Водяной автомобильный насос (или по-другому — помпа) выполняет немаловажную роль в нормальной работе двигателя автомобиля. Благодаря этому устройству охлаждающая жидкость без задержек циркулирует по каналам системы охлаждения и снижает температуру всех нагревающихся компонентов силового агрегата. Неисправность водяного насоса способна привести к нежелательному перегреву деталей двигателя и даже окончательно вывести его из работоспособного состояния. Для исключения подобного исхода необходимо внимательно следить за состоянием помпы.
Предназначение и общее устройство помпы в автомобиле «Лада-Приора»
Водяной насос авто (ВН) либо помпа, конструктивно входит в систему жидкостной охлаждающей системы (ЖОС) современной автомашины и является её ключевым элементом. Главная функция этой детали — обеспечение интенсивной циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ) по ЖОС двигателя.
Благодаря подобному постоянному движению происходит снижение температуры жидкости и восстанавливается её способность к охлаждению других деталей и систем авто. Как правило, водяной насос на двигателе автомобиля конструктивно размещается впереди блока цилиндров. Его привод осуществляется от коленвала через клиновидный специальный ремень либо от механизма газораспределения (ГРМ) с помощью ремня зубчатого типа.
Специальный зубчатый ремень обеспечивает фунуционирование водяной помпы автомобиля
Общее устройство помпы
Помпа «Лады-Приоры» представляет собой довольно простой механический узел, который состоит из нескольких основных деталей.
Конструкция помпы состоит из нескольких элементов, одним из которых является обязательная прокладка
Основными компонентами водяной помпы двигателя являются:
- корпус изделия;
- вал с крыльчаткой и специальным саморегулирующимся сальником, благодаря которому охлаждающая жидкость (ОЖ) надёжно удерживается в конструкции при эксплуатации;
- подшипник вала насоса, на котором установлен вал помпы;
- шкив привода;
- вентилятор радиатора (данная деталь может быть закреплена на приводе помпы либо выполняется в самостоятельном электроприводном варианте, не имея какой-либо связи с водяной помпой авто);
- прокладка из картона или специального материала.
Принцип действия устройства
Работа насоса для перекачки ОЖ состоит в следующем:
- на заведённом двигателе охлаждающая жидкость, которая остыла в автомобильном радиаторе, двигается к насосу (в частности, к его крыльчатке);
- промежутки, имеющиеся между её лопастями, полностью оказываются заполненными ОЖ;
- благодаря действию центробежной силы, охлаждающая жидкость крыльчаткой отбрасывается в разные стороны внутренней полости ВН;
- через технологическое отверстие жидкость уходит в каналы рубашки охлаждения элементов мотора;
- происходит обеспечение постоянной циркуляции охлаждающей среды в ЖОС.
Особенности конструкции
Для предотвращения возможного подтекания корпус помпы устанавливается на моторный блок цилиндров через специальную прокладку (например, из картона). Вентилятор охлаждения, конструктивно располагающийся иногда на шкиве автопомпы и приводящийся в действие одновременно с ним, как правило, производится из металла либо прочного пластика. Для снижения шума работы лопасти конструкции располагаются под определёнными углами, в Х-образном положении, что соответствует 110/70 градусов.
С целью снижения значения мощности, необходимой для приведения вентилятора в действие, конструкторы используют специальную электромагнитную муфту. Это устройство может отключать вентилятор при снижении температуры ОЖ до уровня в 78–85 градусов по Цельсию. Подобным образом оптимизируется работа системы по охлаждению двигателя, а также снижается шумность при эксплуатации агрегата.
Клапана двигателя ВАЗ-21116
Рядовому потребителю из официальных документов доступны только те, что прилагаются к автомобилю. Что из них следует? Открываем сервисную книжку Гранты. Замена ремня ГРМ — на 75 тыс. километров пробега для 8-клапанного мотора, про ремень 16-клапанного ни слова! Та же ситуация и с Калиной — мне попалась книжка, где об одном двигателе молчок, а на другом только проверяем состояние ремня, но и речи нет о плановой замене. С Приорой еще веселее — встречаются сервисные книжки, где вообще ни слова о механизме газораспределения, зато ремень компрессора кондиционера упоминают чуть ли не в каждом талоне ТО.
