Как самому проверить крышку расширительного бачка на работоспособность


Всем привет! Темой нашего сегодняшнего разговора станет ответ на вопрос о том, как проверить крышку расширительного бачка своими руками. Хотя некоторые делают это ртом, все же не рекомендую ставить эксперименты над собственным здоровьем. Есть куда более простые и безопасные способы.

Как известно, расширительный бачок служит для хранения жидкости охлаждения. Только не путать с бачком для незамерзайки, которая используется в составе системы стеклоомывателя. Без антифриза или ОЖ (жидкости охлаждения) ваш ДВС долго не протянет.

Именно на этом бачке располагается специальная крышка. Ее правильнее называть именно клапанной крышкой. Устройство кажется простым, но в действительно на крышку возлагается большая ответственность.

Задачи крышки

Исправность клапанной крышки от расширительного бачка непосредственно влияет на работоспособность всей системы охлаждения силового агрегата.

При работе мотор греется, что вполне естественно и всем прекрасно понятно. Когда двигатель нагревается, антифриз отбирает часть этого тепла, чтобы не происходил перегрев ДВС. Когда сама ОЖ нагревается, она увеличивается в объеме, то есть расширяется, и параллельно растет внутреннее давление в системе. Чем горячее двигатель, тем в системе охлаждения выше давление. Дабы избежать разрывов патрубков и самого бачка, радиатора и прочих компонентов, по которым проходит антифриз или тосол, используется клапанная крышка.

Очень важно не просто правильно закручивать пробку, но и периодически проверять ее на работоспособность. Если требуется ремонт или замена, они проводятся при проявлении первых же признаков проблем.

Крышка служит не только как защита от избыточного давления. В конструкции предусмотрены два клапана, либо один, но сочетающий в себе обе функции. Один клапан служит для сброса избыточного давления, а другой для его нагнетания.

Чтобы мотор работал корректно, ему следует поддерживать рабочую температуру. Обычно она находится в диапазоне от 95 до 120 градусов. Зависит от конструктивных особенностей самого двигателя. При таких температурных показателях расширение ОЖ происходит примерно на 20-30%. Это приводит к появлению избыточного давления. А нормальным давлением считается 1,1-1,5 атмосферы. Клапанная крышка расширительного бачка при необходимости выводит из системы лишнее давление, либо же нагнетает, чтобы внутри не образовывался вакуум, патрубки не сжимались и шланги не переставали циркулировать антифриз.

Если пробка работает корректно, двигатель будет функционировать при оптимальной температуре и с нормальным рабочим давлением. Если же нет, последствия неисправности могут оказаться губительными для ДВС. И виной всему обычная крышка.

Как устроена крышка и принцип её работы

Данный элемент имеет простое строение:

  • Пластмассовая крышка (оболочка);
  • 2 пружины с клапаном;
  • Пробка с отверстиями;
  • Резиновый уплотнитель.

Принцип работоспособности пробки также очень прост: в случае чрезмерного нагрева охлаждающего контура, регулятор спускает избыточное давление. Наоборот, если оно в контуре низкое, регулятор пропускает через себя атмосферный воздух, чтобы набрать давление. Благодаря впускному клапану, охлаждающий контур постоянен.

Если один из элементов охлаждающего контура окажется негерметичным, то в системе окажется воздух. В результате возникает воздушная пробка. К чему это приведет? Перегрев ДВС или нарушение циркуляции во всей системе.

Устройство крышки

Важно понимать, что запорный элемент для расширительных бачков есть на любом автомобиле, под капотом которого установлен ДВС. И не принципиально важно, дизельный он, бензиновый или работающий на газу.

Потому проблема с выходом из строя этого узла может встречаться на любых авто, включая такие модели как:

Проверка крышки на моделях ВАЗ 2108 – 2116

У каждого поколения автомобилей, начиная с «восьмерки», технология обследования пробки бачка системы не особо различается. Разберемся по порядку.

Осмотр элемента на ВАЗ 2108/2109

Строение «восьмерок» и «девяток» позволяет произвести проверку готовность работы клапанов крышки всего за 60 секунд.

