Фаркоп на Ладу Ларгус: выбираем и монтируем сами


Лада Ларгус обладает серьезной вместимостью, что является значимой характеристикой семейного автомобиля. В различных комплектациях Ларгус вмещает от пяти до семи пассажиров, а необходимый груз размещается в багажном отсеке объемом до 560 литров. При желании можно обеспечить грузовой объем в 2350 литров, полностью сложив сидения, или установить на крышу машины аэробагажник. Однако автомобиль такого класса приобретается не для поиска компромиссов между числом пассажиров и объёмом груза. Владельцу загородного дома требуется с комфортом разместить в машине семью, детей и собаку, а потом без затруднений загрузить в нее пять мешков цемента, холодильник и рассаду. Проблему с перевозкой таких крупногабаритных грузов можно решить с помощью прицепа. Для этого необходимо оснастить Ларгус сцепным устройством – фаркопом.

Характеристики сцепных устройств

Существует несколько типов сцепных устройств, классифицируемых по основным рабочим характеристикам. По конструкции различают следующие разновидности шарообразных фаркопов для легковых автомобилей:

  • типы «А», «Н» (с максимальной грузоподъемностью до 150 кг);
  • типы «F», «G» (грузоподъемность до 3500 кг с возможностью регулировки высоты крепления);
  • тип «V» (нерегулируемый, с грузоподъемностью до 2500 кг);
  • тип «ВМА» (с быстросъемным вертикальным креплением).

Наиболее распространенным вариантом для установки на современных легковых автомобилях является последний тип фаркопа.

По способу крепления различают фиксированные (несъемные) сцепные устройства, у которых крюк зафиксирован сваркой, и съемные фаркопы, у которых крюк закреплен на болтах или с помощью специального механизма.Для выбора фаркопа, подходящего для Лады Ларгус, нужно знать массу прицепа и примерный вес часто перевозимого груза. Сверхнормативные нагрузки на сцепное устройство передаются на корпус автомобиля, что приводит к повреждениям кузовных элементов.

Рекомендации по выбору

При подборе ТСУ для своей Лады Ларгус опирайтесь на несколько критериев. Они помогут сделать правильный выбор и без лишних проблем эксплуатировать сам фаркоп и прицеп для него.

Основными нюансами выбора считаются:

  • Нагрузка. Примерно прикиньте, какой груз вы собираетесь перевозить, чтобы ТСУ выдерживало соответствующие нагрузки;
  • Конструкция. Между несъемными и съемными выбор явно в пользу последних. Это даже не обсуждается. Да, они дороже, но цена себя оправдывает;
  • Производитель. Выбирайте только хорошо зарекомендовавшие себя фирмы. Дешевые китайские или какие-либо другие ТСУ только создадут лишние проблемы;
  • Цена. Зависит от всех перечисленных выше характеристик. Иногда она варьируется в зависимости от того, покупаете ли вы ТСУ в Москве, Спб, городе Краснодар или где-то в провинции. Каждый магазин делает свои накрутки на заводскую стоимость. Потому лучше покупать у официальных дилеров;
  • Соответствие с прицепом. Если прицеп уже есть, то ТСУ подбирают под него. Либо наоборот. Даже если розетка фаркопа и вилка прицепа не совпадают между собой, всегда доступен переходник. Не забывайте, что на Ларгусе с бортовым компьютером также обязательно потребуется блок согласования.

Почти всегда где-то можно купить товар со скидкой, подобрать подходящий дисконт. Используйте артикул или конкретную модель для поиска.

Думаю, этого достаточно. Если считаете, что есть еще пара мудрых советов, обязательно напишите в комментариях и поделитесь своими наблюдениями с нашими читателями.

Нормативные требования к установке

Установка несъемного фаркопа относится к изменениям конструкции транспортного средства и в обязательном порядке должна быть зафиксирована в его техническом паспорте. Если сцепной механизм входит в перечень допустимого дополнительного оборудования и может быть легко демонтирован (съемные варианты фаркопов), то специальной регистрации для такого фаркопа не требуется.