С Вестой и Иксреем прогресс налицо — на 45, 75, 105, 135 и 165 тыс. регулируем зазоры в механизме газораспределения. А первый раз планово вспоминаем ремень ГРМ вместе с роликами на 180 тыс. километров пробега! Это для 16-клапанных моторов ВАЗ-21129, 21179 и 8-клапанника Весты ВАЗ-11189. Не могу обойтись без цитаты: «2.11. Заменить ремень ГРМ вместе с роликами. 2.12. Заменить зубчатые шкивы коленчатого вала и распределительного вала (валов). Заменить зубчатый ремень, натяжитель и опорный ролик (для двигателя ВАЗ-11189 8-кл. только натяжитель) привода газораспределительного механизма двигателя. Отрегулировать натяжение зубчатого ремня». Мало того что масло масляное (дважды меняем один и тот же ремень), из всех деталей не вспомнили о самой уязвимой — помпе!
Проверка исправности водяного насоса без его демонтажа
Для вывода об исправности водяного насоса на автомобиле «Лада-Приора», не снимая её с двигателя автомобиля, необходимо произвести следующие мероприятия:
- запустить и прогреть силовой агрегат до температуры его эксплуатации;
- сжать рукой верхний шланг от радиатора;
- по тактильным ощущениям можно понять, что ОЖ по системе охлаждения циркулирует, а значит водяной насос исправно работает.
Наличие постороннего гула либо шума в районе помпы говорит о скором возможном выходе из строя подшипника устройства. В этом случае рекомендуется произвести замену автопомпы на новую.
При нормальной работе помпы по данному патрубку интенсивно циркулирует охлаждающая жидкость
Как поменять помпу на 16 кл моторе своими руками
Прежде чем приступить к снятию помпы, потребуется слить охлаждающую жидкость. Находим сливную пробку, подставляем емкость объемом около 4 литров и сливаем.
После того как слили жидкость снимаем верхнюю декоративную крышку, ремень генератора, а затем переднюю крышку ГРМ, она состоит из двух частей.
Теперь необходимо выставить метки ГРМ, чтобы при сборе не ошибиться со значением зажигания.
Далее откручиваем шкивы. Чтобы шкив не проворачивался включаем 5 передачу и нажимаем на тормоз. Теперь шкив будет неподвижен, можно смело откручивать его. Болты шкивов откручиваем с помощью накидного ключа на 17.
Если у вас автомобиль с кондиционером, необходимо с помощью накидного ключа на 13 мм открутить кронштейн для ролика-натяжителя ремня генератора и кондиционера с гуром.
Следующий шаг это снятие шкива коленвала. Для этого снимаем правое переднее колесо и грязезащитные щитки. Далее опять включаем 5 передачу и нажимаем на тормоз. Шкив будет зафиксирован и его можно смело откручивать. Снимаем шкив и ремень ГРМ.
Далее откручиваем 6 болтов крепления крышки и затем аккуратно снимаем ее с двигателя.
Откручиваем 6 болтов крепления помпы, аккуратно поддеваем ее отверткой и вытаскиваем ее. При установке новой помпы, необходимо промазать тонким слоем герметика прокладку и закрутить ее на место. Далее производим сборку в обратной последовательности, учитывая метки ГРМ.
Более подробную инструкцию смотрите на видео:
Признаки, которые указывают на необходимость замены детали
Основными факторами, которые указывают на неисправность водяного насоса, специалисты считают:
- течь ОЖ из корпуса в районе сальника;
- износ встроенного подшипника, который определяется повышенной шумностью, гудению при эксплуатации либо его заклиниванию;
- недостаточная циркуляция используемой охлаждающей жидкости;
- чрезмерное увеличение температуры силового агрегата;
- уменьшение уровня залитой в систему ОЖ;
- наличие трещин, сколов, выкрашиваний материала шкива, корпуса либо крыльчатки водяной помпы.
