Как проверить ГТЦ? Признаки неисправности главного тормозного


В тормозной системе автомобиля ВАЗ 2114 присутствует главный тормозной цилиндр (ГТЦ). Основная задача этого агрегата заключается в преобразования усилия, когда водитель нажимает на педаль тормоза. Тормозной цилиндр находится на крышке вакуумного усилителя, а над ним расположен бачок тормозной жидкости. Как и любая другая деталь, ГТЦ может повредиться и выйти из строя. Чтобы заменить его, необязательно отправляться на автосервис, эту работу можно выполнить своими руками.

Признаки неисправности ГТЦ

Когда устройство выходит из строя, водитель может заметить следующие признаки:

  • Уменьшение эффективности при торможении.
  • Разгерметизация тормозной системы.
  • Износ уплотнителей.

Проверить работоспособность главного цилиндра можно простым способом – при заглушенном моторе необходимо зажать педаль тормоза. После этого ВАЗ 2114 следует завести, оставляя ногу на педали. Если она проваливается, то система работает исправно. В другом случае требуется диагностика, а иногда и восстановление герметичности соединения. Разумеется, можно воспользоваться ремонтным комплектом, но тогда детали будут неравномерно изнашиваться. Лучшим решением будет полная замена агрегата.

ВАЖНО! Неисправности главного цилиндра могут негативно повлиять и на работу силовой установки. Проявляется это в понижении динамики, подтеков жидкости, а также в снижении разгона. Опытные автомобилисты в таком случае зажимают вакуумный шланг при запущенном моторе. Если после этого признаки, то необходимо менять усилитель торможения.

Проверка

Вам следует удостовериться, что виновником нарушения нормального функционирования тормозной системы выступает именно главный цилиндр. Сделать это легко, вам даже не придется ехать в сервисный центр и тратить на это деньги.


Расположение агрегата

  1. Зажмите педаль тормоза при выключенном силовом агрегате.
  2. Заведите двигатель, не снимая при этом ногу с педали газа.
  3. При нормальном функционировании ГТЦ проваливается под действием вакуума.
  4. Если провал педали не происходит, потребуется провести более тщательную диагностику и восстановить работоспособность устройства.

Необходимые инструменты и материалы

Замена главного цилиндра должна быть начата только в том случае, если под рукой есть необходимые инструменты и материалы. Начать стоит с инструментов:

  • Плоскогубцы.
  • Головка на «18».
  • Ключи на «17», «13» и «10».
  • Щетка по металлу.
  • Приспособление для снятия штуцеров.
  • Инструмент для натяжения пружин.

Что касается материалов, то к ним можно отнести только жидкость для системы.

Разумеется, стоит приобрести новый тормозной агрегат. Рядом с местом работы должна быть разложена клеенка или другое чистое покрытие. В процессе туда следует класть детали. Агрегат нужно покупать непосредственно для ВАЗ 2114, так как с 2109 и 2111 есть различия.

Процесс замены ГТЦ и тормозной жидкости

Когда инструменты, новый механизм и жидкость подготовлены, можно начинать демонтаж старой запчасти ВАЗ 2114:

    Первым делом необходимо отсоединить минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Замена главного цилиндра предполагает полное удаление старой тормозной жидкости – лучше всего это делать шприцем;

Совет! При сборке системы автомобилисты часто путают тормозные трубки. Чтобы облегчить работу, рекомендуется подписать их маркером. Это касается любых деталей в автомобиле ВАЗ 2114.

  1. Когда резьба удалена, можно начинать демонтаж главного агрегата. Воспользовавшись головкой на «18», необходимо снять гайки, которыми главный цилиндр присоединяется к усилителю;

Также может потребоваться замена вакуумного усилителя. В этом случае следует демонтировать штуцер и повернуть главный агрегат в сторону. После этого необходимо отвинтить шланг и перейти в салон автомобиля ВАЗ 2114, где расположена стопорная скоба пальца. Сняв все крепления, можно установить новый усилитель давления жидкости.

Транспортные средства включают в себя большое количество элементов, обеспечивающих полноценную эксплуатацию. Стоит ли говорить, что среди таких систем нет малозначимых. Особенно когда речь идет о тормозной системе, напрямую обеспечивающей безопасность водителя.

Главный тормозной цилиндр можно смело назвать ключевой частью в схеме тормозных гидроприводов. Поэтому ГТЦ стараются сделать максимально надежным. И все же предотвратить сбои в работе можно только своевременной профилактикой, так как без обслуживания в автомобиля рано или поздно перестает работать любая система.

Что такое главный тормозной цилиндр и для чего нужен

Главный тормозной цилиндр и бачок.

Торможение осуществляется за счет того, что колодки прижимаются к диску. Это делается поршнями, которые приводятся в действие гидравлической системой с тормозной жидкостью. Однако для работы тормозной механики необходимо, чтобы давление как-то передавалось нажатием педали. Для этого и нужен главный тормозной цилиндр, передающий механическое воздействие водителя гидравлической системе через усилитель.

