Советы по при замене маховика на ВАЗ 2109
Автомобили ВАЗ не зря считаются долгожителями на отечественных дорогах. И то сказать – они используются как «народные» уже несколько десятилетий, и многие экземпляры в действительности стали настоящими техническими раритетами. Однако многолетнее (или многодесятилетнее) использование любого механизма требует внимательного к нему подхода, грамотного технического сопровождения, ремонта и замены запчастей. Причём очевидно, что замена узлов целиком обойдётся дороже, чем замена отдельных элементов. Так, например, если в ходе работы двигателя стали слышны посторонние стуки, скрипы и другие призвуки, следует провести диагностику автомобиля, чтобы выяснить причину. И, вполне возможно, устранить её собственноручно.
Так, одним из элементов двигательной системы автомобиля можно считать маховик ВАЗ, а конкретнее – венец маховика ВАЗ. Замена маховика целиком может обойтись в круглую сумму, тогда как самостоятельная замена венца маховика займёт сравнительно немного времени и потребует незначительного объёма вкладываемых средств.
Замена венца маховика – процесс многоуровневый, включающий в себя:
- снятие корзины сцепления;
- снятие коробки передач;
- снятие маховика.
Подробные инструкции о том, как снять корзину сцепления и КПП, вы найдёте в соответствующих материалах на нашем сайте. Здесь же – немного советов для тех, кому уже не нужно объяснять азбучные истины.
Чтобы снять коробку передач быстро и без дополнительных затрат (в том числе, затрат на слив масла и повторный его залив), можно осуществить всего несколько действий: отвинтить продольные рычаги или «сабли» (уже на этом этапе поперечный ход стоек оказывается достаточным, чтобы провести отсоединение КПП от мотора; теперь достаточно снять стартер, отсоединить кулису, опоры КПП и контакты массы датчика заднего хода – и поставить снятую трансмиссию на пол, раскрывая для себя максимально удобный доступ к сцеплению и маховику.
Совет: для проведения работ по демонтажу маховика последний надлежит качественно зафиксировать. Лучше всего это сделать с помощью специально предназначенного для этих целей фиксатора, либо самодельного устройства, изготовленного по подобию этой промышленной детали. Только после этого следует начать откручивать болты маховика.
До снятия маховика зафиксируйте (и лучше всего сделать специальные пометки) взаиморасположение маховика относительно коленвала. Это поможет при проведении последующего монтажа, ведь положение имеет значение.
Совет: лучше всего надевать новый венец на маховик в разогретом виде. Можно воспользоваться обычным костром или, если таковая система в вашем гараже имеется, отопителем, который мог бы помочь разогреть венец до нужной температуры (примерно на границе физических возможностей человека).
Совет: следует помнить, что венец на маховик всегда надевается внутренней фаской к последнему. Насаживать венец на маховик проще всего аккуратными постукиваниями молотком.
При сборке маховика затяжка болтов проводится с усилием 62-89 Н*м, при монтаже корзины – 19-31 Н*м, причём все болты, во избежание деформации узлов, затягиваются в шахматном порядке. А вот крепежи поперечного рычага и стабилизатора затягиваются только под нагрузкой (то есть, после того, как автомобиль опущен с подъёмника на землю).
Как поставить диск сцепления: пошаговая инструкция
Сцепление выполняет важнейшую функцию — обеспечивает мягкость переключения передач, благодаря чему машина трогается плавно, трансмиссия и двигатель функционируют правильно и не выходят из строя раньше положенного времени.
По той причине, что сцепление испытывает на себе повышенные нагрузки, менять его приходится достаточно часто, каждые 100 000 километров пробега. Как понять, что пришло время поставить новый диск сцепления?
О том, что данный элемент пришел в негодность, свидетельствуют следующие признаки: появляются пробуксовки, сцепление выключается не полностью, передачи переключаются с трудом, педаль сцепления становится чересчур тугой либо проваливается, у машины пропадает тяга.
Не каждый автовладелец хорошо разбирается в том, как правильно выполнить замену данного элемента. Что будет, если неправильно поставить диск сцепления? Результатом такого ремонта окажется следующее: вам придется снова разбирать узел, ведь диск не сможет функционировать надлежащим образом, станет сбоить.
Чаще всего устанавливается также новая корзина сцепления, но бывают ситуации, когда можно обойтись заменой одного диска. Хотя это в целом не очень сложная процедура, многие автовладельцы не знают, как правильно поставить диск сцепления. Существует 2 метода выполнения данной операции:
- поставить сцепление, предварительно сняв коробку переключения передач;
- поставить новую деталь, не снимая КПП.
