АвтоГурман
Сейчас мало кто поверит, что 20-30 лет назад ни один наш автозавод не выпускал кабриолеты. Якобы не было спроса. А его-то и не было именно потому, что организовать производство кабриолетов у нас так никто и не удосужился.
“Добрые” дяди из автопрома рассудили так: “Страна у нас северная, какие там еще кабриолеты! Главное, чтобы печки надежно работали”. Вот так мы и остались без открытых машин. Правда, и без надежных печек тоже. Потом был выдвинут другой тезис: “При производстве массового автомобиля для массового потребителя не до изысков. Главное — побольше и попроще”. Однако и этот довод не сработал. И первым восстал против подобной аргументации именно массовый потребитель. Увы, не у нас.
В тогдашней Западной Германии наши “Самары” пользовались немалым успехом благодаря той самой простоте и тому, сколько эта простота стоила. Но со временем бюргерам стали надоедать машины одинаковые не только по простоте устройства, но и по такой же простоте внешнего оформления. Они захотели получить автомобиль уже по своему вкусу. А вкус у немцев весьма определенный — кабриолеты им очень нравятся. Обладатели “Самар” все настойчивее жаждали общения с природой без отрыва от “баранки”.
Собственно, первые открытые версии ВАЗ-2108 были ближе не к кабриолетам, а к ландо. Во всяком случае, над передними сидениями сохранялась крыша, хотя и сведенная к минимуму за счет люка. Вместо задка, срезанного вместе с задней дверью, на кузове крепили пластиковое “корыто”, служившее одновременно и багажником и нишей для укладки синтетического тента с мягкими боковыми и задним стеклом. Сложенный тент занимал и часть пространства за спинкой заднего сидения, так что комфорта в новой “восьмерке” поубавилось. Но, несмотря ни на что, это был все же кабриолет, да еще и с налетом экзотики. Получивший обозначение Lada Samara Fun, он пришелся по душе тем, кто страстно хотел ездить в открытой машине, но не мог позволить себе ее купить.
Пример немцев оказался заразителен, и годом позже при активном содействии АО Scaldia Volga, продававшем советские автомобили в Бельгии, на свет появилась еще одна версия кабриолета на базе ВАЗ-2108. Собственно, это тоже был вариант ландо, но с более элегантным кузовом и измененной системой ручной укладки крыши. Все то же “корыто” становится более элегантным, появляется отдельный багажник, более рационально используется место за спинкой заднего сидения.
В сложенном виде тент крыши закрывался специальным чехлом. В результате уровень комфорта не изменялся, а себестоимость доработки кузова была значительно ниже, чем у немцев. Новая модель получила название Natasha и стала родоначальницей всех последующих кабриолетов на базе “Самары”. В Брюсселе, а позже в Братиславе и Праге открываются небольшие производства, где новые автомобили выпускаются уже мелкими партиями.
Основная часть их уходит на экспорт во Францию и Испанию, где эти машины пользовались огромным успехом в течение 5 лет. На Барселонском салоне 1996 г. глава испанского отделения Lada Internacional Хулио Гарсия Мартинес высказывал сожаления по поводу прекращения поставок в Испанию версии Natasha. А между тем никто не сворачивал сборку такполюбившихся испанцам кабриолетов. Просто все они стали уходить в Россию, где у них также появилось немало поклонников. Одно время даже шли разговоры о развертывании своего рода многонационального производства “Кабрио-Самар” с участием немцев, французов, бельгийцев и чехов. Но вскоре проект умер, причем по причинам далеко не техническим или экономическим.