Водяная помпа, как правило, является неремонтопригодным компонентом, в силу особенностей своей конструкции. Поэтому специалисты рекомендуют производить полную замену этой важной детали.
Водяная помпа для «Лада-Приора» заменяется полностью при её неисправности
Причины неисправности
Водяной насос двигателей Приоры является очень ненадежным элементом, поэтому пренебрегать его заменой при смене ремня не рекомендуется, лучше менять комплект полностью.
Итак, поговорим об основных неисправностях помпы, при которых она подлежит обязательной замене:
- Течь. В водяном насосе имеется специальное отверстие для отвода охлаждающей жидкости при не герметичности сальника. Со временем, уплотнительный сальник на валу под воздействием высоких температур становится менее эластичным и начинает пропускать ОЖ. Обнаружить подтек можно заглянув под крышку ГРМ.
- Износ подшипника. При такой проблем помпа начинает очень сильно скрипеть и греметь на холодном двигателе, с прогревом данные симптомы могут исчезать. Определить без снятия ремня данную проблему тяжело и легко можно спутать с износившимися роликами.
- Крыльчатка. При обрыве или провороте крыльчатки нарушается циркуляция ОЖ в автомобиле, следовательно, двигатель авто начинает перегреваться что может привести к большим затратам на его ремонт.
- Клин. Самая страшная и неприятная поломка помпы. Клин помпы обязательно сопровождается обрыв ремня ГРМ и, следовательно, загибом клапанов, что при проведении ремонта довольно дорого.
Помпа со сломанной крыльчаткой
Заводской ресурс эксплуатации помпы
Срок службы водяного насоса зависит от поставщика изделия или, другими словами — от качества сборки помпы, используемых элементов и материалов. Не совсем качественная помпа может выйти из строя и через 10 тысяч километров пробега автомобиля. Ресурс хорошей детали может исчисляться и 100 тысячами километров без наличия признаков выхода из строя детали.
Специалисты рекомендуют устанавливать на автомобиль оригинальную водяную помпу от завода-изготовителя ТЗА (Тольяттинского Завода Автоагрегатов), которая обладает хорошим качеством и значительным сроком безаварийной эксплуатации.
Регламентные работы для двигателей ВАЗа.
Сейчас на новых моторах применяют и корейские помпы, по слухам, более качественные. Но хоть режьте меня — не выходит ни одна помпа 200 тысяч. Не верю! Мало того, вижу полную неразбериху в сервисных книжках, отсутствие единого подхода к обслуживанию одних и тех же газораспределительных механизмов от модели к модели и, главное, безразличное отношение к потребителю. Не от всех заводчан — от тех, кто отвечает за конкретное направление и убивает бестолковыми бумажками работу других создателей автомобилей Волжского автозавода. Но коли заряд заложен, а специалисты не помогли, значит, разминировать будем сами.
Возможность установки на «Ладу-Приору» дополнительного водяного насоса
Одним из недостатков отопителя на автомобиле «Лада-Приора» является его низкая эффективность при работе двигателя на малых оборотах в холодное время года, из-за недостаточной циркуляции охлаждающей жидкости. Поэтому салон автомобиля прогревается медленно и недостаточно, что вызывает определённый дискомфорт у водителя и пассажиров.
Существуют некоторые требования, которые необходимо выполнить для получения качественного результата после установки дополнительной электропомпы.
К ним относятся следующие моменты:
- установленное изделие не должно создавать в радиаторе отопителя избыточное давление при эксплуатации, чтобы избежать повреждений патрубков либо образования трещин;
- имеет смысл произвести замену термостата и установить этот компонент с увеличенной температурой по открытию (90–95 градусов по Цельсию) в связи с тем, что при возрастании скорости в циркуляции ОЖ детали двигателя будут медленнее прогреваться, увеличивая износ силового агрегата.
Для решения этой проблемы можно установить в систему охлаждения силового агрегата дополнительную водяную помпу, что позволит качественно улучшить обогрев салона авто даже при работе двигателя на холостом ходу. Подобная технология не нова. Инженеры её уже давно используют. В качестве примера можно привести немецкие автомобили BMW либо Mercedes Benz.
