Инструкция по замене помпы на Ниве Шевроле, советы по диагностике и выбору запчастей

Ремонт / От Екатерина Ларина

  • Замена помпы автомобиля «Нива Шевроле»
    Выбор помпы
  • Расположение помпы
  • Необходимые инструменты
  • Порядок замены помпы

    Видео: замена водяного насоса

  • Ремонт помпы автомобиля «Нива Шевроле»
      Замена сальника
  • Замена подшипников помпы

    Видео: ремонт помпы

  • Любой двигатель внутреннего сгорания в процессе работы нуждается в постоянном охлаждении. Центральное место в системе охлаждения занимает водяной насос, обеспечивающий принудительную циркуляцию антифриза по каналам стенок мотора. Эксплуатация автомобиля с неисправной помпой может привести к печальным для владельца последствиям.

    Зачем нужна помпа в авто

    Водяной насос двигателя внутреннего сгорания обеспечивает циркуляцию антифриза в контуре охлаждения. Благодаря ему нагретая жидкость из блока цилиндров поступает в радиатор, где отдает тепло окружающей среде.

    Помпа «Нива Шевроле» имеет простую центробежную конструкцию: поток антифриза направляется вращающейся крыльчаткой, которую приводит в действие ремень ГРМ.

    В случае неисправности жидкость перестает циркулировать и тепловой режим мотора нарушается. Это ведет к закипанию антифриза и, если не заглушить мотор, к поломке легкоплавких вкладышей подшипников скольжения. В этом случае понадобится капитальный ремонт или замена агрегата.

    Обзор производителей (какого лучше выбрать)

    «Оригинальность» помпы Пекар можно проверить через официальный сайт производителя

    Но мало кто из автомобилистов сегодня знает, какую помпу рекомендуется ставить на Ниву. Некоторые любители проводят самостоятельные испытания этих узлов, а некоторые ищут помощь в интернете или у друзей, которые тоже сталкивались с такой проблемой.

    Большинство автолюбителей отдают предпочтение запчастям из-за рубежа. Ниже представлен будет список наиболее популярных производителей:

    • Airtex (Испания).
    • SKF (Германия-Испания).
    • Hepu (Германия).

    Помпа производитель Hepu

    Все эти компании занимаются производством помп для систем охлаждения. Отличаются такие запчасти производительностью, так как все они имеют большие крыльчатки из чугуна, что гарантирует хорошую прокачку жидкости в системе и долговечность помпы, так как её основные детали сделаны не из металла, а из чугуна, а потому они меньше подвергаются коррозии.

    Отмечается, что на производительность помпы и её срок эксплуатации влияют также уплотнители и подшипники. Эксперименты владельцев с такими помпами это подтверждают.

    Помпы с металлической крыльчаткой производителя Hepu и Тая

    Особой популярностью пользуются помпы от компании Graf . Отличаются они от остальных большой крыльчаткой, правильным её выносом, а также продолжительным ресурсом. Если узел правильно установить, то он может выходить 4-5 лет при правильной эксплуатации. Такой ресурс для помп считается нормальным.

    Следует отметить, что в большинстве случаев помпа может выйти из строя не по причине её старости, а из-за неправильного натяжения ремня привода. Это влияет на центрацию вала и потому быстро выходят из строя подшипники.

    Специалисты также отмечают, что в 2016 году неплохо себя зарекомендовала помпа от , которая может также устанавливаться и на Ниву Шевроле. Её особенностью являются усиленные подшипники. Недостаток заключается в том, что у узла появилось много подделок. На первый взгляд, такую деталь сложно отличить от оригинала, так как китайцы научились обходить все способы защиты оригинального продукта. Одним из отличий оригинала является то, что в комплекте идёт прокладка из пробки, а в подделке – из бумаги.

    Опрос

    Выбор дешёвой помпы

    О том, что помпа вышла из строя, можно определить по характерному звуку, который появляется при запуске двигателя. При замене помпы своими силами следует помнить, что на Ниву Шевроле подойдёт аналогичный узел от «копейки», а вот от обычной Нивы он уже не подходит. А также следует заметить, что стоит помпа от ВАЗ-2101 дешевле, чем оригинальная от Шевроле. Это пригодится тем, кто не имеет возможности тратить много средств на покупку запчасти от зарубежного производителя. Но также бывает, что найти зарубежные детали достаточно сложно, особенно если они требуются быстро.