Установка сцепного устройства

Порядок работ по монтажу фаркопа на Ладу Ларгус обычно указывается производителем в инструкции к сцепному устройству и в общем виде состоит из следующих действий:

  1. Багажник машины полностью освобождается от поклажи, инструментов и принадлежностей, запасное колесо вынимается из крепления.
  2. Автомобиль устанавливается на смотровую яму (при наличии возможности можно использовать стационарный подъемник).
  3. В целях обеспечения безопасности при работе с электрической системой снимается минусовая клемма с АКБ.
  4. Для доступа к рабочей области днища нужно снять защитный тепловой экран и при необходимости ослабить крепления глушителя.
  5. Для установки на Ладу Ларгус фаркопов совместимой конструкции заводом-изготовителем в задних лонжеронах выполнены крепежные отверстия, защищенные пластиковыми заглушками. В случае с универсальными моделями может потребоваться сверление дополнительных отверстий.
  6. Фиксацию фаркопа выполняют с помощью крепежа, идущего в комплекте с изделием.

Фаркоп для Лады Ларгус представляет собой П-образную конструкцию, у которой «ножки» крепятся к кузову машины, а в середине массивной поперечной перекладины находится место крепления крюка. В комплекте с некоторыми моделями фаркопов поставляются усиливающие пластины, которые устанавливаются в местах болтовых соединений.

Монтаж фаркопа на Ладу Ларгус Кросс выполняется со стороны днища, поэтому для облегчения процедуры потребуется помощь напарника. Болты со втулками устанавливаются в отверстия лонжерона, на них с наружной стороны автомобиля надевается кронштейн фаркопа, который фиксируется гайками (на данной стадии крепеж не затягивается до упора). После монтажа всех крепежных элементов нужно убедиться, что сцепное устройство не задевает задний бампер и не препятствует работе выхлопной системы.

Затем крепежные болты затягиваются для прочной фиксации фаркопа, и защитный тепловой экран глушителя устанавливается на место.

Назначение и крепления фаркопов Лады Ларгус

Это одно из разновидностей тягово-сцепных устройств легковых автомобилей. С его помощью к задней части автомобиля можно присоединить прицепы и трейлеры небольшого размера. При этом следует учитывать технические возможности транспортного средства и максимально допустимые для авто нагрузки.

Устройство также может использоваться для буксировки различных транспортных средств с фиксированной нагрузкой (не более трёх тонн). Лада Ларгус может комплектоваться фаркопом с завода (например, версия Кросс), но многие автовладельцы предпочитают устанавливать этот механизм самостоятельно. Как правило, фаркоп становится незаменимым механизмом для водителей, использующих автомобиль для транспортировки различных грузов на большие и малые расстояния. Наличие фаркопа на Ларгусе исключает необходимость перевозки специального крюка в багажном отсеке.

Если прицеп не подсоединён, использование фаркопа не рекомендуется.

Причина в опасности, которую представляет этот механизм при возникновении столкновения. Дополнительные повреждения при ДТП получат оба столкнувшихся автомобиля. Более того, в некоторых европейских странах на законодательном уровне запрещено использовать ТСУ без прицепа или трейлера.

Виды фаркопов

На рынке автомобильных аксессуаров есть много устройств от различных производителей. На сегодня наибольшую популярность получили фаркопы Лады Ларгус следующих брендов:

  • Балтекс;
  • ПТ Групп;
  • Лидер Плюс;
  • Bosal и некоторые другие.

Не рекомендуется обращать внимание только на известность торговой марки, правильнее будет подойти к выбору всесторонне. Большое разнообразие прицепных устройств может запутать. Для начала стоит выбрать фаркоп исходя из того, как его крепить.

