Print this article Font size 16
В автомобиле ВАЗ 2114 расширительный бачок служит для того, чтобы отводить тепло от силового агрегата. Примечательно, что эти устройства имеют примерно одинаковую конструкцию на всех автомобилях производства АвтоВАЗ. Различия довольно-таки незначительные.
Фотография расширительного бачка на ВАЗ 2114
С течением времени и этот агрегат нуждается в замене. Потому сегодня мы подробнее поговорим о расширительном бачке, его характерных неисправностях и способе замены.
Что это?
А точнее, как он выглядит. Расширительный бачок представляет собой емкость, выполненную из пластика. Внутрь нее заливается жидкость, которая принимает участие в охлаждении мотора.
Помимо шлангов, которые соединены в контур, конструкция бачка также включает в себя поплавочный датчик. С его помощью информация о температуре этой жидкости передается на панель приборов автомобиля внутри салона.
Располагается этот агрегат под капотом, со стороны водителя. Вы без проблем найдете его прямо за стаканом стойки. Подобное размещение практичным назвать нельзя, поскольку со всех сторон бачка находится металл. Следовательно, металл не позволяет пластику должным образом расширяться, если крышка бачка неправильно сработает.
Результат один — емкость лопается. Особенно эта проблема актуальна для лета, когда автомобиль греется не только от двигателя, но и от активных солнечных лучей.
Характерные неисправности
Важно заметить, что принцип работы крышки расширительного бачка на ВАЗ 2114 основан на том, что она имеет клапан, который позволяет сбросить лишнее давление при перегреве силовой установки.
Крышка расшириельного бочка
Именно с крышкой связано наибольшее количество проблем.
- Крышка часто застревает, клинит, из-за чего давление наращивается, но выйти из бачка не может. Были даже случаи, когда бачок взрывался. Столкнувшись с подобной ситуацией во время езды, не глушите мотор. Нужно затормозить и подождать некоторое время. Вентилятор радиатора должен выключиться сам.
- Бачок непосредственно связан с радиатором и вентилятором его охлаждения. Потому иногда рекомендуется проверять всю систему охлаждения и с особым вниманием относиться к ней летом.
- Внутри бачка может наблюдаться падение уровня жидкости охлаждения. Это говорит о необходимости проверить емкость на наличие трещин, приводящих к утечке. Осмотрите весь агрегат на предмет даже самых незначительных потеков.
- Особое внимание уделите потекам на горловине. Подобные следы жидкости говорят о том, что клапан неисправен.
Типовые неполадки, их диагностика
Распространенные неисправности:
- Нарушение герметичности резервуара: бачок начинает подтекать вследствие механических повреждений;
- Разрыв емкости вследствие удара или технологического дефекта.
- Неполадки крышки бачка.
Неисправности крышки бачка нужно разобрать отдельно, так это наиболее многообразная и распространенная группа поломок. Засор клапана крышки чаще всего доставляет неудобства владельцам «четырнадцатых». Клапан «забивается» из-за грязи и перестает стравливать горячий воздух. Это влечет многократное превышение рабочего давления и перегрев мотора.
Также через крышку может просачиваться охлаждающая жидкость из-за чего постепенно постепенно снижается уровень рабочей жидкости. Опознать протечку возможно по наличию подтеков расширительного бачка.
Распространенные признаки поломки расширительного бачка:
- следы подтеков на корпусе бачка;
- горит контрольная лампа перегрева мотора;
- дым из под капота, прочие признаки значительного перегрева;
- теплый воздух не идет из дефлекторов отопления, при том, что присутствуют «симптомы» существенного превышения рабочей температуры мотора.
Возможен ли ремонт?
Очень распространенный вопрос, на который мы без проблем ответим.
Ремонт расширительного бачка актуален лишь в том случае, если требуется заменить один из его комплектующих. То есть поплавок или крышку с клапаном.
В любой другой ситуации, когда поломка связана с потерей герметичности бачка, никакой ремонт не получится. Некоторые используют клеящие составы, герметики, прочие способы закрыть трещины. Но ни к чему хорошему подобный псевдоремонт не приведет. Нужна только полная и полноценная замена расширительного бачка ВАЗ 2114.
Порядок действий при замене бачка
Процесс замены не вызовет особых сложностей даже у начинающего автолюбителя, но, конечно, есть некоторые нюансы, о которых будет сказано. Замена расширительного бачка ВАЗ 2114 проводится в несколько этапов.
- Подготовьте инструменты и материалы. Отвертка, гаечные ключи, плоскогубцы, наждачная бумага, автомобильный герметик — это то, что вам обязательно понадобится.
