готово! Новую колодку можно устанавливать на место.
Шаг 20-й: на колодку можно сразу надеть нижнюю стягивающую пружину, а затем продеть рычаг ручного привода колодок в трос стояночного тормоза.
Шаг 21-й: фиксируем колодку с помощью боковой пружины. Для этих целей удобнее использовать шило.
Заводим пружину. Тут главное попасть в отверстие. Когда кончик пружины попадет в отверстие, вы услышите характерный щелчок.
С этого момента развитие событий может принимать самый неожиданный оборот. Пожалуйста, будьте внимательны, потому что сейчас мы разберем самые распространенные ошибки, из-за которых тормозной барабан не надевается на колодки.
Как заменить задние тормозные колодки
При наличии механизма барабанного типа замена вышеупомянутых деталей значительно усложняется.
- Необходимо задомкратить машину и снять колесо. Для снятия барабана расстопаривается и выкручивается гайка, которая крепится к нему. После этого деталь аккуратно снимается со ступицы. Обязательно обращайте внимание на подшипник, который при наличии стояночного тормоза, необходимо извлечь.
- Теперь можно приступить к снятию пружин. На выполнение этого действия придется приложить немало усилий, так как они создают значительное давление. После этого с колодок снимаются фиксаторы. Теперь представляется возможным извлечение самих колодок.
- Как и в случае с передней частью авто, здесь тоже следует утопить поршень.
- Устанавливаются новые элементы, фиксируются при помощи фиксаторов и пружин, возвращают на место подшипник.
- Теперь можно вернуть на место барабан и колесо.
После этого нужно учесть такой момент, что нельзя отдельно заменить либо задние, либо передние колодки. Замену необходимо производить сразу и на всех колесах.
Возвращение к пошаговой инструкции
На этом обзор ошибок завершаем и возвращаемся к сборке наших тормозов.
Шаг 22-й: после установки распорной планки, в колодку с рычагом, ставим вторую колодку.
Устанавливаем аккуратно, чтобы не повредить датчик ABS. После установки осталось надеть пружины.
Еще раз посмотрите, как должна быть установлена распорная планка.
Если у вас так же – то все в порядке.
Шаг 23-й: следующим шагом будет натягивание верхней пружины. Натягивать пружину удобнее крючком.
Шаг 24-й: надеваем нижнюю пружину.
Шаг 25-й: аналогичным образом надеваем боковую пружину.
Убедитесь, что все четыре пружины надеты, после чего можно приступать к следующему шагу.
Шаг 26-й: ставим на место ротор ABS.
Шаг 27-й: надеваем тормозной барабан.
Шаг 28-й: направляющие, которые у нас были вкручены в резьбовые отверстия, выворачиваем, чтобы зафиксировать ими тормозной барабан.
Подтягиваем направляющие. Если тормозной барабан легко проворачивается – значит все сделали правильно.
Шаг 29-й: после установки тормозного барабана можно надевать колесо.
Шаг 30-й: в завершении, не забудьте обратно натянуть ручник, который ослабляли вначале, прикрутить кожух и подвесить на резинки глушитель.
На этом замену задних тормозных колодок можно считать завершенной.