  1. Фиксированные (устанавливаются чаще всего как штатные ТСУ на заводе). Это цельные тягово-сцепные устройства, являющиеся конструктивно составной частью заднего бампера. На сегодня такие модели встречаются всё реже. Подобные устройства также устанавливаются как отдельный элемент на автомобили, конструкция которых не подразумевает использование фаркопа. Его преимущество в универсальности. Независимо от вида крепления, они не требуют установки только на конкретный автомобиль.
  2. Съёмные. Такие модели считаются самыми популярными, т. к. при отсутствии надобности в ТСУ его можно легко демонтировать. Для автовладельцев, использующих прицеп время от времени, такой вариант наиболее предпочтителен. Выбрать съёмный легко. Всё, что нужно учитывать, это возможность установки на штатные крепления Lada Largus.
  3. Фланцевые. Фаркоп такого типа закрепляется на специальной площадке с помощью болтов. В какой-то степени это тоже съёмные ТСУ. Болтовые соединения позволяют выдерживать большие нагрузки, а назначение таких моделей заключается в буксировке тяжёлых прицепов. В случае с Ладой Ларгус нужно подбирать под конкретную модель.

Оптимальны съёмные варианты устройства, это удобно и функционально.

При необходимости их легко демонтировать и устанавливать на место, если потребуется подцепить прицеп. У каждого вида есть как минусы, так и плюсы. Например, фланцевый может выдержать серьезные нагрузки, обладая большим запасом прочности. С другой стороны, он постоянно на виду. Прочие экземпляры не подразумевают возможность выбора высоты шара, и их цена выше. Самая дорогая разновидность – складная, но и преимуществ у такой модели больше всего.

Виды фиксаторов

Сцепное устройство трейлера или прицепа надевается на специальный шар, который тоже бывает разным в зависимости от назначения.

Разновидности Функционал
Шар A.Позволяет буксировать груз массой не более полутора тонн.
Шар H.Аналог шара А, но стоит гораздо дешевле.
Тип F и G.Выдерживает нагрузку не более 3,5 тонн. Есть возможность изменять высоту зацепления.
Тип V.Допускается перевозка прицепа и груза общей массой не более 2,5 тонн. Нет регулировки высоты фиксации.
BMA.Съёмный вариант с возможностью вертикального крепежа.

Есть также фиксация типа квадрат. Для Лады Ларгус наилучшим вариантом является тип шара А. Во многом причина такой популярности в универсальности изделия, его практичности и простоты использования.

Главным параметром, по которому следует подбирать ТСУ, является максимально допустимая нагрузка.

Подключение электрики

Подключение розетки сцепного устройства рекомендуется проводить при наличии прицепа, который будет эксплуатироваться с данной машиной, так как на многих моделях прицепов используется нестандартная схема разводки проводов. Розетка устанавливается на кронштейне, изолированные провода укладываются в специальный металлизированный рукав, который фиксируется стяжками.

Проводка сцепного устройства выводится через специальное технологическое отверстие в багажник машины. Отверстие закрыто пробкой и расположено в районе глушителя между колесной аркой и задним бампером и подключается к штатной электросистеме.

Стандартная распиновка проводов Лады Ларгус:

  • оранжевый провод — стоп-сигнал;
  • черный – масса;
  • розовый – задние ПТФ;
  • зеленый провод – левый поворотник;
  • голубой – габариты.

  • оранжевый провод — стоп-сигнал;
  • черный – масса;
  • бежевый – фонарь индикации заднего хода;
  • зеленый провод – правый поворотник;
  • голубой – габариты.

После подключения электропроводки следует провести проверку работоспособности световой сигнализации прицепа во всех режимах.

Особенности процесса установки и подключения сцепного устройства можно изучить в следующем видео:

С каждым годом растет число автолюбителей, которые устанавливают фаркоп на свои автомобили. Это связано с тем, что:

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

  • увеличивается число организаций, оказывающих услуги по прокату прицепов;
  • становятся популярными путешествия с кемперами (прицепами-дачами);
  • растет количество владельцев гидро- и квадроциклов;
  • для транспортировки транспортных средств широко используются лафеты.

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Также многие автолюбители устанавливают фаркопы и универсальные электрические соединители (розетки) «на всякий случай», предполагая, что в дальнейшем, возможно, будут пользоваться прицепами.