Конечно, второй способ намного проще. Кстати, если машина заднеприводная, то с данной работой справится даже новичок. Поставить сцепление, если у авто передний привод, будет непросто, но если приложить должное усилие, сделать это получится самостоятельно. Разбираемся, как правильно поставить сцепление поэтапно.
Чтобы поставить сцепление своими руками, автомобиль загоняют на эстакаду либо яму в гараже. До того как вы приступите к демонтажу, следует под каждое колесо подложить специальную упору, чтобы автомобиль не откатывался.
- Чтобы поставить сцепление, прежде всего отсоединяем кардан от коробки, а также рабочий цилиндр. Затем отключаем концевики проводки выключателя огней заднего хода.
- При помощи накидного ключа откручиваем болты, которыми крепится подушка коробки передач. Затем подушку снимаем.
- Теперь как можно дальше отодвигаем КПП от двигателя, при этом переключатель должен упираться в днище. Таким образом трансмиссия будет лежать на входящем патрубке выхлопной системы. Поэтому КПП сзади необходимо подпереть домкратом либо подпоркой.
- Отводим маховик и откручиваем шесть болтов, с помощью которых крепится корзина сцепления. Чтобы добраться до них, придется время от времени поворачивать коленчатый вал.
- После этого появится паз, в который нужно будет смещать корзину сцепления, таким образом диск снимется. Для снятия корзины сдвигаем ее к двигателю. Затем снимаем вилку, а также выжимной подшипник.
- Чтобы поставить сцепление, действуйте в обратной последовательности. Заранее необходимо нанести смазку в отверстие подшипника первичного вала КПП. Область, с которой соприкасается прижимной диск, следует протереть тряпочкой.
Можно ли поставить диск сцепления наоборот? Какой стороной он должен располагаться? Его необходимо установить так, чтобы выступающая часть была обращена к корзине. При этом следует предварительно нанести на кожух и маховик отметки. В последующем они должны быть совмещены, только так сцепление получится поставить правильно.
Рекомендуем
При проведении данной процедуры следует отцентровать ведомый диск относительно оси коленвала. Для этого используйте правило, оно будет играть роль шлицевой части первичного вала. По завершении установки правило должно легко выниматься.
Болты, с помощью которых крепится кожух, следует закручивать по очереди с одинаковым усилием, в противном случае он сдвинется с места. Сбоку у кожуха есть выемки прямоугольной формы, которые равномерно распределены по всей поверхности.
В эти выемки должны войти три ступицы нажимного диска. Такая конструкция позволяет передавать крутящий момент на диск максимально эффективно, при этом его можно смещать относительно оси, когда сцепление включено.
Между кожухом и нажимным диском попарно расположены 18 пружин. У них есть витки, они сделаны в разные стороны. Благодаря такому решению механизм никогда не заклинивает. Чтобы не допустить перекоса рабочего диска и достичь нужного усилия, все устанавливаемые пружины должны быть из одной группы.
Чтобы не допустить перегрев пружин при пробуксовке сцепления, используются шайбы. Они сделаны из прессованного асбеста, данный материал не боится высоких температур и эффективно отводит тепло.
Кроме того, на концах хвостовых вилок расположены сферические гайки, а также пружины в форме конуса. В результате этого появляется качение механизма, оно необходимо для нивелирования промежутка между осями, когда отводится диск.
снятие, установка и дефектовка маховика на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
Предварительно снимите с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 коробку передач и сцепление (см. разд. 5 «Трансмиссия»).
1. Отверните шесть болтов крепления маховика. При этом с помощью отвертки удерживайте маховик от проворачивания, ввернув предварительно один из болтов крепления коробки передач.
2. Вместе с последним болтом, придерживая маховик, снимите стопорную пластину болтов.
3. Снимите маховик с фланца коленвала.
4. Проверьте состояние зубьев обода маховика и в случае их повреждения замените маховик.
5. Замените или отремонтируйте маховик, если на поверхностях прилегания ведомого диска сцепления или…
6.… фланца коленвала обнаружены риски и задиры. Проверить и отремонтировать маховик можно в мастерской, имеющей специальное оборудование. Неплоскостность поверхности 3 (рис. 4.4) прилегания ведомого диска сцепления не должна превышать 0,06 мм. Непараллельность поверхностей прилегания ведомого диска сцепления и поверхности 2 для крепления сцепления не должна превышать 0,1 мм. Биение маховика на поверхностях 3 и 1 не должно превышать 0,1 мм. Для удаления глубоких рисок и задиров поверхность 3 маховика можно проточить, при этом слой снимаемого металла не должен превышать 1 мм. Одновременно с поверхностью 3 необходимо проточить поверхность 2, выдерживая размер между ними (0,5+0,1) мм. При проточке выдержите параллельность поверхностей 3 и 1.