    Любой двигатель внутреннего сгорания в процессе работы нуждается в постоянном охлаждении. Центральное место в системе охлаждения занимает водяной насос, обеспечивающий принудительную циркуляцию антифриза по каналам стенок мотора. Эксплуатация автомобиля с неисправной помпой может привести к печальным для владельца последствиям.

    Признаки поломки

    Чаще всего ломается сальник либо подшипник узла. В результате помпа начинает подтекать, что может привести к потере антифриза или заклинивание двигателя. Также возможна поломка или обрыв крыльчатки. Понять, что насос нуждается в замене можно по таким признакам:

    • характерный запах паров антифриза в салоне;
    • посторонний шум при работе двигателя;
    • появление капель антифриза под машиной;
    • перегрев двигателя;
    • падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке.

    Подготовительный этап

    Как любая работа, связанная с ремонтом автомобиля, замена помпы Шевроле Нива должна начинаться с подготовки необходимых инструментов, приспособлений и расходных материалов. Для ремонта понадобятся:

    • ключи на 13 и на 10;
    • крестовая отвертка;
    • герметик;
    • охлаждающая жидкость.

    На этом подготовительный этап не заканчивается. Дело в том, что система патрубков и термостат не позволят нормально добраться до помпы, поэтому их предварительно придется демонтировать.

    Сначала снимается воздуховод, отсоединенный от дроссельного узла и от корпуса воздушного фильтра.

    Открыв доступ к термостату, необходимо снять с него все патрубки, как это сделать, можно прочитать здесь. Если замена помпы не была вызвана течью жидкости, то, скорее всего, ОЖ при отсоединении патрубков начнет выливаться. В таком случае следует слить ее заранее любым доступным способом. После демонтажа термостата все готово к замене гидронасоса.

    Как поменять своими руками?

    Если вы решили выполнить работу своими руками, вам понадобится новая помпа на «Ниву» и стандартный набор инструментов.

    Необходимые материалы и инструменты

    «Нива Шевроле» проста в обслуживании, поэтому замена помпы своими руками не займет много времени. Вам понадобится:

    • новая помпа с прокладкой;
    • антифриз для доливки;
    • отвертка для снятия хомутов с патрубков системы охлаждения;
    • нож для очистки корпуса насоса;
    • накидные или торцовые ключи на 13 или 17;
    • емкость для слива антифриза.

    Необходимо установить машину на ровную площадку, заглушить мотор и включить ручной тормоз.

    Нельзя менять помпу на «Шниве», если двигатель прогрет до рабочей температуры — вы можете получить ожоги. Чтобы ускорить охлаждение и раньше приступить к ремонту, следует открыть капот.

    Ход работ

    Прежде чем приступать к замене водяного насоса на «Ниве» с кондиционером, необходимо слить излишек охлаждающей жидкости. Если же она уже вытекла (что обычно и происходит при поломке насоса), можно сразу приступать к работе.

    Последовательность действий следующая:

    1. Снять гофру воздушного фильтра;

    2. Демонтировать патрубки, идущие к термостату и помпе;

    3. Открутить 3 гайки крепления вентилятора охлаждения;


    4. Отпустить 3 болта крепления крыльчатки помпы плоским ключом на 13


    5. Ослабить ремень электрогенератора, нужно ослабить 3 болта

    6. Ослабить натяжку торцевым ключом и снять ремень;

    7. Открутить ключом на 13 гайки крепления шкива и вытащить его;


    8. Выкрутить 4 гайки, удерживающие помпу «Шеви Нива»;


    9. Извлечь водяной насос, удобнее это будет сделать через низ, открутив 2 болта крепления защиты;


    10. Удалить ножом остатки герметика и старой прокладки;


    11. Нанести тонкий слой герметика на блок и новую помпу;


    12. Установить новую прокладку;

    Далее все операции выполняются в обратном порядке:

    Какие помпы устанавливаются на карбюраторные и инжекторные Нивы

    Хотя старые добрые «Нивы» во многом сходны с новыми инжекторными автомобилями, но отличия есть, в том числе и в водяных насосах. Деталь выпускается для разных модификаций рассматриваемого авто. Например, насос 21230–1307011–82 может быть установлен на все «Нивы», но в некоторых случаях может использоваться запчасть на 2107, которая отличается крыльчаткой большей ширины.

    Покупая помпу нужно быть внимательным и следить, чтобы корпус подошёл к крыльчатке. В противном случае возникнут сложности при монтаже. Чтобы избежать ошибок, можно приобрести насос в сборе, т. е. крышку и корпус.

