Ремонт / От Владимир
- Признаки необходимости замены
- Необходимые инструменты
- Замена задних тормозных колодок ВАЗ 2109
Советы по работе на видео
- Как это делают опытные автовладельцы (видео)
Тормозная система — это ваша безопасность на дороге. Если сломается двигатель, то вы просто дальше не поедете, а при поломке тормозов, наоборот, вы не сможете остановиться и последствия могут быть разными (вряд ли хорошими). Стоимость накладок невысока и заменить их под силу каждому, поэтому не стоит экономить на жизненно важных «органах» автомобиля, проводя замену колодок на ВАЗ 2109 и других аналогичных моделях авто.
Когда и зачем менять
Зачем, конечно, риторический вопрос. Ни один автомобилист не захочет остаться без тормозов. Возможные осложнения приведут только к удорожанию ремонта:
- на ходу заклинит одно из колёс;
- из-за предельного износа произойдет утечка тормозной жидкости;
- сломается суппорт.
Тормозной механизм заднего колеса: 1 — щит тормозного механизма, 2 — колёсный цилиндр, 3 — верхняя стяжная пружина колодок, 4 — тормозная колодка, 5 — накладка колодки, 6 — тормозной барабан, 7 — установочный штифт, 8 — направляющая пружина, 9 — нижняя стяжная пружина
На вопрос «когда» прямо влияет стиль езды и качество колодок. Существуют усреднённые показатели: для передней оси — 15–20 тыс. км, для задней (барабан) – до 100 тыс. км. Но это не освобождает от регулярной проверки.
Тормозной механизм переднего колеса: 1 — тормозной диск, 2 — направляющая колодок, 3 — суппорт, 4 — тормозные колодки, 5 — цилиндр, 6 — поршень, 7 — сигнализатор износа колодок (смотровое окно), 8 — уплотнительное кольцо, 9 — защитный чехол направляющего пальца, 10 — направляющий палец, 11 — защитный кожух
Особенности замены задних тормозных колодок на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
Срок службы задних тормозных колодок на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях — 60-70 тысяч км пробега.
В зависимости от манеры езды, исправности тормозной системы и условий эксплуатации этот срок может меняться в большую, либо меньшую сторону. Поэтому периодичность проверки состояния тормозных колодок 60.
000 км пробега. Минимально допустимая толщина накладок тормозных колодок 1,5 мм. В этом случае тормозные колодки подлежат замене. Заменять их необходимо парой (на правом и левом задних колесах одновременно).
- Необходимые инструменты, приспособления и запчасти
- — Комплект задних тормозных колодок для автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций
- — Среднеразмерная шлицевая отвертка
- — Плоскогубцы с тонкими губками
- Подготовительные работы
- — Снимаем заднее колесо
- — Снимаем тормозной барабан
- — Очищаем задний тормозной механизм от грязи
Порядок замены тормозных колодок на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
Снимаем вначале переднюю тормозную колодку, затем заднюю. Перед снятием максимально возможно сводим колодки, утопив поршни тормозного цилиндра вовнутрь. Это можно сделать при помощи двух монтажных лопаток если их концы завести за буртик опорного тормозного щита и сжать ими колодки.
— Отсоединяем верхнюю стяжную пружину тормозных колодок
Опираемся шлицевой отверткой отверткой на тормозной цилиндр и используя ее как рычаг поддеваем её лезвием край верхней стяжной пружины и выводим его из зацепления с передней колодкой. Вынимаем пружину.
Отсоединяем верхнюю стяжную пружину
— Отсоединяем направляющую пружину передней колодки
Отверткой или плоскогубцами поддеваем ее край и выводим из зацепления с колодкой.
Снимаем направляющую пружину передней тормозной колодки
— Снимаем переднюю тормозную колодку
Опускаем ее вниз вместе с нижней стяжной пружиной. Пружину отсоединяем и снимаем руками.
Снимаем переднюю тормозную колодку
— Снимаем разжимную планку
Она ни чем не закреплена и просто вынимается.
Снимаем разжимную планку
— Отсоединяем направляющую пружину от задней тормозной колодки
Поддеваем ее отверткой или плоскогубцами.
— Снимаем заднюю тормозную колодку
При этом необходимо вывести из зацепления с рычагом ручного привода наконечник троса стояночного тормоза (рычаг закреплен на задней колодке).