Самостоятельная замена венца маховика ВАЗ 2109
Зачастую в двигателе после долгого использования начинают появляться неопределенные стуки или скрипы. Возможно, причина этого в вышедшем из строя венце маховика.
Стоимость нового венца – около 200 рублей, что дешевле сборки маховика подетально. Далее речь пойдет о самостоятельной замене венца маховика на автомобилях ВАЗ 2109.
Для замены венца маховика нужно демонтировать корзину сцепления, коробку передач, сам маховик.
Как заменить венец маховика ВАЗ 2109
- Чтоб снять трансмиссию без слива масла и отключения приводов, необходимо снять два продольных рычага («сабли»).
- Демонтировать стартер, отсоединить кулису, две опоры КПП. Затем отсоединять провода массы датчика заднего хода.
- После отключения рычагов поперечного хода строек хватит для отсоединения коробки от двигателя.
- Снятую КПП отставить на пол. Теперь доступ к маховику и сцеплению свободен.
- Зафиксировать маховик (для этого есть специальный фиксатор), выкрутить его болты. Если специального инструмента нет, можно сделать что-то подобное своими руками. Как вариант – просверлить отверстия в направляющей северной стойки, болтами крепления корзины прикрутить ее к маховику. Это устройство дает возможность избежать проворачивания маховика.
Также ознакомьтесь
- Перед снятием маховика нужно нанести метки, показывающие взаимное расположение маховика и коленчатого вала.
- Выколоткой и молотком сбить старый венец.
- Установить новый венец маховика ВАЗ 2109. Для этого новый венец нужно разогреть (как вариант, обернуть маховик бумагой, поджечь ее).
- После разогрева аккуратно надеть венец на маховик (необходимо устанавливать его внутренней фаской по направлению к маховику). Затем нужно установить деталь на место.
- Сборку требуется выполнять в обратной последовательности. Затяжку болтов стоит выполнять с моментом 62-89 Н*м, а затягивать болты корзины – 19-31 Н*м. Чтоб избежать перекоса затяжки, нужно выполнять ее в шахматном порядке.
- Для отцентровки ведомого диска нужно использовать удлинитель на 1/4 со слоем изоленты, доводящим до диаметра 15 и 20 миллиметров.
Обычный, демпферный маховик и другие его виды
Конструктивно различают такие виды его исполнения:
Наиболее распространенным является сплошной маховик. По сути дела – это обычный металлический диск, на котором по торцу выполнен венец.
Для разных моделей автомобиля используется свое исполнение, обычно диаметр диска тридцать-сорок сантиметров. Как пример можно привести диск ВАЗ 2101, его вес равен 6,7 кг, а диаметр сцепления двести мм, тогда как для ВАЗ 2110 – вес 6,3 кг. Не существует единого варианта для любых моделей, на все ВАЗ, например, такие как 2112, 2114, 2110, применяется свое исполнение.
Как заменить венец маховика ВАЗ 2109 своими руками
Длительная эксплуатация двигателя не проходит бесследно и со временем он начинает об этом напоминать, кому-то стуком, кому-то скрипом. В моем случае двигатель начал издавать и первое и второе, после детальной диагностики я пришел к выводу, что венец маховика безвозвратно уничтожен.
Цена венца — примерно 200 рублей, что намного дешевле нежели маховик в сборе. Сегодня я расскажу о том, как делается замена венца маховика своими руками на примере ВАЗ 2109.
Для того чтобы заменить венец маховика необходимо снимать корзину сцепления, коробку передач, ну конечно же, сам маховик.
Почему не льют полностью вместе с зубами?
Я тоже задавал себе такой вопрос – ведь кажется легче просто взять и вылить готовый маховик уже в форме шестерни, и не «запариваться» на различные венцы! Просто? А вот нет!
Все дело в весе, прочности и цене – венец, как правило, делают из тяжелых и прочных металлов, это может быть чугун (или его сплавы), некоторые виды стали и т.д. Этот металл не легкий, да еще он должен выдерживать нагрузки. Если сделать всю «болванку» из такого металла, она получится — прочной, но намного тяжелее и дороже!
Замена венца маховика ВАЗ 2109 своими руками
- Я решил немного схитрить и снять трансмиссию более удобным и простым способом — не сливая масло и не отключая приводы. Для этого нужно полностью снять оба продольных рычага, которые чаще называют «саблями».