Учитывая важность детали, ее стараются сделать максимально надежной. Но еще большую надежность может обеспечить только дополнительная система, поэтому во всех современных машинах ГТЦ двухсекционный. Каждая секция обслуживает независимый контур, который в случае поломки первого будет дублироваться, хотя и с меньшей эффективностью.

Подключение контуров при этом может осуществляться:

  • Параллельно (4+2). Один контур задействован на все колеса и имеет страховку на передних.
  • Параллельно (2+2). Один контур отвечает за передние колеса, второй – за задние.
  • Диагонально (2+2). Каждый контур задействован на одно переднее и одно заднее колесо по диагонали.

Как правило, диагональная система используется в переднеприводных авто, а параллельная 2+2 в заднеприводных.

Назначение ГТЦ в автомобиле

Начинается торможение с нажатия педали. Пока можно не рассматривать всевозможные умные системы помощи водителю, которые прекрасно справляются и при без его участия.

Максимум, что поддержит ногу человека, пожелавшего замедлить автомобиль, это вакуумный усилитель тормозов (ВУТ), расположенный между педальным узлом и первым гидравлическим устройством в цепочке, заканчивающейся тормозными колодками.

Совместное действие мускульной силы и атмосферы через мембрану ВУТ должно повысить давление во всей гидросистеме. Если в дело не вмешиваются клапаны и насосы системы АБС, то это давление одинаково в любой точке.

Жидкости несжимаемы, именно поэтому они и применены в тормозах легковых автомобилей. До этого использовались не менее несжимаемые твёрдые тела в виде тяг и тросиков привода колодок первых машин.

Непосредственно давление создаётся именно поршнем главного тормозного цилиндра (ГТЦ). За счёт несжимаемости оно очень быстро нарастает, каждый водитель чувствовал, как твердеет педаль под ногой после выбора её свободного хода.

Сброс давления после отпускания педали и пополнение магистралей жидкостью, когда это потребуется, тоже являются функциями ГТЦ.

Как работает главный тормозной цилиндр

Устройство главного тормозного цилиндра: 1 — Корпус с компенсационными отверстиями; 2-3 — Поршень привода контура; 4 — Распорная шайба; 5. Шток;

Чтобы облегчить водителю комфортное и уверенное торможение, в современных машинах воздействие на педаль передается через усилитель тормоза, зачастую – вакуумный. Нередко главный тормозной цилиндр закреплен на крышке усилителя, образуя с ним единый блок. При этом над цилиндром располагается компенсационный бачок, в котором имеется запас тормозной жидкости, который может пригодиться при незначительных утечках или естественном испарении.

Шток, идущий от вакуумного усилителя, упирается в сдвоенный поршень. Так как поршни расположены на одной оси, усилие штока сдвигает их одновременно, позволяя создавать давление сразу в двух контурах. При этом в расширяющиеся позади рабочих полостей отсеки из бачка также поступает жидкость. Это позволит избежать разряжения в контурах, которое может возникнуть, если отпустить педаль резко. Убрав усилие на шток, поршень возвращается пружинами в исходное положение, после чего давление в цилиндре выравнивается.

Устройство

В состав ГТЦ входят:

  • корпус со штуцерами, подводящими жидкость от расходного бачка и отводящими к магистралям рабочих цилиндров;
  • поршни первого и второго контуров;
  • уплотнительные резиновые манжеты, расположенные в проточках поршней;
  • возвратные пружины, сжимающиеся при движении поршней;
  • пыльник, прикрывающий место входа штока от ВУТ или педали в углубление тыльной стороны первого поршня;
  • резьбовая пробка, закрывающая цилиндр с торца, открутив которую можно собрать или разобрать цилиндр.

Компенсационные отверстия расположены в верхней части корпуса цилиндра, они могут перекрываться при движении поршней, разобщая полость высокого давления и расходный бачок с запасом жидкости.

По теме: Что такое тормозной суппорт и как он работает (виды, устройство, ремонт)

Сам бачок обычно прикреплён непосредственно к цилиндру через уплотняющие манжеты, хотя может быть и вынесен в иное место подкапотного пространства, а соединение производится через шланги низкого давления.

Признаки неисправности главного тормозного цилиндра

Зачастую в автомобилях предусматриваются датчики давления, способные обнаружить его падении в контуре. Они оповестят водителя о неполадках на приборной панели. И все же нелишним будет узнать симптомы тех или иных неисправностей тормозной системы, так как причины могут оказаться разными.

Для начала посмотрим на симптомы, не указывающие на поломку цилиндра:

  • Увод в сторону при торможении;
  • Скрипы при торможении;
  • Нагрев колодок на определенном колесе.

Все это может говорить о проблемах в колесах, контурах или заклинивании колодок. Также могут возникать утечки из рабочих цилиндров, бывают проблемы в вакуумном усилителе или нарушается целостность компенсационного бачка. Увеличившийся ход педали может говорить об износе колодок.