Выбор устройства
Как правило, в качестве дополнительной водяной помпы на автомобиль «Лада-Приора» подходят устройства различных изготовителей.
Это, к примеру, могут быть бренды от:
- компании Bosch;
- ;
- .
Видео: положительный эффект от установки на «Ладу-Приору» дополнительной электропомпы
Однако чаще всего на «Ладу-Приору» монтируется водяная электропомпа, устанавливаемая на автомобили «Газель». Это может быть конструкция старого либо нового образца, но принцип действия у обоих одинаков: за счёт разряжения на входе при работе изделия возникает прокачивающая сила, которая и перегоняет охлаждающую жидкость по системе. По сути — помпа с автомобиля «Газель» является классическим центробежным насосом.
Конструкция варианта новой помпы гораздо более удачная и вызывает меньше нареканий у автолюбителей. И также она является менее шумной при эксплуатации. Основной неисправностью, с которой сталкиваются автомобилисты при использовании такого электронасоса — это его протекание.
Установка и подключение дополнительного электронасоса
Для оборудования автомобиля дополнительной водяной электропомпой также потребуется обычное реле, которое имеет нормально разомкнутые контакты (это может быть реле зажигания либо стартера от автомобиля ВАЗ 2105, ВАЗ 2108). В нём необходимо замкнуть контакты №o86 и №o30. И также потребуется армированный шланг, хомуты для зажима патрубков.
Дополнительная помпа может быть установлена в любой из разрывов подающего либо выходящего патрубка отопительной печки автомобиля.
Монтаж дополнительного электронасоса довольно прост, а эффективность отопителя существенно увеличивается
Закрепляется помпа в «Ладе-Приоре» в следующих местах:
- шпилька крепления бачка для омывателя;
- шпильки, расположенные рядом с аккумуляторной батареей;
- на щитке двигателя.
Устройство может быть подключено к самым различным системам.
Это может быть:
- кнопка включения рециркуляции;
- блок САУО печки;
- обогрев зеркал;
- другие удобные места.
Насос охлаждающей жидкости корейского производства к двигателю ВАЗ-21179
Владелец любой пожилой иномарки с ремнем в приводе ГРМ подтвердит — ремонтники настаивают на том, чтобы при плановой смене ремня заменять и помпу, и прижимные ролики с подшипниками в сборе. И детали эти зачастую продаются комплектом. Причем со скидкой — весь набор дешевле, чем ремень, ролики, помпа в отдельности.
Не хочу лишний раз убеждать, что скупой платит дважды, но с годами пришел к выводу — западные производители вписывают в регламент смену ремня не из-за ремня как такового, а из-за помпы и подшипников натяжителей. Просто нужен повод для надежности сменить весь комплект деталей, связанный с приводом распредвала, и они его нашли.
Предлагаю так же действовать и с нашими двигателями. Почему? Формально на каждом ТО надо бы снять крышку и осмотреть ремень ГРМ и водяной насос. Надрыв ремня увидеть можно, подтек на помпе — тоже. И в том, и в другом случае деталь меняют не затягивая. Но это неисправность. А если все внешне нормально, идеальный вариант — включить профилактическую замену в регламент.
Инструкция по монтажу дополнительной электропомпы
Установка дополнительного водяного насоса на любой автомобиль (в том числе и на «Ладе-Приоре» 16 клапанов) в принципе ничем не отличаются. Необходимо разместить электронасос в разрезе патрубка, который является входным либо выходным в печку автомобиля и обеспечить его электропитание.
Пошаговая инструкция по установке данного дополнительного компонента выглядит следующим образом:
- Обеспечить доступ к патрубкам отопителя под капотом авто, демонтировав мешающие работе компоненты.
- Обжать один из резиновых патрубков, который выходит из отопителя (печки), что производится с целью недопущения вытекания ОЖ либо слить антифриз (тосол) из всей системы.
- Вырезать часть этого патрубка по длине соответствующей устанавливаемой помпы.
- Длина штуцеров при этом не учитывается по причине того, что они входят в патрубки.
- Необходимо заранее подобрать диаметр штуцеров на электропомпе для получения качественного соединения.