    Хоть классическая помпа и подходит на инжекторную «Ниву», деталь может попросту не справиться с высокой температурой и её замена потребуется раньше. Существуют следующие разновидности детали:

    • стандартный насос с крыльчаткой из пластика, у которой лопасти расположены ниже и имеют удлинённую форму;
    • помпа нового образца, оснащённая также пластиковой крыльчаткой с более длинными лопастями;
    • водяной насос HEPU, который имеет чугунную крыльчатку.

    Наиболее надёжным считается последний вариант, поскольку крыльчатка, изготовленная из пластика, попросту оплавляется и деформируется при высоких температурных показателях, в результате чего элемент может сорваться с оси, а насос заклинит. Плюсом запчастей с пластиковой крыльчаткой является приемлемая цена и доступность в продаже.

    Помпа HEPU считается наиболее надежным вариантом для автомобилей «Нива», поскольку крыльчатка выполнена из чугуна

    Замена сальника и подшипников

    Когда нет желания или возможности полной замены помпы на «Ниве-Шевроле», займемся устранением проблемы, сменив сальник и вал с подшипниками. Снимаем крыльчатку с насоса, удаляем с вала старую прокладку, а на предварительно зачищенное место ставим новую. Таким же методом меняется и вал. Снимаются болты крепления, удаляется неисправный вал и меняется на новый. Однако в замене отдельных деталей есть свои минусы: Стоимость подшипников и сальника намного выше, поэтому выгодней купить водяной насос полностью. Не рекомендуется менять что-то одно, вал, сальник или крыльчатку. Такой насос не прослужит долго. Детали, купленные по отдельности, могут не подойти. Придется обрабатывать их наждачной бумагой, либо лопасти крыльчатки будут задевать о корпус.

    Проблема

    Два вопроса на повестке дня. Это качество изделия и перетяжка народом и папуас сервисами, приводных ремней. Придворным поставщиком автоВАЗа является завод ТЗА (Тольяттинский завод автокомпонентов), который делает действительно качественную отечественную продукцию. Но количество подделок просто зашкаливает. Китайцы давно обошли упаковку, голограммы и смс-коды на коробочке. Сейчас самая актуальная защита от контрофакта – надежный поставщик, который работает с заводом напрямую. С вопросом перетяжки ремней, картина печальна. На 70% разрушенных помп: или ремень был сильно перетянут, или был плохого качества.

    Конструкция

    Классический центробежный насос консольного типа. Рабочий вал, установленный на подшипниках в корпусе из алюминиевого сплава, с одной стороны имеет фланец для крепления шкива привода. С другой стороны на валу жестко закреплено рабочее колесо с криволинейными лопатками. Подшипники однорядные шариковые, нестандартизованные, внутренней обоймой является сам вал, в котором выполнены беговые дорожки шариков. Наружная обойма подшипников общая, запрессована в корпус с натягом и дополнительно фиксируется винтом. С внешней стороны подшипник защищен обычной манжетой, со стороны рабочего колеса установлено сальниковое уплотнение сложной конструкции, в стальной обойме, с двумя защитными кольцами. Смазка в подшипники заложена на заводе-изготовителе, пополнение смазки конструкцией не предусмотрено.

    Рабочее колесо, в зависимости от производителя, может быть изготовлено из чугуна, стали или пластмассы.

    Шкив насоса получает вращение от коленчатого вала через поликлиновой ремень, одновременно приводящий во вращение генератор и ГУР. Натяжение ремня регулируется подвижным роликом.

    Свою родословную помпа Шевроле-Нивы ведет от водяного насоса легендарной «копейки», ВАЗ- 2101.

    Долговечность ответственного узла, по законам логики, должна быть близка к сроку службы самого двигателя, но в отечественном автопроме что-то пошло не так. Если «копейке» капремонт мотора требовался не ранее 130…150 тысяч км пробега, и владелец при этом даже не знал, где там помпа установлена, то сегодняшние комплектующие столько не живут.

    На просторах и в дебрях интернета можно встретить самые разные данные о сроке службы водяного насоса Шевроле-Нивы, от 10 до 80 тысяч пробега, но большинство источников сходятся во мнении: раз каждые 60 тысяч пробега меняем ремень генератора, значит, меняем натяжной ролик, и заодно заменяем помпу, если она до этого не «крякнула».

    Причины поломки водяного насоса

    Самая распространенная причина – выход из строя сальникового уплотнения со стороны рабочего колеса. Горячий, более ста градусов, тосол затекает в подшипники, вымывает из них смазку и вытекает через наружную манжету. Далее события развиваются лавинообразно – разрушение подшипников, перекос вала, тосол ручьем из корпуса помпы. Если вал помпы заклинит в рассыпавшихся шариках, возможен обрыв приводного ремня.