Снятие задней тормозной колодки
— Отделяем рычаг ручного привода от задней колодки
Для этого необходимо расшплинтовать ось рычага при помощи плоскогубцев и снять с нее рычаг.
Все, тормозные колодки сняты.
Особенности установки новых тормозных колодок в тормозные механизмы задних колес
- — Устанавливаем вначале заднюю тормозную колодку, потом переднюю в порядке обратном снятию
- — Присоединяем к задней тормозной колодке рычаг ручного привода
- При этом надеваем рычаг на ось, устанавливаем дистанционную шайбу, устанавливаем рычаг, зашплинтовываем.
- — Стяжные пружины натягиваем при помощи плоскогубцев или отвертки
- — После установки тормозных колодок и барабана несколько раз нажимаем на педаль тормоза для самоустановки зазора между колодками барабаном
- Проделываем аналогичную процедуру снятия старых тормозных колодок и установки новых, для другого заднего колеса.
Примечания и дополнения
— При замене задних тормозных колодок необходимо оценить состояние тормозных барабанов, так как эффективность работы задних тормозных механизмов тормозной системы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 строится на взаимодействии: колодки — барабан. И если изношен барабан, а колодки новые, нормального торможения добиться не удастся.
— Так же если необходимо заменяем направляющие пружины обеих колодок.
— Следует обратить внимание на тормозные цилиндры задних тормозных механизмов. Подтекание тормозной жидкости через их уплотнения недопустимо. Так же недопустима работа цилиндров с поврежденными пыльниками.
Необходимые инструменты
Для передней и задней оси вам понадобятся кардинально разные наборы инструментов. Начнём с простого. Для замены передних колодок дисковых тормозов вам понадобятся:
- плоская отвёртка;
- рожковые ключи на 13 и 17;
- щётка по металлу.
При отсутствии WD-40 можете воспользоваться керосином. Распыляйте его из одноразового пульверизатора
Следующий перечень для замены задних накладок ВАЗ 2109 (21099) может понадобиться не весь, но нужно быть готовым к сложностям. Полный рекомендуемый список:
- молоток (желательно побольше);
- плоскогубцы;
- плоская отвёртка и щётка по металлу;
- смазка WD-40;
- деревянный брусок или доска;
- два рожковых ключа на 13;
- головка на 13 с удлинителями.
Надеваем перчатки и приступаем к работе.
Подготовка к замене
Транспортное средство, прежде всего, устанавливают на ровное место. Его передние колеса необходимо зафиксировать колодками, поскольку заднюю часть понадобится поднять домкратом. Дополнительную опасность для владельца представляет то обстоятельство, что все работы производятся при отпущенном ручнике. Не забудьте также обязательно выставить первую передачу перед тем, как приступить к замене.
ПОДРОБНОСТИ: Замена задних ламп Лансер 10 Фото инструкция как поменять задние лампы Лансер 10
Для того чтобы не тратить время на поиски инструмента, подготовьте его заранее. Вам понадобятся:
- пассатижи;
- набор обычных накидных ключей;
- деревянная болванка;
- балонный ключ;
- 6-гранные головки вместе с удлинителем.
Поскольку для замены колодок тормозных требуется снять колеса, перед поднятием авто домкратом болты на них ослабляют. Срывать их с места в подвешенном состоянии нельзя ни в коем случае.
Непосредственно из ступиц удаляются направляющие штифты (их по два на каждой). Для этого используют ключ торцовый на 12 мм.
Как правило, демонтаж тормозного барабана не вызывает затруднений, но иногда он не поддается. В этой ситуации используют болванку. Дерево не может в принципе повредить указанную выше деталь, а вот металлический молоток сделает это легко. От удара барабан, в частности, может треснуть или, к примеру, деформироваться.
Если снять его никак не удается, то необходимо вкрутить ранее снятые штифты в снабженные резьбой дырки. Они тогда упрутся в ступицу и выпрессуют барабан. Важно затягивать их максимально равномерно, иначе из-за перекоса снимаемую запчасть намертво заклинит.
Как поменять передние своими руками
По сравнению с предыдущей процедурой, замена передних колодок покажется очень лёгкой. Колесо, конечно, тоже придётся снять. После чего можно убедиться в необходимости ремонта через специальное «окошко». Толщина фрикционного материала не должна быть менее 2 мм, иначе рискуете в любой момент остаться без тормозов.