- Закрепить резиновые патрубки на штуцерах помпы с помощью металлических хомутов.
- Дополнительную электропомпу прикрепить к выбранному заранее месту под капотом автомобиля (указаны выше) с помощью специального крепежа.
Дополнительную электропомпу можно закрепить в любом удобном для установки месте - Подключить электропитание помпы, выбрав для этого перечисленные выше варианты, либо установить отдельный выключатель.
- Запустить двигатель и проверить герметичность соединений, а также работоспособность электропомпы.
- Установить все детали, демонтированные перед установкой помпы.
Видео: пошаговая инструкция по установке дополнительного водяного электронасоса на автомобиль
Монтаж подобной помпы рекомендуется производить лишь после тщательной проверки работоспособности всей охлаждающей системы автомобиля, так как зачастую находятся неисправности в печке, термостате, других компонентах, что в итоге не позволяет получить достаточный прогрев салона.
Водяная помпа автомобиля «Лада-Приора» призвана поддерживать установленный заводом изготовителем внутренний тепловой режим силового агрегата автомобиля. Эксплуатация мотора с неисправным насосом гарантированно приведёт к более серьёзным поломкам и как следствие — к значительным финансовым затратам. Своевременная замена вышедшей из строя водяной помпы обеспечит длительный ресурс двигателю, а также комфорт при использовании автомашины.
- Автор: ratico19
- Распечатать
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(3 голоса, среднее: 2.3 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Что дальше?
Как исправить ошибку р0441 на ладе калина
На этом деле подмена клапанов на «Приоре» (16 клапанов) не завершается. Когда открутите свечки, следует вывернуть что остается сделать нашему клиенту болты, крепящие распредвал, после этого и эту деталь извлечь наружу. На шестнадцатиклапанной «Приоре» их два, и снимать необходимо оба вала. Для этой цели вам также будет нужно извлечь заглушки, размещенные в торцевой части ГБЦ. Когда мотор разобран, производится конкретно подмена клапанов. На «Приоре» (16 клапанов) она делается так.
После извлечения распределительного вала используя съемника удаляем крепежные «сухари». При всем этом рекомендуется положить под «тарелочки» маленькую подставку. Как дальше делается подмена клапанов на «Приоре» (16 клапанов)? После извлечения этих деталей вынимается тарелка совместно с пружинами. Следует быть очень усмотрительным, потому что усилие пружин очень огромное
По неосторожности они бывают вариации соскочить с тарелки. Под пружинами еще есть одна деталь
Это упрямые тарелки. Их также нужно снять. Увы делается это только после извлекания сальника клапанов. С целью его демонтировать, воспользуемся особым захватом.
Процесс демонтажа состоит в последующем. Зажимаем захватом сальник, одновременно малость прижимаем его. Произведя пару поворотов вправо-влево (в момент проворачивания) оттягиваем сальник ввысь. Прижатым захватом не рекомендуется делать такие наклоны, потому что возникает риск повреждения посадочного буртика механизма на направляющей втулке. Большую часть работы мы сделали. Сейчас осталось только вынуть старенькые клапаны и установить новые.
Важные моменты
- При обратной сборке системы охлаждения особое внимание уделяется метке на шкиве коленвала и треугольной прорези, которая находится на крышке масляного насоса. Эти метки в обязательном порядке совмещаются, поскольку только так поршень первого цилиндра гарантированно устанавливается в верхнюю мёртвую точку. Если метку на шкиве видно плохо, на неё можно нанести каплю красной или белой краски.
Метка на шкиве, сделанная красной краской, будет лучше видна при замене
Как видно из этой статьи, заменить помпу на автомобиле Лада Приора — задача не из лёгких. И если автовладелец никогда раньше этого не делал, то вполне вероятно, ему понадобится помощь напарника, особенно когда дело дойдёт до извлечения распредвалов ГРМ. Разумеется, сделать всё это можно и в одиночку, но тогда на это уйдёт гораздо больше времени.
Источник
Когда надо менять
- Во время работы двигателя из-под капота слышен характерный низкий гул (это признак того, что подшипник помпы изношен и нуждается в замене).