    Очень редко, но встречается разрушение пластиковой крыльчатки, рабочего колеса помпы. Как правило, это вызвано применением некачественной охлаждающей жидкости. Основным компонентом и тосола, и антифриза является этиленгликоль, смешанный с дистиллированной водой и различными присадками-ингибиторами. При низких температурах, если рецептура нарушена, охлаждающая жидкость превращается в густую кашу из кристаллов льда. В сильный мороз, в момент пуска двигателя и на прогреве, помпа испытывает высокие нагрузки, от которых ломаются лопатки пластмассового рабочего колеса.

    Признаки неисправностей и диагностика

    Выход из строя сальника рабочего колеса вызывает подтекание охлаждающей жидкости со стороны приводного шкива. Визуально или наощупь течь определить достаточно трудно, шкив и сама помпа хорошо «спрятаны» под капотом.

    Рекомендуется, отъехав со стоянки, осмотреть место, где стоял автомобиль. Следы охлаждающей жидкости на асфальте или снегу могут предупредить владельца о возможном дефекте. Также о течи ОЖ может предупредить понижение её уровня в расширительном бачке.

    Подшипники рабочего вала, работающие без смазки, издают характерный шум при работе двигателя, усиливающийся по мере их износа. Перед «финишем» может добавиться еще и визг крыльчатки, трущейся о корпус.

    У исправного водяного насоса люфт рабочего вала в подшипниках практически отсутствует. Если, покачав рукой шкив вместе с ремнем, вы обнаружите даже незначительный зазор, ремонт остро необходим.

    При разрушении крыльчатки прекращается циркуляция ОЖ, двигатель быстро перегревается, загорается красная сигнальная лампа. Тосол в «водяной рубашке» может закипеть и сорвать патрубки, или выдавить прокладку головки блока.

    Отказ термостата, вызывающий похожие симптомы, случается крайне редко. Термостат, если и ломается, то, как правило, в открытом положении, это предусмотрено его конструкцией.

    В любом случае, мотор следует немедленно заглушить, и искать буксир, чтобы двигаться к месту ремонта.

    Ремонт или замена?

    Отремонтировать помпу теоретически возможно. Для этого достаточно иметь новый рабочий вал в сборе с подшипниками, сальником, рабочим колесом и манжетой. Когда-то, во времена «Жигулей», такой ремкомплект можно было «достать».

    Добавьте к перечисленным деталям новый корпус – и вы получите «водяной насос в сборе», который сегодня без проблем можно приобрести в специализированных магазинах.

    Кстати. Когда-то Генри Форд сказал: Автомобили мы делаем для того, чтобы потом продавать для них запасные части.

    Про выбор

    Номер по каталогу АвтоВАЗ: 2123-1307011-75.

    На комплектуется водяным насосом производства ЗАО «Тольяттинский завод автоагрегатов» (ТЗА).

    На прилавках можно встретить так же продукцию отечественных СОАТЭ, Fenox, Pekar. Из импортных славятся качеством изделия от Hepu (Германия), Graf (Италия), SKF (Германия — Испания).

    Стоимость отечественного узла начинается от 880-900 руб, импортные можно найти и за 1900.

    Очень распространены на рынке контрафактные изделия различных теневых производителей, внешне практически не отличающиеся от оригинала.

    • Качественный насос упаковывается в пластиковый пакет и коробку из яркого картона. На упаковке обязательно должны быть указаны каталожный номер, ТУ, номер сертификата российский и ISO.
    • В комплект изделия входит прокладка, изготовленная из специального материала, похожего на картон. Прокладка из паронита – признак подделки!
    • Желательно выбирать насос с чугунной или стальной крыльчаткой.

    Замена помпы на Ниве Шевроле

    Работы можно выполнить на любой ровной площадке.

    Из инструмента вам понадобятся:

    • Ключи рожково-накидные «на 13» и «на 10». (Лучше, конечно, головки с удлинителем 50 мм и трещотка, но не у всех они есть.)
    • Ключи рожковые «на 7», для червячных хомутов.
    • Отвертки плоская и крестовая.
    • Пассатижи (плоскогубцы).
    • Собственно новую помпу с прокладкой.
    • Тосол или антифриз, в соответствии с тем, что залито в систему охлаждения.
    • Шланг, внутренним диаметром 10 мм, длиной прибл. 0,7 м и пластиковый тазик.
    • Герметик автомобильный, любой.
    • Воронку и кусок капронового чулка.