- Перед заменой дайте двигателю и антифризу остыть. Затем слейте охлаждающую жидкость. Можно слить всю систему или просто откачать лишнюю жидкость из резервуара. Сливная пробка находится внизу радиатора и легко откручивается. Под сливом следует поставить емкость, чтобы не пролить ее на пол или землю. Если требуется замена антифриза, слейте его в емкость объемом не менее 3-4 литров.
- Отсоедините шланги от бака, ослабив зажимы. Затем снимаем опору расширительного бачка и снимаем ее.
- Перед установкой нового расширительного бачка рекомендуется отшлифовать поверхность фасонных частей, на которые укладываются трубы. Устанавливаем бачок в исходное положение, фиксируем. Очищенные от шероховатостей фитинги смажьте герметиком. Автомобильный герметик должен использоваться при высоких рабочих температурах, обычно красного цвета
- На обработанные фитинги надеваем трубы и стягиваем хомутами посадочные места. Зажимы следует затягивать как можно ближе к расширению фитинга, а затем подождать, пока герметик затвердеет.
- Залейте в бачок охлаждающую жидкость, новую или ту, которую слили перед заменой. Уровень жидкости должен быть доведен до минимума, он определяется делением на самом расширительном бачке. Установите индикатор уровня с датчиком и закройте крышку.
- Запускаем двигатель, дожидаемся прогрева до рабочей температуры и включаем вентилятор охлаждения радиатора. При этой температуре воздух будет удален из системы и уровень антифриза в баке должен повыситься, что, в свою очередь, увеличит давление в системе и заставит сработать клапан в крышке. После выключения вентилятора проверьте уровень в бачке, он должен быть максимальным. При необходимости долейте или удалите излишки антифриза из системы охлаждения. В кабине ВАЗ 2114 установлена графическая сигнальная лампа, которая загорается при низком уровне антифриза. Если уровень жидкости визуально нормальный, но индикатор не гаснет, возможно, необходимо заменить поплавок и датчик. Он продается отдельно и стоит недорого.
- Осматриваем места подключения шлангов и крышки бака. Если утечки жидкости нет, замена завершена. Следует отметить, что необходимо проводить регулярный визуальный осмотр всех видимых элементов системы охлаждения двигателя.
Шланги и трубки со временем изнашиваются, теряют гибкость, трескаются и могут лопнуть. Их нужно немедленно заменить. Хомуты патрубков могут ослабнуть, о чем будет свидетельствовать наличие влаги в точках соединения.
Также хотелось бы отметить, что сам теплоноситель со временем может потерять свои свойства из-за перегрева или попадания воды в систему. Обычно это также можно определить при осмотре; жидкость меняет цвет.
Для тех. Согласно правилам, жидкость необходимо менять каждые пять лет или через 75 000 километров, в зависимости от того, что наступит раньше. Очень важно знать, что антифриз и антифриз нельзя смешивать, иначе жидкость потеряет свои свойства. При замене расширительного бачка определите, нужно ли менять его со всеми элементами или можно ограничиться только самим бачком.
Чтобы не было проблем с системой охлаждения, необходимо соблюдать все рекомендации производителя, регулярно следить за работой агрегатов и датчиков. При замене деталей рекомендуется не экономить и использовать фирменные.
Как ясно из вышеприведенного текста, при соблюдении всех правил и условий эксплуатации автомобиля замены и ремонта можно избежать как можно дольше. Но если все же возникла необходимость в замене расширительного бачка или его элементов, благодаря нашим советам вы легко сможете решить проблему самостоятельно, не обращаясь в сервис.
Покупка комплектующих
Есть несколько полезных советов, которых следует придерживаться при приобретении новых деталей для замены расширительного бачка.
- Покупайте оригинал. Оригинальные бачки идеально подходят для «четырнадцатой» модели АвтоВАЗа. Потому разнообразные аналоги здесь неуместны. Уровень качества и эффективности оригинала значительно выше.
- Если требуется крышка, то воспользуйтесь аналогом от модели 2199. Они полностью совместимы даже по резьбе. Плюс практика владельцев ВАЗ 2114 показывает, что крышка «девятки» работает лучше родной.
Ремонтировать или заменять бачок?
Некоторые водители, заметив, что расширительный бачок 2114 протекает, пытаются заделать щель клеем или эпоксидной смолой.
Сразу стоит отметить, что совершенно не стоит. Ведь такой ремонт, как правило, недолговечный, а при активном использовании может потечь даже самый надежный клеевой шов.