Порядок действий такой:

  1. Открыть капот ВАЗа. Подождать пару минут, чтобы ДВС немного постоял после эксплуатации.
  2. Ослабить крышку бачка охлаждающего контура.
  3. Сжать подводящий патрубок, что есть силы.
  4. Одновременно со сжатием шланга затянуть пробку на горловине.
  5. Потом отпустить патрубок.

Выпрямляется после сжатия, с клапанами все в порядке и вам нечего бояться.

Диагностика пробки на ВАЗ 2110—2112

Технология проверки данной детали в точности такая же, как и всех моделях автомобилей марки ВАЗ. Главное, чем отличается: при открытии крышечки механизм, который установлен в ней, может выпадать.

К сведению: Признаки неисправностей датчика коленвала и его проверка

Это не признак неисправности, просто заводской дефект. Если его правильно не установить, то данный элемент контура, увы, недолго проработает.

Проверка детали для охлаждающего контура на ВАЗ 2113—2116

Все просто, товарищи автомобилисты:

  1. Запустить двигатель.
  2. Приоткрыть капот и начинать откручивать крышку бачка системы.
  3. Если при первых же манипуляциях из-под крышки доносится звук газов, все в порядке и не о чем волноваться.

Разработчики новых моделей русской марки создают более новые и сложные механизмы. Поэтому проверка работоспособности клапанов в кустарных условиях может не принести результатов. Придется в таком случае обращаться к специалистам в сервис. Там вам смогут продиагностировать крышку бачка охлаждающей системы при помощи специального оборудования.

Какую выбрать подвеску прицепа?

  • Лада Калина;
  • Форд Фокус;
  • Газель Некст;
  • Дэу Ланос;
  • Фольксваген Пассат;
  • Лада Приора;
  • ВАЗ 2110;
  • Рено Логан;
  • Опель Астра;
  • ВАЗ 2114;
  • Шевроле Лачетти и пр.

Вы уже поняли, что крышка служит не только для предотвращения выливания ОЖ из бачка. Это еще и регулятор давления в системе.

Внутри крышки, выполненной обычно из пластика, скрывается клапан. Именно он берет на себя такую ответственность. Клапан погружается внутрь расширительного бачка, и по мере необходимости нагнетает или стравливает избыточное давление.

Прежде чем покупать новый элемент, если прежний вы заподозрили в поломке, его можно проверить. Выбирать следует аналогичный тип запорного механизма.

Учтите, что все современные иномарки в подавляющем большинстве случаев перешли на одноклапанные крышки для расширительных бачков. То есть физически присутствует лишь одна конструкция клапана. Просто он может выполнять одновременно сразу две функции. В то время как на отечественных автомобилях до сих пор можно встретить пару клапанов. Каждый из них отвечает за выполнение соответствующей функции. Хорошо это или плохо, судить сложно. Но факт остается фактом.

Срабатывание крышки происходит только тогда, когда фиксируется избыток давления или его дефицит в системе. Для каждого авто есть свои нормы температуры и давления для срабатывания элемент.

Конструкция крышки расширительного бачка

Запор к емкости должен прилегать плотно, без зазоров. Для лучшего соединения крышка комплектуется уплотнительной резинкой. Свинтив ее с бачка и взглянув на внутреннюю поверхность, можно увидеть своеобразный датчик регулировки давления.

Как уже упоминалось выше, в крышке имеется два клапана. Один предназначен для предотвращения перегрева двигателя, второй препятствует разгерметизации из-за возросшего давления.

Каждый из них получил название, соответствующее его назначению. На автомобилях ВАЗ клапан высокого давления называется предохранительным, низкого – вакуумным. Оба устройства находятся в состоянии покоя, пока значение давления не приблизится к предельной величине.

Стоит знать, что автовладельцы не всегда могут заметить неисправности в работе клапанов крышки. Визуальный осмотр в большинстве случаев не дает точную информацию об исправности устройств. А ведь поломка одного из клапанов чревата серьезными последствиями и может привести к дорогостоящему ремонту.