Что до ГТЦ, его основные неполадки заключаются в:

  • износе манжет, прокладок и уплотнителей;
  • использовании некачественной тормозной жидкости;
  • попадании в гидравлику мелких частичек вроде стружки или песчинок;
  • утечке из соединительных стыков.

К признакам неисправности тормозного цилиндра можно отнести следующие симптомы:

  • Медленное торможение. Может говорить о потере герметичности манжет.
  • Большое усилие при нажатии педали. Часто вызвано набуханием резины в поршневых уплотнителях.
  • Короткий ход педали тормоза. Говорит о засоре компенсационного отверстия из-за чего жидкости в цилиндре некуда деться. Иногда отверстие перекрывается разбухшими уплотнителями.
  • Провал педали ближе к концу хода. Говорит об износе манжет, что приводит к перетеканию жидкости за поршень.
  • Колодки продолжают удерживать диски. Возможен клин поршня или засор в перепускном отверстии.

Как проверить главный тормозной цилиндр

Техобслуживание и диагностика авто предусматривает проверку уровня тормозной жидкости каждую неделю: при резком уменьшении можно судить об утечках. Кроме того, ее важно своевременно менять, так как со временем ухудшается качество жидкости, что приводит к преждевременному износу частей. Стоит обращать внимание и на совместимость с манжетами, так как некоторая автохимия может их повредить. И, конечно, следует своевременно менять все резиновые уплотнители, обращая внимание на заявленный производителем срок службы. Оптимальным будет прибегать к ремкомплекту со всеми резинками каждые 100 тысяч км пробега, и лучше не экономить на качестве комплектующих.

При появлении симптомов неисправности ГТЦ желательно проверить его, и начать необходимо с визуального осмотра. Если при осмотре корпуса будут обнаружены капли тормозной жидкости, следует демонтировать гидроцилиндр для поиска проблемы с герметичностью. Также к распространенным неполадкам можно отнести перетекание жидкости через уплотнители, что несложно проверить: если при нажатии на педаль из бачка будет слышаться бульканье, уплотнители подлежат замене. И, конечно, особое внимание стоит уделить поведению педали: как уже отмечалось, короткий ход или провалы могут говорить о необходимости чистки цилиндра и замены всех резиновых элементов. Лучше всего об их состоянии можно судить, демонтировав деталь и разобрав ее: иногда помимо незначительных повреждений прокладок можно обнаружить и трещину в самом цилиндре. В таком случае деталь придется заменить целиком.

Часто задаваемые вопросы

При заведенном двигателе педаль медленно проваливается в пол при постоянном усилии, нужно ли менять ГТЦ?

Плавная просадка педали – частый признак негерметичности уплотнителей ГТЦ. В этом случае возможен ремонт детали путем установки новых манжет из ремкомплекта.

Уходит тормозная жидкость из бачка, но потом появляется, это ГТЦ?

Изменения уровня тормозной жидкости в бачке – необязательно признак поломки ГТЦ. ТЖ также может то уходить, то подниматься, из-за завоздушивания, кипения вследствие перегрева колодок, подклинивания исполнительных цилиндров.

Есть смысл ставить ремкомплект или лучше заменить ГТЦ?

Ставить ремкомплект имеет смысл, когда изношены только резиновые детали. При сильном износе поршня или повреждении корпуса лучше заменить ГТЦ целиком.

Видео на тему

Увеличенный рабочий ход педали тормоза

1. Утечка тормозной жидкости из колесных цилиндров

1. Замените вышедшие из строя детали колесных цилиндров, промойте и просушите колодки, диски и барабаны, прокачайте систему гидропривода

2. Воздух в тормозной системе

2. Удалите воздух из системы

3. Повреждены резиновые уплотнительные кольца в главном тормозном цилиндре

3. Замените кольца и прокачайте систему

4. Повреждены резиновые шланги гидропривода тормозов

4. Замените шланги и прокачайте систему

5. Повышенное биение тормозного диска (более 0,15 мм)

5. Прошлифуйте диск; если толщина диска менее 10,8 мм, замените его

6. Утечка жидкости через уплотнительные кольца толкателя регулятора давления

6. Замените уплотнительные кольца

Недостаточная эффективность торможения

1. Замасливание накладок колодок тормозных механизмов лада самара 2

1. Зачистите накладки металлической щеткой, применяя теплую воду с моющими средствами. Устраните причину попадания жидкости или смазки на тормозные колодки

2. Заклинивание поршней в колесных цилиндрах

2. Устраните причины заклинивания, поврежденные детали замените, прокачайте систему

3. Полный износ накладок тормозных колодок

3. Замените тормозные колодки

4. Перегрев тормозных механизмов

4. Немедленно остановитесь и дайте остынуть тормозным механизмам

5. Применение колодок с несоответствующими накладками

5. Применяйте колодки только рекомендуемые заводом-изготовителем

6. Неправильная регулировка регулятора давления

6. Отрегулируйте привод регулятора давления

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]