- Далее, снимите стартер и отсоедините кулису, обе опоры КПП и провода массы датчика заднего хода.
- Когда сняты рычаги, поперечного хода стоек достаточно для того чтобы отсоединить коробку от двигателя.
- Поставьте снятую КПП на пол, теперь у вас должен образоваться полный доступ к маховику и сцеплению.
- Чтобы открутить болты маховика нужно хорошо зафиксировать сам маховик. Для этого существует специальный фиксатор, если вы не имеете такового можно изготовить что-нибудь похожее. Я для себя изготовил самодельный аналог из направляющей, которая была взята из серверной стойки, в ней были проделаны отверстия. После, направляющая была прикручена к маховику при помощи болтов крепления корзины. За это импровизированное приспособление удерживайте маховик от проворачивания.
Замена зубчатого венца на маховике двигателя
Рассмотрим как заменить изношенный зубчатый венец на маховике двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2105, 2107. Износ зубьев венца является одной из причин невозможности запустить двигатель. Стартер попросту крутит вхолостую. Зубцам «бендикса» просто не за что зацепиться. Износ зубцов на маховике автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2105, 2107 появляется обычно с двух сторон (так как коленчатый вал двигателя останавливается в основном в двух положениях).
Потому в ряде случаев целесообразно не заменять зубчатый венец на новый, а попросту провернуть его относительно маховика на 90 градусов подставив под «бендикс» стороны с целыми зубцами. Заводской венец может еще послужить, а вот новая деталь может попасться слишком мягкой и выйдет из строя за считанные месяцы.
Порядок замены зубчатого венца маховика на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
Перед заменой следует снять коробку передач, «корзину» сцепления и сам маховик.
— Нагреваем зубчатый венец до температуры 150-200 градусов
Это можно сделать при помощи газовой горелки, паяльной лампы, костра и т.п. Нагреваем именно венец, стараясь как можно меньше нагреть сам маховик.
— Сбиваем венец с маховика молотком
Венец сбивается только в одну сторону (от буртика на маховике в который он упирается).
— Нагреваем новый зубчатый венец на огне до 150-200 градусов
— Одеваем его на маховик
Легкими ударами молотка добиваемся посадки венца на маховик до упора в буртик. Нагретый венец сажается на маховик легко. Если с трудом, то следует его снять и еще немного подогреть. С силой забивать не нужно.
Все, замена зубчатого венца маховика произведена, осталось установить его на двигатель.
Примечания и дополнения
— Усиленному износу зубьев венца маховика способствует ошибочное включение стартера при работающем двигателе.
— Прокручивания стартера в холостую так же могут быть следствием поломки его привода — «бендикса». Поэтому прежде чем начинать разборку и ремонт маховика, следует снять стартер и убедиться, что зубчатая шестеренка «бендикса» не проворачивается в обратную сторону.
Взаимосвязь с ГРМ
Следующая особенность заключается в том, что маховик напрямую завязан с газораспределительным механизмом.
Если на серийном моторе стоит обычное тяжелое изделие, как в нашем случае, и серийный, не тюнинговый, ГРМ, который обеспечивает хорошее наполнение цилиндра и крутящий момент на низких оборотах – двигатель работает в обычном режиме.
Но если на обычном моторе заменить тяжелый маховик на легкий аналог, то получится что для низов инерционной энергии изделия не хватит чтобы машина плавно двигалась в обычном режиме, так как цилиндры топливной смесью будут наполняться плохо.
Но в то же время высокие обороты у стандартного мотора не появятся потому что механизм газораспределения будет сразу же задавлен и как в первом случае тоже не будет успевать качественно наполнять цилиндры топливной смесью.
Поэтому выбор маховика и степень его облегчения будет напрямую зависеть от ГРМ, т.е. от того, в каком скоростном режиме будет работать двигатель.
Если же наоборот, установить тяжелый маховик и тюнингованный широкий распредвал, то о качественных низов у мотора можно забыть. Высокие обороты, при этом, тоже будут плохие так как мотору придется вращать большую массу моховика и это создаст препятствие для качественного наполнения цилиндров.
Поэтому скоростной режим моторов прежде всего зависит от механизма газораспределения и уже под этот ГРМ подгоняются все остальные детали, включая и вес маховика.
Тут все зависит от конкретной компоновки впускного и выпускного трактов, ширины фаз газораспределения, количество и диаметр клапанов и так далее.