А между тем в самой Чехии из-под “пера” выдающегося дизайнера Вацлава Крала выходит еще один вариант открытой “восьмерки”. Как рассказал маэстро, ему стало интересно, что же можно сделать из тольяттинской малолитражки. После года поисков и проработок он создает кабриолет Bohemia и в 1993 г. показывает его на персональной выставке в Праге. По словам Вацлава, некая группа влиятельных представителей чешского автобизнеса выкупает у него прототип, документацию и право производства машины. На целых 5 лет кабриолет исчезает из поля зрения создателя. И вдруг в 1998 г. чешская компания CS Auto-Lada объявляет о начале выпуска Bohemia. Более того, планируется даже организовать демонстрацию новинки в салоне на Коневой улице в Праге. (Отличительная особенность Bogemia — крыша Targa и значительно измененные боковины кузова.) По словам Богумила Спевака, директора по маркетингу и продажам, компанией уже сформирован портфель заказов на Bohemia.
Но, пожалуй, самый оригинальный и эффектный проект кабриолета появляется по другую сторону Атлантики. В АО Lada of Canada начинается мелкосерийный выпуск “настоящего” полного кабриолета на базе ВАЗ-2108 с механическим складыванием и установкой крыши. Прежде всего канадцы разрубают “гордиев узел” задка кузова и крышки багажника: они используют задние боковые панели и крышку багажника от модели ВАЗ-21099. Полностью меняется конструкция дверей.
За спинкой заднего сиденья появляются усиливающие элементы жесткости. В итоге рождается не очень сложный в доработке автомобиль с законченным оригинальным рисунком и отличными линиями кузова.
Удается не только сохранить все размеры салона, но и значительно улучшить комфорт за счет установки новых сидений. Новинка без труда проходит все сертификационные испытания по североамериканским нормам. Канадскую версию можно, бесспорно, считать лучшей из всех попыток сделать кабриолет на базе ВАЗ-2108.
В самой же России вдруг выясняется, что кабриолеты можно делать “из всего”. На нескольких московских мотор-шоу и автомобильных тусовках “Автоэкзотика” демонстрируется открытый вариант ГАЗ-24 “Волга”. Причастность наших военных к появлению на свет этого кабриолета угадывается сразу же — выдает традиционный “парадный” цвет кузова. Надо отметить, что кузов этой машины и богато отделанный салон выглядят куда лучше и современнее, чем у ее стандартных собратьев.
Дальше — больше. Отличные кабрио получаются и из “Нивы”. Ходят слухи, что и “Авто-Москвич” что-то готовит. Может быть, традиционно элегантное детище московских дизайнеров нарекут “Василиса Бессмертная”, как знать.
А совсем недавно пришли вести из Набережных Челнов — там сумели сделать кабриолет из “Оки”. Согласитесь, не так-то просто из такой малышки сделать элегантную “парадную лошадку”, да еще такую, чтобы она смогла понравиться столь разборчивому заказчику. Но это уже что-то из области чудесных творений тульского Левши.
За последние 10 лет на свет появилось более десятка различных версий кабриолетов на базе серийных автомобилей российского производства. И все они нашли своих приверженцев и покупателей. Интересно, что думают по этому поводу те самые сановные дяди из того самого автопрома? На кабриолетах каких марок разъезжают их чада с домочадцами?
1992 LADA 2108 кабриолет
VIN или номер кузова: XTA21081*M0****79 Мощность двигателя: 69 л.с. Владельцев по ПТС: 2 Состояние: не битый Объём двигателя: 1.5
Машина экспортная из Германии Полу кабриолет .продажа на штампах. Звоните уточняйте.
Цена: 60 000
avito.ru
E-mail
Немного истории
Спрос на «восьмёрку» был, но дилеры и импортёры решили авто улучшить. Так появились ателье, специалисты которых дорабатывали автомобили под запросы клиентов. Одни заказывали спортивные кузовные обвесы, легкосплавные диски и импортную резину, другие желали видеть в своей машине спортивные кресла, улучшенный руль, люк, современную аудиосистему. Но всё это было несущественно, по сравнению с разработкой на базе «восьмёрки» экзотической модификации с полуоткрытым кузовом «ландо». После которой в свет вышел ВАЗ-2108 (кабриолет).