    Выбор запчастей – какая фирма лучше?

    Покупка дешевого недоброкачественного изделия может нанести серьезный вред силовому агрегату. Бракованные или поддельные запчасти могут дать течь почти сразу после установки.

    Возможно и заклинивание помпы, сопровождающееся обрывом ремня ГРМ и «встречей» клапанов с поршнями. Тогда к дорогостоящему ремонту добавятся еще и затраты на эвакуатор.

    Поэтому лучше покупать водяной насос только от проверенного производителя — HEPU, Metelli, Dolz, Valeo. Из отечественной продукции подойдет ТЗА или «Фенокс».

    Чтобы не купить подделку, пользуйтесь услугами проверенного продавца или интернет-магазина. Консультанты подскажут, какая помпа подойдет к вашему авто и помогут выбрать качественную запчасть, соответствующую бюджету ремонта.

    Последовательность работ

    Если к моменту замены тосол еще не успел вытечь, его остатки следует слить из системы охлаждения в емкость, открутив пробку радиатора сверху и потом снизу. Замена помпы на «Ниве-Шевроле» с кондиционером займет чуть-чуть больше времени, потому что кронштейн кондиционера прикреплен к помпе. Его тоже придется снять. Чтобы не мешали вентиляторы, откручиваем их и отодвигаем к радиатору. Чтобы подобраться к самой помпе, можно также поднять машину домкратом и снять правое переднее колесо. Ключом на 13 нужно открутить две гайки, которые держат трубку подвода жидкости к насосу. Делаем это аккуратно, чтобы не повредить шланг, иначе придется менять и его. Откручиваем болты крепления помпы как сверху, так и снизу. Натяжители ремня не трогаем. Затем откручиваем гайки основных крепежей насоса и одну шпильку. Происходит замена помпы на «Ниве-Шевроле», аккуратно снимая ее. Тщательно все очищаем, можно даже промыть радиатор водой, и смазываем герметиком. Новый насос вставляем по той же схеме действий, только в обратном порядке. На смазанный герметиком корпус вставляем новую прокладку, а с нижней стороны устанавливаем помпу на болты. Закручиваем гайки максимально сильно, чтобы не было люфта. На шкив накидываем ремень и прокручиваем, пока отверстия насоса не встанут на прежние места. По необходимости ремень можно ослабить. Снимаем термостат и зачищаем трубки, смазываем и устанавливаем на место.

    Замена помпы Chevrolet Niva. — logbook Chevrolet Niva on DRIVE2

    На зачищенное место устанавливается новый сальник. Замена нива шевроле ремонт помпы позволяет восстановить герметичность помпы Для простоты работы можно смазать сальник антифризом. Замена подшипников помпы Для замены подшипников потребуются специальные тиски для выпрессовки, а сама работа может занять много времени.

    Поэтому обычно меняют вал вместе с подшипниками. Делается это следующим образом.

    С помпы снимается крыльчатка. Вал снимается вместе с подшипниками.

    Процесс замены сальника заднего моста

    Предварительно следует заглушить мотор. Далее:

    1. Отпустить рычаг тормоза (стояночного) в случае, если он был выжат.
    2. Слить масло с моста и завернуть пробку слива обратно.
      Сливаем масло с моста и заворачиваем пробку обратно.
    3. Отсоединить полуоси.
      Демонтаж сальника полуоси.

      Демонтируем полуоси

    4. Отсоединить кардан от моста.
      Отсоединяем кардан от моста.
    5. Проверить при помощи динамометрического ключа силу зажатия гайки и запомнить это показание.
      Проверяем момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни.
    6. Отвернуть гайку, которой крепится фланец.
      Отворачиваем гайку крепления фланца ведущей шестерни.
    7. Снять шайбу, расположенную под гайкой.
      Снимаем плоскую шайбу.
    8. Снять фланец с моста.
      Снимаем фланец ведущей шестерни.
    9. Отвёрткой извлечь сальник.
      При помощи отвертки извлекаем старый сальник.
    10. Смазать новый сальник и установить его на место (Литол-24). Наружную сторону сальника следует смазать герметиком.
      Смазываем новый сальник перед установкой.
    11. Установить сальник при помощи молотка, слегка постукивая по сальнику. Глубина установки – 1.7–2.2 мм от торца.
      Устанавливаем новый сальник, используя оправку и молоток.
    12. Установить шайбу и гайку.
    13. Затянуть гайку. Момент затяжки – 120-150 Нм.
    14. Далее все работы по монтажу производить следует в обратной последовательности.
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]