Маховик в трансмиссии ВАЗ 2109
Маховик ВАЗ 2109 является частью трансмиссии этого автомобиля. Он расположен между двигателем и сцеплением. Этот агрегат является выходной точкой двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и входной точкой привода авто, соединяется с ведущим валом коробки переключения передач (КПП). В машине маховик выполняет три функции:
- Повышает равномерность вращения коленчатого вала двигателя, сглаживает колебания величины крутящего момента, передаваемого с поршней камер сгорания через кривошипно-шатунный механизм на коленчатый вал ДВС. Дело в том, что при каждом обороте коленчатого вала происходит два взрывообразных акта сгорания топливо-воздушной смеси в цилиндрах автомобиля, и если бы не маховик, коленвал бы сильно дёргался дважды за каждый свой оборот. Маховик сглаживает эти пульсации, накапливая и отдавая кинетическую энергию вращательного движения.
- Обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к коробке. Этот агрегат является первичным, ведущим диском механизма сцепления. При отпущенной педали сцепления ведомый диск прижимается к маховику, обеспечивает вращение выходного вала КПП и приводит во вращение ведущие передние колёса ВАЗ 2109.
- При запуске автомобиля маховик обеспечивает передачу крутящего момента от стартёра на коленвал двигателя. При повороте ключа зажигания в положение «стартёр» происходит зацепление шестерёнки стартёра с зубьями венца — таким образом раскручиваются маховик и коленвал. В цилиндры подаётся искра зажигания и двигатель запускается. Ключ зажигания возвращается в положение «зажигание» и шестерёнка стартёра выходит из зацепления с венцом.
Для чего нужен маховик
- Как элемент ДВС. Основное, если так можно сказать, самое первое его применение. Понять выполняемые в этом случае функции поможет фото
Здесь: 1 – шейка шатунная, 2 – противовес, 3 – маховик с венцом 4 – коренная шейка, 5 – коленвал. Работа четырехтактного ДВС подразумевает, что энергия от сгорания топлива появляется неравномерно из-за того, что в разных цилиндрах этот процесс происходит в разное время. Такое ее поступление обуславливает изменяющийся во времени момент на валу ДВС. Для сглаживания этих пульсаций, а также любых неравномерностей при вращении коленвала, предусмотрено использование маховика, выступающего своеобразным аккумулятором кинетической энергии.
Полученный крутящий момент необходимо передать на колеса, и опять в этом процессе не обойтись без маховика. Такое его назначение основано на том, что он используется в качестве первичного вала сцепления, как показано на фото:
Демонтаж элементов трансмиссии
Ремонт и замена маховика ВАЗ 2109 являются процедурами средней сложности и могут быть выполнены своими силами при наличии определённого опыта. Кроме того, понадобится мастерская со смотровой ямой, стандартный набор слесарных инструментов, газовая горелка для прогрева венца при его установке, динамометрический ключ для тарированной по усилиям затяжки болтов.
Как снять маховик с минимальными усилиями? Конструкция коробки передач и сцепления ВАЗ 2109 позволяет при их демонтаже обойтись без слива масла и разборки КПП. Для снятия трансмиссии проделайте следующие операции:
- Снимите оба продольных рычага (их часто называют саблями), демонтируйте стартёр.
- Отсоедините обе опоры коробки и кулису. Не забудьте отсоединить контакты датчика заднего хода.
- Снимите отсоединённую от двигателя КПП. Откроется доступ к маховику. Перед демонтажом тщательно промаркируйте его текущее положение по отношению к коленчатому валу.
- Отвинчивая болты крепления маховика, желательно попросить кого-нибудь придержать его, чтобы избежать выпадения. Будьте осторожны, он весит около шести килограммов.
Снятый маховик положите на круглый подиум так, чтобы венец вывешивался над рабочей поверхностью вашего слесарного верстака. Аккуратно сбейте венец при помощи выколотки и молотка среднего размера, не прикладывая чрезмерных усилий. Некоторые автолюбители стараются помочь себе, нагревая деталь. Замена венца маховика на ВАЗ 2109 этого не требует — он греется вместе с маховиком, а коэффициент теплового расширения деталей практически совпадает и тепловой зазор не образуется.
Как поменять маховик без нагрева? К сожалению, никак. Обратный монтаж венца как раз предусматривает использование явления термоусадки. Для того чтобы установит новый венец на место, необходимо нагреть его примерно до 200 градусов. Сделать это можно портативной газовой горелкой. Плавно перемещайте пламя горелки вдоль обода венца, обеспечивая равномерный нагрев детали до заданной температуры. Процедура займёт у вас ориентировочно 10-15 минут.
Надлежащим образом прогрев венец, возьмите его плоскогубцами и поместите на маховик фаской вниз. Лёгкими ударами молотка осадите деталь до плотного прилегания к фланцу. Дайте спокойно остыть на воздухе.