Первая версия с открытым верхом была построена бельгийской малоизвестной в 1988 году. Машину разработали в единственном экземпляре для локальной выставки, однако идею быстро подхватили представители крупнейшего импортёра советских автомобилей, которым была компания АО Scaldia-Volga.
Они принялись проектировать «ездовой» серийный кабриолет. Существенной переработкой конструкции хэтчбека занялись специалисты из компании Garage Meeus, являющейся старейшим бельгийским кузовостроителем. Облик доработал Владимир Ярцев, дизайнер из тольяттинского «АвтоВАЗ’а». Работа была кропотливой, но уже в 1990 году в Брюсселе состоялся публичный показ экзотической новинки.
Эксплуатация
Теперь стоит обратить внимание и на отзывы, которые оставляют люди, имеющие в своём гараже автомобиль ВАЗ-2108. Кабриолет, конечно, является на наших дорогах редкостью, ведь модели в данном кузове производились в других странах. Однако советские инициативные автолюбители, подхватившие идею и лишившие «восьмёрку» верха самостоятельно, нередко делятся впечатлениями.
Люди говорят, что это хорошая машина, но внимания к себе требует постоянно. Особенно двигатель и ходовая. Владельцы шутят, что на кузов можно и вовсе внимания не обращать – он всё равно ржавеет. А вот установить короткоходную кулису желательно, иначе сложно включать третью передачу. И желательно потратиться на дорогие колодки, чтобы улучшить тормозные характеристики. К достоинствам люди относят дешёвые запчасти, высокую ремонтопригодность и надёжный мотор.
Что ещё стоит знать?
«Восьмёрка» — это неубиваемая рабочая лошадка. Даже если она выполнена в кузове кабриолет. Советская конструкция действительно очень прочная, а цена восстановительного ремонта основных узлов минимальна, если сравнивать её со стоимость тех же работ в случае с иномарками.
Но от интенсивной эксплуатации страдает кузов. Многие люди жалуются на то, что сколов эмали с каждым годом становится всё больше. Поэтому регулярной грунтовки и подкрашивания не избежать.
Однако в техническом плане эта машина неплоха. На ней вполне можно ездить на дальние расстояния и быть уверенным в том, что посреди трассы она не сломается. Если следить за ней, конечно же, и не затягивать с устранением замеченных недостатков.
Что под капотом?
ВАЗ-2108 – кабриолет городского типа, он не создан для скоростного покорения дорог. Под капоты данных моделей устанавливался 1.5-литровый 70-сильный карбюраторный двигатель. В паре с ним шла 5-ступенчатая «механика».
С таким мотором под капотом кабриолет мог развивать максимальную скорость в 156 км/ч. Отметку в 100 км/ч стрелка спидометра достигала спустя 13 секунд после начала движения. И это неплохая динамика для автомобиля российского производства. Да, двигатель малолитражный, но машина весила едва ли больше 900 килограмм, так что разгонялась она быстро.
Кузов
ВАЗ-2108 (кабриолет) получил более крепкую структуру несущего кузова. Чтобы улучшить конструкцию, приходилось к передней части приваривать усилители-швеллеры. К ним и крепились петли дверей. Ещё более крупные и крепкие швеллеры крепили около порогов, от передних колесных арок до задних.
Самым мощным усилителем была высокопрочная стальная ферма, проложенная по всей ширине кузова. Её толщина составляла 0.4 см.
Салон также усовершенствовали в плане надёжности с помощью этих усилителей. Чтобы они более аккуратно выглядели, их облицевали пластиковыми панелями. Также усилители использовались для крепления к ним ремней безопасности.
Индивидуальный подход
Многие ценители советского автопрома, заинтересовавшись западной идеей, решались сделать кабриолет из ВАЗ-2108 своими руками. Но это было не так уж и легко. Сделать из хэтчбека кабриолет – это не просто свинтить или спилить крышу. Данный процесс подразумевает конструктивное изменение кузова и его последующее усиление. И кроме машины, соответственно, для этого необходимы чертежи, умения и мастерская. Или как минимум оборудованный всем необходимым гараж.