Замерьте толщину линейкой, на глаз такие расчёты лучше не делать
- В верхней части суппорта есть единственный болт, зафиксированный стопорной шайбой. Необходимо разогнуть её с помощью плоской отвёртки.
Используйте длинную тонкую отвёртку с плоским жалом Если «сопротивляется», воспользуйтесь молотком. Откручивать болт следует, придерживая направляющую другим ключом.
Фиксируйте механизм вторым ключом от проворота - Тормозной шланг нужно освободить из его крепления.
Уберите тормозной шланг Теперь вы сможете «раскрыть» суппорт, отодвинув его в сторону. Извлеките старые колодки.
Демонтируйте изношенные колодки - Чтобы новые накладки четко стали на место, лучше хорошенько почистить все точки соприкосновения.
Здесь пригодится щётка по металлу - Естественно, что новые фрикционы толще старых и не получится поставить суппорт назад. Поэтому необходимо вжать тормозной цилиндр. Для этого понадобится большая отвёртка. Закройте тормозной механизм без колодок и упритесь отвёрткой, как рычагом, в цилиндр. Понадобятся определённые усилия, поэтому соблюдайте осторожность, чтобы отвёртка не соскочила. После чего установите новые накладки, закройте суппорт и наживите болт крепления.
Шаг 3
Шаг 2
Шаг 1 - Обратная сборка будет быстрой. Зажмите болт, придерживая вторым ключом направляющую, и загните на место стопор шайбы. Не забудьте зафиксировать тормозной шланг, и можно прикручивать колесо на место.
Завершите установку защёлкиванием стопора шайбы и фиксацией тормозного шланга
Как это делают опытные автовладельцы (видео)
Этапы работ
Итак, работу по замене тормозных колодок можно разделить на несколько отдельных этапов, а именно.
- Первый этап включает в себя процедуру, которая подразумевает подтягивание троса регулирующего работу ручного тормоза. Сразу нужно сказать, что это достаточно сложная манипуляция, которая потребует установить машину на смотровую яму или использовать специальный подъемник. Усложняет работу то что придется снимать глушитель что конечно тоже занимает достаточно много времени.
- Дальше нужно снять задние колеса и добраться до тормозных барабанов. Причем, так как этот элемент постоянно взаимодействует с колесом, он прикипает и поэтому для его разблокировки понадобиться применить специальную смазку.
- Бывают ситуации когда диск зажат настолько туго что его не получается сразу раскрутить. В этом случае нужно прибегнуть к определенной хитрости. А именно используя смазку нанести ее на все соприкосновения диска. После того это сделано нужно начать постукивать по барабану обязательно используя при этом деревянный брус. Только его применение не позволит молоту повредить диск.
- Когда все-таки с диском покончено, можно приступать непосредственно к процедуре замены колодок. Для этого нужно использовать отвертку и плоскогубцы поддев вначале верхнюю, а потом нижнюю пружину.
- Стоит помнить, что при замене колодок используется специальный рычаг, который остается на своем месте и в дальнейшем работает с новыми колодками.
После того как процедура по замене колодок выполнена в полном объеме предстоит работа по сборке барабанов и колеса. Делается это в обратном порядке. Когда работа окончена, нужно провести небольшое испытание новых колодок и только после этого можно выпускать машину на дорогу.
Дополнительные рекомендации
- Если не получается выжать тормозные цилиндры, то откройте крышку бачка с тормозной жидкостью, чтобы снизить давление.
- При неравномерном износе колодок обратите внимание на суппорт. Скорее всего, понадобится ремонт.
- При замене задних накладок поменяйте и все пружины. Стоят они недорого, зато уберегут от возможных отказов до следующей замены.
- Направляющие переднего суппорта можно смазать графитовой смазкой для более плавной работы.
Замена колодок на передней оси не вызовет проблем даже у «чайников» автомобильного ремонта. А вот с задней не всё так просто. Заранее оцените свои силы и возможности: сможете ли вы добраться до тросика ручника и справится с прикипевшим тормозным барабаном? Если да, то всё обязательно получится.
Замена крана отопителя ВАЗ 2114 своими руками
Ремонт и замена крышки бензобака своими руками