Виды, распиновка и схемы подключения розетки фаркопа

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Применяется несколько типов разъемов для подключения прицепов:

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

  • cемиконтактные (7 pin) разъемы европейского типа;
  • семиконтактные (7 pin) разъемы американского типа;
  • тринадцатиконтактные разъемы (13 pin);
  • специальные разъемы.

Наиболее широко используемый 7-пиновый разъем европейского типа применяется на большинстве грузовых прицепов легковых автомобилей. Его схема и внешний вид изображены на рисунке:

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

Особенностью разъема является, что приемная и ответные его части имеют гнезда обоих типов («папа» и «мама»).

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

Это сделано из соображений безопасного подключения круглого разъема в условиях нулевой видимости. Установить неправильно либо закоротить гнезда при таком расположении практически невозможно.

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

Каждый из выводов разъема имеет четкое предназначение. В таблице приведены площади минимального сечения проводов, которыми производится подключение к необходимому элементу схемы.

p, blockquote 12,0,0,0,0 —> adsp-pro-1 —>

Контакт №2 во многих прицепах может быть не задействован. Он используется для обеспечения постоянного электропитания + 12 на легковых прицепах.

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

Некоторые автолюбители игнорируют разделение по правому и левому габаритному огню, объединяя их схемотехнически в единый провод. Небольшое «упрощение» электропроводки приводит к нарушению функции «световой паркинг» (при включении поворотного сигнала на стоянке светятся габариты соответствующей стороны). Эта функция используется во время стоянки на обочине.

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

Схема распиновки 7-контактного американского разъема:

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

Особенностью разъема является наличие контакта заднего хода и отсутствие разделения по правому и левому ряду габаритных огней.

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

В некоторых моделях американских автомобилей отсутствует разделение габаритных огней и стоп-сигналов (они идут по одному проводу).

p, blockquote 18,0,1,0,0 —>

Во многих случаях в комплект разъемов фаркопа уже входят проводники соответствующего цвета и сечения.

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

p, blockquote 20,0,0,0,0 —>

Это значительно упрощает процесс электрического подключения.

p, blockquote 21,0,0,0,0 —>

13-пиновые разъемы используются для подключения легковых прицепов.

p, blockquote 22,0,0,0,0 —>

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

Главное отличие этого разъема состоит в том, что имеется несколько контактов для минусовой и плюсовых шин, резервные контакты для подключения дополнительных устройств (например, камеры заднего вида).

p, blockquote 24,0,0,0,0 —>

Особенностью разъема является и то, что через его контакты могут протекать большие токи, в частности, для питания бытового электрооборудования прицепа-дачи, зарядки дополнительного аккумулятора.

p, blockquote 25,0,0,0,0 —>

Специальные разъемы иногда применяются для подключения к оборудованию лодки. В этом случае предусмотрены штатные переходники:

p, blockquote 26,0,0,0,0 —>

p, blockquote 27,0,0,0,0 —>

Современные прицепы более высокого класса имеет собственное электронное оснащение: системы ABS, ESP, бортовые компьютеры. Их сопряжение с бортовой системой автомобиля также осуществляется специальными разъемами.

p, blockquote 28,0,0,0,0 —> adsp-pro-2 —>

Как выбрать фаркоп

В случае с легковыми автомобилями, и Ладой Ларгус в частности, выбор ТСУ должен основываться на нескольких основных критериях. Если характеристики устройства удовлетворяют этим требованиям, эксплуатация изделия не доставит проблем автовладельцу. Критерии выбора следующие.

  1. Нагрузка. Фаркоп подбирается с учётом максимального веса перевозимого. Автовладелец примерно должен представлять, какой груз будет тянуть ТСУ.
  2. Конструктивные особенности. Из всех вариантов оптимальным будет съёмный фаркоп. Он дороже фиксированного, но удобство использования бесспорно.
  3. Торговая марка. Приобретать лучше изделия популярных производителей, ещё лучше заранее почитать отзывы. Лишний раз детально рассказывать о том, почему подозрительно низкие цены на товар известного бренда должны вас насторожить, нет смысла.
  4. Цена. На нее прямо влияют вышеперечисленные факторы. В некоторых случаях стоимость зависит от региона, т. к. в каждом магазине разные поставщики и удаленность от производителя. Идеальным вариантом будет покупка фаркопа у официального представителя (дилера).
  5. Возможность подсоединить прицеп. Если автоприцеп уже имеется, то подбирать фаркоп нужно именно под него. Нередко розетка ТСУ не подходит к вилке прицепа, в таких случаях необходимо воспользоваться переходником.