Как сделать кабриолет из ВАЗ-2108? Для начала необходимо спроектировать усиленную раму, для чего потребуется два мощных лонжерона. Их припаривают к днищу, параллельно друг к другу. Затем обязательно нужно укрепить раму лобового стекла.
Кстати, в случае с «восьмёркой» процесс значительно упрощается, поскольку не нужно усиливать и заваривать задние двери. Их просто нет. Ведь этот хэтчбек изначально 2-дверный. По той же причине не нужно приваривать жесткую перегородку для разделения внутреннего объёма и багажного отделения. Нужно лишь установить прочную, огибающую сиденья балку и усилить передние двери с порогами. Однако это лишь основные действия. Процесс представляет больше сложностей, поэтому если есть желание сконструировать из «восьмёрки» кабриолет, то без обретения специализированных навыков и изучения соответствующей литературы не обойтись.
Характеристики
Также стоит отметить, что переднеприводная «Лада 2108» (кабриолет) оснащалась спереди независимой подвеской «МакФерсон», а сзади устанавливалась продольная рычажная конструкция. Тормозная система была дисково-барабанной.
Что касательно расхода? Первым делом хотелось бы отметить неприхотливость данного автомобиля к потребляемому топливу. Двигатель потреблял как 95-й, так и 92-й бензин. А расход был скромный — на 100 «городских» километров уходило от 8.5 до 10 литров, в зависимости от характера езды. При движении по трассе на скорости 90 км/ч мотор потреблял чуть больше 5.5 л. Это считалось самой «экономичной» скоростью. Если стрелка спидометра поднималась выше отметки в 120 км/ч, то и расход увеличивался на два с лишним литра.
Недостатки
Они есть практически у каждого автомобиля. Не является исключением и ВАЗ-2108 (кабриолет). Цена этой машины, впрочем, ориентирует на снисходительное к ней отношение. Модели начала-середины 90-х стоят около 50 тысяч рублей.
Одним из основных недостатков хэтчбеков была шумоизоляция. Но речь идёт о кабриолете, в котором в любом случае идеальной тишины никогда не будет.
Более весомым недостатком является небольшой крутящий момент двигателя. Мотор надёжный, но на крутых подъёмах, особенно при старте, он очень «напрягается». Также многим не нравится слишком острое рулевое управление. Чтобы контролировать машину на высоких скоростях, автомобилисту приходится буквально вцепляться в руль. Ещё у этого автомобиля не лучшая подвеска. Если нужно пройти плохой дорожный участок, изобилующий ямами и неровностями, то лучше снизить скорость до возможного минимума. А ещё многих не устраивают сиденья. Их нельзя назвать удобными. Чтобы разместиться наиболее оптимально, у водителя уходит несколько минут. Поэтому большинство автолюбителей раскошеливается на новые, более комфортные.
Lada Amadeo
Рассказывая про европейские кабриолеты на базе ВАЗ-2108, нельзя не отметить вниманием и модель Lada Amadeo, разработкой которой занималась компания под названием «ЛПД-Авто». Эта машина была представлена вниманию публики в 1993 году.
ВАЗ-2108 «Амадео» — кабриолет, выполненный в био-дизайне, который в начале 90-х пользовался огромной популярностью. Округлые формы и плавные линии действительно сделали эту машину оригинальной и по-своему уникальной. Специалисты компании разработали сразу два варианта. Первый был 2-местным с жёстким верхом. Второй мог вместить 4-х человек, и имел мягкую складную крышу.
Этот кабриолет получил такие технические дополнения, как электростеклоподъёмники, более современную приборную панель, электроприводную антенну, спортивный руль, а также легкосплавные 14-дюймовые колёса. Дополнительно кузов получил крупный пластиковый обвес по периметру.
Однако эта модель не стала популярной. Серийный выпуск завершился, так и не начавшись.