Также, как уже было сказано, появление трещин на резервуаре является признаком старения пластика, вызванного деполимеризацией — улетучиванием ряда фракций из материала, придавая ему пластичность.
Поэтому пластиковая тара, которая уже сломалась, всегда может снова сломаться. Именно поэтому замена расширительного бачка ВАЗ 2114 — наиболее предпочтительный вариант, чем ремонт.
Что касается крышки, то она тоже не подлежит ремонту и в случае неисправности должна быть заменена на аналогичную. При этом крайне желательно приобретать на 2114 именно «родной» чехол, а не различные его аналоги, качество (и функционал) которых могло быть намного хуже.
Если вы не можете найти чехол для модели 14, вы можете купить и установить чехол для 2199, так как они полностью взаимозаменяемы.
Нюансы замены
Процесс замены расширительного бачка достаточно простой, здесь не требуется огромный опыт или какие-то сверхъестественные знания в области ремонта автомобиля. Но определенных рекомендаций придерживаться стоит.
- Вооружитесь сразу всеми необходимыми инструментами и материалами. Сюда входит наждачка, ключи, плоскогубцы, отвертки, хомуты. Наждачка требуется для обработки входных отверстий, поскольку они с завода шероховатые. А они должны быть гладкими, чтобы патрубки сели максимально надежно.
- Действуйте по инструкции, которая прилагается к каждому новому расширительному бачка. Это наиболее правильное руководство, потому никакой самодеятельности.
- Если вы только что приехали в гараж, подождите некоторое время, чтобы машина остыла.
- После этого можно открыть крышку радиатора, чтобы снизить давление внутри системы.
- Не лишним будет заменить охлаждающую жидкость. Для этого сначала сливают старую. Внизу радиатора расположена пробка, выкрутив которую, можно слить жидкость.
- Если жидкость новая, пережмите патрубки во время демонтажа старого бачка. Так вы не потеряете свежий охладитель.
- Не зажимайте хомуты с большим усилием, поскольку это может привести к поломке входного отверстия расширительного бачка.
- Проверьте уровень жидкости в новой емкости. При необходимости обязательно долейте.
- Модель ВАЗ 2114 довольно требовательна в плане поддержания среднего уровня жидкости внутри расширительной емкости с охладителем.
- Закончив сборку, включите зажигание, дайте двигателю поработать, доведя его до температуры кипения. После этого должен включиться вентилятор, расположенный на радиаторе. В этот момент обратите внимание на крышку расширительного бачка. Она должна приподняться и выпустить избыточное давление.
- Посмотрите на панель приборов. Если сброс давления происходит, но панель говорит о низком уровне жидкости, вам придется поменять датчик в бачке. Его можно купить отдельно. Установка очень простая, заключается в отсоединении специальной фишки на крышке, откуда выкручивается старый датчик, а на его место вкручивается новый.
Очевидно, что смена бака системы охлаждения двигателя или замена его отдельного клапана — достаточно простой вид ремонта ВАЗ 2114, который точно не нуждается в обращении к специалистам со станций технического обслуживания.
Но не так важно кто сделал ремонт, как то, насколько качественно провели работу. Это основа сохранности ресурса двигателя, а также вашей личной безопасности на дороге. Следите за состоянием системы охлаждения, проводите периодическую диагностику. При обнаружении неисправностей определяйте, нужно ли менять весь расширительный бачок в комплексе, или достаточно будет установить новую крышку. Как выполнять обе операции, вы уже знаете. Удачи!
Расширительный бачок ВАЗ 2114: основные поломки
Казалось бы, какие поломки могут быть в куске пластика? Но да, они бывают:
- Появляются трещины на корпусе, из которых уходит жидкость.
- Нарушение целостности пробки, которая регулирует давление в системе.
- Разрушение резьбы на горловине и иные повреждения.
Что касается пробки, то тут все банально – закупориваются клапаны и чрезмерное давление не выбрасывается. Сопутствующие симптомы – бачок раздувается и становится похожим на мячик.
Самое страшное, что может произойти – это бурление жидкости в бачке. Это явный признак того, что имеется пробой в прокладке ГБЦ. Но это отдельная история, о которой будет рассказано в одной из следующих статей. Иногда появляются в системе воздушные пробки. В этом случае печка работает плохо, следовательно, теплообмен происходит неправильно. Избавиться от воздушных пробок несложно – установите крышку на бачок и прогрейте мотор до рабочей температуры. Для верности руками обожмите длинные патрубки.