Если Лада Ларгус оснащается бортовым компьютером, дополнительно понадобится специальный блок согласования, чтобы не запутать ЭБУ.

Кроме того, найти подходящий вариант можно и на основе отзывов. Также хорошо выбирать, опираясь на технические характеристики, максимально близкие к заводским. Для ознакомления с этими параметрами можно воспользоваться соответствующим артикулом на оригинальные комплектующие.

Особенности схемотехнического подключения разъема фаркопа в современных автомобилях

p, blockquote 29,0,0,0,0 —>

В автомобилях до 2000 годов выпуска применялись аналоговые схемы управления задними световыми приборами. Наибольшую трудность при подключении вызывает правильное определение места включения соответствующего проводника.

p, blockquote 30,0,0,0,0 —>

Эту работу многие автолюбители производили методом «тыка», последовательно подключая контакты разъема прицепа к индикаторной лампе. С появлением цифровых схем управления световыми приборами и другим электрооборудования автомобиля такой метод стал опасен.

p, blockquote 31,0,0,0,0 —>

Видео — подключение проводки фаркопа на Nissan Note:

p, blockquote 32,0,0,0,0 —>

p, blockquote 33,0,0,0,0 —>

Цифровое управление электрооборудованием предполагает, что к световым приборам не идут непосредственно от рулевой «стрекозы», «лягушки», реле и других переключателей толстые проводники на задние габариты, стопы и другие световые приборы. Туда поступают напряжение питания и цифровые сигналы управления.

p, blockquote 34,0,0,0,0 —>

Простое подключение к проводникам задних фонарей типа «скрутка» здесь неуместно. Даже, если подключиться непосредственно к световым приборам задних фар, которые сейчас в большинстве светодиодные, не факт, что электроника не выдаст сообщение об ошибке и отключит эти световые приборы вообще, так как будет превышен потребляемый ток.

p, blockquote 35,0,0,0,0 —>

В связи с этим для подключения электроники фаркопа в современных автомобилях используются блоки согласования.

p, blockquote 36,0,0,0,0 —>

p, blockquote 37,1,0,0,0 —>

Они комплектуются набором необходимых проводников, схемой подключения. Описание блоков согласования должно содержать список автомобилей, с которыми совместим блок.

p, blockquote 38,0,0,0,0 —>

В интернете есть схемы самодельных устройств. Если есть желание поэкспериментировать, можно приобрести недорогой радиолюбительский набор:

p, blockquote 39,0,0,0,0 —>

p, blockquote 40,0,0,0,0 —>

Схема подключения таких блоков изображена в обобщенном виде. Конкретную трассировку проводов приходится определять самостоятельно.

p, blockquote 41,0,0,0,0 —>

p, blockquote 42,0,0,0,0 —>

Видео — схема подключения UniKIT 2 для фаркопа Baltex:

p, blockquote 43,0,0,0,0 —>

p, blockquote 44,0,0,0,0 —>

Советы

p, blockquote 71,0,0,0,0 —>

Общие рекомендации при эксплуатации электрооборудования прицепа:

p, blockquote 72,0,0,0,0 —>

  • избегайте перегрузок в сети, особенно при пользовании бытовыми приборами легковых прицепов, это может вызвать возгорание;
  • проверяйте электрооборудование прицепа перед каждым выездом, хотя бы внешне;
  • перед каждым сезоном проверяйте качество электрических соединений вне салона автомобиля и прицепа, производите защиту контактных зон и разъемов солидолом и другими средствами;
  • не допускайте болтающихся проводов, обязательно крепите их к элементам конструкции пластмассовыми хомутами,
  • по возможности, переоборудуйте ваш прицеп на влагонепроницаемые светодиодные приборы.