Прицеп рефрижератор для легкового автомобиля: купить или сделать своими руками

  • из-под капота валит густой белый дым;
  • двигатель перегревается, но печка остается холодной;
  • срывает хомуты;
  • разрывает трубки системы охлаждения;
  • нарушается герметичность радиатора;
  • разрывает бачок с жидкостью охлаждения;
  • трубки сжимаются и не пропускают ОЖ;
  • нарушается циркуляция антифриза по системе и пр.

Дым обычно появляется, когда давление превышает допустимые значения. А вот перегрев при холодном отопителе указывает как раз на дефицит давления в системе. Тут будет полезно напомнить вам о материале, посвященном устранению воздушной пробки. Я оставлю ссылку на него. Переходите и читайте.

Признаки неисправности

В случае перегрева ДВС водители стараются найти проблему под капотом, в частности проверяют крышку бачка охлаждающей системы, которая держит давление в охлаждающем контуре. Печальным результатом перегрева может стать антифриз (тосол), который может попасть в сам двигатель.

Главной и основной проблемой является нарушение работы внутреннего клапана. При нарушении его работоспособности в систему попадает воздух, вследствие чего образовывается воздушная пробка. Она не дает правильно циркулировать антифризу (тосолу) внутри герметичной охлаждающего контура.

Если крышка неисправна или сам впускной клапан, может произойти следующее:

  • Нарушение целостности шлангов из-за превышения срока эксплуатации или некачественных материалов;
  • Расплавление оболочки термостата;
  • Образование течи в радиаторе;
  • Нарушение целостности бачка, в котором находится охлаждающая жидкость.

Важно! Чтобы предотвратить проблемы в ДВС, которые могут возникнуть стоит:

  1. Заменять неисправную деталь 1 раз в 2-3 года;
  2. Постоянно следить за уровнем и качеством антифриза, который залит в бачок системы.

Почему давит антифриз из-под пробки бачка ОЖ

Основной причиной выхода антифриза из расширительного бачка является неисправность пробки.

Помимо самого запирающего элемента есть ряд других причин, из-за которых может выйти охлаждающая жидкость:

  • Трещина в корпусе бачка, в котором находится антифриз;
  • Разгерметизация охлаждающего контура, в результате прогара прокладки головки блока двигателя;
  • Плохая работоспособность помпы. Из-за нее циркуляция в охлаждающем контуре не позволяет внутренностям охладиться до приемлемой температуры;
  • Поломка термостата;
  • Трещины на радиаторе;
  • Трещины на соединениях шлангов и патрубков.

Полезное видео

Дополнительную полезную информацию вы сможете почерпнуть из видео ниже:

Современный автопром диктует свои правила в технической составляющей, если раньше какой-то узел был практически «незаметным» (незначительным). То сейчас, от него может зависеть чуть ли не работоспособность всего силового агрегата в целом. Спросите – «а что это, за незначительная часть?» ДА хотя бы пробка расширительного бачка. Причем на горячих моторах, она может быть причиной его «клина». И что самое важное ее нужно правильно проверять! Однако все по порядку (от простого к сложному), ну и конечно же, видео версия в конце …

Я сейчас подробно не буду рассказывать, как работает пробка расширительного бачка, у меня про это уже есть целая подробная статья. В этом материале я постараюсь рассказать, как ее правильно проверить.

Ремонт крышки расширительного бачка

Крышки радиаторов на современных автомобилях делаются чаще неразборными, так что отремонтировать ее вряд ли получится. Так самостоятельно можно удалить следы коррозии, и покрасить изделие заново либо заменить резиновые прокладки.

Но если же вышел из строя одни или оба клапана, разобрать их не получиться, так как корпус в большинстве случаев литой. В случаях, когда к ним можно добраться, есть вариант попробовать отчистить их от грязи и заменить пружины. Хотя это временная мера и вскоре вам все равно придется идти за новой крышкой.