- После выезда со стоянки на асфальте остаются пятна тосола, что говорит о нарушении герметичности помпы.
Заниматься ремонтом помпы нецелесообразно, гораздо дешевле приобрести новую и поставить на автомобиль. Операция не из лёгких: чтобы менять насос, придётся снимать вышеуказанный ремень ГРМ. Подробнее об этом — ниже.
Снятие и разборка бензонасоса
Механизм подачи топлива в приоре находится в бензобаке, поэтому чтобы его достать нужно:
- Cнять заднее пассажирское сидение. Защёлки, удерживающие его, находятся по бокам.
- В днище авто находится люк, прикрученный двумя саморезами. Сняв его, получаем доступ к бензонасосу, который зафиксирован в топливном баке при помощи плоского металлического кольца.
- Снять кольцо, которое прижимается с помощью гаек, накручиваемых на восемь резьбовых штырей, равномерно распределенные вокруг отверстия в бензобаке.
- Снимаем два топливопроводных шланга и убираем фиксирующее кольцо.
- Отсоединяем электрический разъём, через который подаётся питание на насос, находящийся в пластмассовом кожухе.
- Вынимаем корпус, это нужно делать аккуратно, чтобы не повредить поплавок, благодаря которому на приборном щитке показывается уровень заполнения бака бензином.
- Следующим шагом будет вытащить сам насос, отгибаются четыре защёлки, расположенные на корпусе, и вынимается бензонасос, внизу которого находится сеточка грубой очистки.
Как правило, вся сетка выглядит достаточно грязной, а её центральная часть буквально забита различным мусором. Чтобы снять старую сетку, её нужно просто обхватить со всех сторон пальцами и дёрнуть на себя, или ковырнуть плоской отверткой.
Со своего посадочного места она выходит относительно легко. После этого устанавливаем новую сетку. Сеточку для бензонасоса лада приора можно купить в специализированном магазине или на рынке. Стоит она около 50 рублей.
На дне пластмассового стакана, в котором находился насос, обычно также много всякого мусора. Его нужно хорошо промыть и протереть сухой ветошью.
Затем всё собирается в обратной последовательности. После замены сеточки двигатель набирает обороты плавно и работает стабильно. Во время движения по трассе машина больше не дёргается и нормально ускоряется.
Замена сеточки бензонасоса Приоры мало чем отличается от замены сеточки на Калине, о которой я писал вот в этой статье. Симптомы, указывающие на необходимость менять эту сетку такие же, как и у всех: перебои в работе двигателя, рывки во время движения, проблемы с запуском и т. д.
- Головку на «10», плоскую отвертку;
- Ветошь;
- Новую сеточка бензонасоса.
Внимание! Работать будем с легковоспламеняющимся веществом, поэтому первым делом уберите любые источники огня. Не вздумайте курить во время проведения этой работы! Некоторые, кстати, по привычке закуривают, выполняя подобные работы. В результате, за свою невнимательность и нарушение элементарной техники безопасности, очень дорого платят.
В результате, за свою невнимательность и нарушение элементарной техники безопасности, очень дорого платят.
- Отключите питание бензонасоса или достаньте предохранитель, который отвечает за топливный насос.
- Заведите мотор и дайте ему поработать до тех пор, пока он не заглохнет. Таким образом вы снимете избыточное давление в топливной магистрали и прольете минимум бензина во время снятия топливного насоса.
- Далее необходимо снять задний диван (сидения).
- На «всякий пожарный» снимите «-» клемму аккумулятора, бензин легко воспламеняется, мало ли что…
Примечание: Кстати, при замене сеточки бензонасоса, желательно заменить и топливный фильтр, таким образом вы сможете исключить вероятность нарушений в работе двигателя именно по вине топливного фильтра. По крайней мере, если после замены сеточки проблема не решилась, обязательно замените топливный фильтр, возможно двигатель работает нестабильно именно из него.
У меня все, надеюсь вам все понятно!? Если статья вам понравилась, поделитесь ею с друзьями, используя кнопки соц. сетей расположенные чуть ниже. Всем пока!