Читайте статью про датчик массового расхода воздуха, признаки неисправности и как его проверить на работоспособность.

Какое сопротивление должно быть у исправной катушки зажигания.

Видео — установка фаркопа на LADA Granta и распиновка розетки:

p, blockquote 74,0,0,0,0 —> p, blockquote 75,0,0,0,1 —>

Может заинтересовать:

По опыту могу сказать, что монтаж розетки все таки лучше производить с помощью специальных электротехнических клемников, а не скруткой и изолентой. Во-первых эстетически более культурно все выглядит, во-вторых при длительной эксплуатации изолента со временем начинает разматываться, а скрутка проводов ослабевает. Как результат — место скрутки начинает искрить, терять контакт и габариты с тормозами начинают моргать, а то и вовсе гаснуть. И еще стоит следить за тем, что бы при поездке без прицепа розетка была закрыта заглушкой, иначе туда забивается грязь, влага и песок. Особенно в осенне-весенний период, иначе придется потратить несколько часов выкавыривая все это острой отверткой.

Установка

  1. Снять запасное колесо.
  2. Снять защитный экран над глушителем (3 гайки).
  3. Снять пластиковые заглушки с лонжеронов (на фото указано стрелками).
  4. Расширить отверстие для креплений, убирая защитную ленту и мастику.
  5. Вставить сначала передний болт, втулку, снаружи навесить кронштейн и наживить.
  6. Вставить задний болт и вставить его снаружи в лонжерон. Вставить втулку, шайбу, гайку наживить.
  7. Аналогично сделать с правой стороны.

Проверьте, чтобы фаркоп прижался к бамперу, но не задевал глушитель. Затянуть все болты крепления и установить защитный экран.

Оригинальное ТСУ

Потребуется

:

  • 99999901007216 — Тягово-сцепное устройство (без электропроводки). Цена около 6500 рублей.
  • 99999000017182 — Комплекты электропроводки необходимы для подключения розетки тягово-сцепного устройства. Цена около 750 рублей.

Установка

На рисунке 2-15 приведен основной вариант ТСУ, устанавливаемый на автомобиль LADA LARGUS.

Рисунок 2-15 – Конструкция и комплект поставки ТСУ LADA LARGUS: 1 – кронштейн ТСУ левый; 2 – штанга; 3 – кронштейн ТСУ правый; 4 – подрозетник; 5 – крюк

Снять запасное колесо.

Отсоединить заднюю подушку 3, рисунок 2-16, подвески глушителя 1 от кузова или глушителя (отвертка плоская).

Рисунок 2-16 – Подготовка к установке кронштейнов ТСУ: 1 – глушитель; 2 – лонжерон кузова задний левый; 3 – подушка задней подвески глушителя; 4 – лонжерон кузова задний правый; 5 – заглушка отверстия лонжерона

Отвернуть крепление заднего защитного экрана глушителя, снять экран.

Из отверстий с внутренней стороны левого 2 и правого 4 задних лонжеронов извлечь заглушки 5 (отвертка плоская).

С наружной стороны лонжеронов аналогичные отверстия очистить от слоя ПШМ (отвертка плоская).

С внутренней стороны лонжерона 2, рисунок 2-17, в каждое из отверстий вставить болт 1 с шайбой из комплекта поставки, с внешней стороны лонжерона надеть на болты кронштейн 3 и закрепить, гайками, не затягивая.

Аналогично установить второй кронштейн на другой лонжерон кузова

Рисунок 2-17 – Установка кронштейна ТСУ: 1 – болт крепления кронштейна; 2 – лонжерон кузова задний; 3 – кронштейн

Установить на кронштейны штангу и закрепить болтами из комплекта поставки (головка сменная 19, вороток).

Затянуть болты крепления кронштейнов к лонжеронам кузова (ключ гаечный 17, головка сменная 17, вороток).

Установить на штангу крюк 5, см. рисунок 2-15, и подрозетник 4 (ключ гаечный 19, головка сменная 19, вороток).

Установить на место снятые детали.

Подключение

Схема подключения:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]