Проверка прибором для диагностики крышки расширительного бачка

Многие, кто интересовался проверкой пробки системы охлаждения, слышали о специальном приборе для диагностики. Такой инструмент стоит довольно недешево, в 2022 году я слышал о приблизительной сумме в 15 000 рублей. Далеко не каждый автовладелец может позволить себе купить такой тестер. Поэтому он доступен только для автосервисов, которые постоянно занимаются устранением подобных проблем.

Рядовой автовладелец, при желании, может собрать аналогичный прибор самостоятельно. Для этого понадобятся следующие компоненты:

  • радиатор – можно взять с любой старой машины, состояние не имеет значение, главное, чтобы была целая верхняя часть, куда крепится крышка;
  • наждачная бумага;
  • холодная сварка;
  • ниппель от камеры;
  • компрессор с точным манометром.

С радиатора обрезается расширительный бачок и глушатся все соты, чтобы через низ не проходил воздух. То же самое нужно сделать и с боковыми стенками. Затем проделывается отверстие, в него вставляется ниппель от камеры и тщательно заделывается холодной сваркой. На этом все, прибор готов.

Теперь можно переходить к испытаниям. Проверяемая крышка устанавливается на посадочное место. Компрессор присоединяется к ниппелю, и через него в бак накачивается воздух. Сравнивая показания манометра с моментом спуска избыточного давления, можно судить о работоспособности крышки.

Главное преимущество такой самоделки – это дешевизна приспособления. Недостаток – трудоемкость изготовления и неуниверсальность. То есть прибор подойдет только если диаметр крышки и резьба совпадают. В противном случае придется делать еще одно устройство, но уже из подходящего радиатора.

Тестер поможет определить рабочий диапазон давлений крышки расширительного бака. В зависимости от типа двигателя показания могут отличаться:

  • Бензиновый автомобиль. Предохранительный клапан открывается при 83-110 кПа, для вакуумного давление открытия составляет -7 кПа.
  • Дизельный транспорт. Для предохранительного клапана значение должно быть 108 кПа, ±15 кПа. Вакуумный откроется при 83 кПа.

Приведенные выше значения являются усредненными, однако по ним вы можете ориентироваться. Более точные данные по давлению предохранительного и вакуумного клапанов можно найти техпаспорте к вашему автомобилю, либо на сайтах производителей. Если же при тестировании полученные значения сильно отличаются от указанных, то можно судить о неисправности данного узла. Следовательно, крышку нужно заменить на новую либо попробовать восстановить.

Автомобили ВАЗ: ремонт, обслуживание, тюнинг

Из мелочей складывается великое. Так говорил какой-то китайский мудрец и, очевидно, он был прав. Впрочем, другой мудрый китаец сказал, что не нужно много думать о великом, нужно не обращать внимания на мелочи. И вот с последним из них многие автолюбители заочно согласны. К примеру, такая мелочь, как крышка расширительного бачка разве достойна нашего внимания? Оказывается, что эта пробка не так проста и от нее зависит не только работа системы охлаждения, но и ресурс всего двигателя.

Купил новую крышку, а она не работает. Что делать

Владельцы ВАЗов 2110 и 2114 иногда сталкиваются с ситуацией, когда на купленной новой крышке расширительного бачка не работает один или оба клапана. В этом случае ее можно попробовать доработать. Чаще нарушения в работе клапанов связаны с использованием производителем слишком жестких пружин.

Чтобы решить проблему, первым делом нужно разобрать крышку. Делается это с помощью плоской отвертки и пассатижей. При разборке важно запомнить какая деталь где стояла, так как они могут разлететься в разные стороны.

После извлечения пружинок, их нужно немного подрезать – большая (с предохранительного клапана) укорачивается на один виток, у маленькой (с вакуумного) убирается два витка. Укорачивая первую деталь, важно учитывать момент срабатывания механизма. Здесь главное не переусердствовать и не срезать лишнее. Со второй пружиной немного проще – она должна оказывать хоть минимальное давление после закрытия.

По завершению процедуры, компоненты собираются в обратном порядке. Теперь нужно провести проверку работоспособности системы и убедиться, что клапана срабатывают в нужный момент.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]