От «копейки» до Лады XRAY: как менялся облик отечественных автомобилей с годами

19 апреля 1970 года с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошли первые Жигули. Это была модель ВАЗ-2101, получившая в народе прозвище «копейка». После неё были ещё пять моделей из серии «классика», одна Ока, десяток Лад. Все эти машины вовсе не близнецы. Каждый ВАЗ имеет существенные различия, которые стоит наглядно увидеть.

  • Ока (1987—2008)
  • Семейство LADA Samara
  • Семейство «десяток»

    ВАЗ-2110 (1995–2010)

  • ВАЗ-2111 (1997–2010)
  • ВАЗ-2112 (1998–2008)
  • LADA Kalina
      ВАЗ-1117 (2004–2018)
  • ВАЗ-1118 (2004–2013)
  • ВАЗ-1119 (2006–2013)
  • LADA Granta
  • Лада Largus
  • Лада Vesta (2015 и по сей день)
  • Лада XRAY (2015 и по сей день)
  • Классические Жигули

    Семейство классических Жигулей — семь моделей заднеприводных автомобилей малого класса. В линейке два типа кузовов — четырёхдверный седан и пятидверный универсал. Все модели отличает лаконичный дизайн — сейчас внешность Жигулей может показаться простоватой, но для своего времени классические ВАЗы были довольно стильными советскими авто.


    На этом инфографике показано, как изменялся внешний облик автомобилей АвтоВАЗа с 1970 по 2022 год

    ВАЗ-2101 (1970–1988) — заграничная публика знала модель как LADA-120. Представляет собой четырёхдверный седан. У своего итальянского собрата «копейка» забрала все внешние черты:

    • кубическая форма корпуса (пока ещё с округлыми углами, тогда как следующие модели станут более «рубленными»);
    • простой «фасад» с прямоугольной радиаторной решёткой и круглой парой фар;
    • высокая линия крыши;
    • скруглённые арки колёс;
    • лаконичный «тыл» с вертикально ориентированными фонарями и небольшой крышкой багажника.


    Прототипом для первого ВАЗа стал Fiat 124 (причём вполне легально, так как между владельцем итальянского концерна и советским Внешторгом было подписано соглашение)

    ВАЗ-2102 (1971–1986) — пятидверный универсал получился просторным. Помимо изменившегося типа кузова, «двойку» отличает от «копейки» номерной знак, расположившийся на пятой двери и вертикальные задние фонари.


    Багажник ВАЗ-2102 мог вместить много поклажи (поэтому автомобиль был мечтой каждого советского дачника, рыбака, охотника и туриста)

    ВАЗ-2103 (1972–1984) — третья модель Жигулей (Lada 1500 в экспортном варианте) была спущена с конвейера в том же году, что и «двойка». От ВАЗ-2102 «трёшку» отличить можно без труда, так как у них разный тип кузова. А вот от предыдущего седана («копейки») ВАЗ-2103 поможет выделить крупная радиаторная решётка с «сидящими» прямо на ней сдвоенными фарами.


    За 12 лет было выпущено 1 304 899 таких Жигулей «трёшек»

    ВАЗ-2104 (1984–2012) — универсал, известный на Западе как Kalinka. Главное отличие от предшественников — не круглые, а прямоугольные передние фары. Линии корпуса более рубленные (закругления на углах стали менее выраженными, чем, например, у «копейки»).


    Эта пятидверная машина демонстрирует классический «жигулёвский» дизайн; ВАЗ-2106 больше, чем у «двойка» — он выше на 42 см, а багажное отделение длинне на 112 см

    Если ВАЗ-2104 — первый отечественный универсал с прямоугольными передними фарами, то ВАЗ-2105 — первый седан с подобной формой оптики. Кузов «пятёрки» выделяется большей угловатостью. Сбоку разместились крылья с резанными обводами. Крыша не имеет ни намёка на скругления, капот и багажное отделение длиннее, чем у «копейки» или «тройки».

    Экспортные авто имели название LADA-2105 Clasico, у советского автолюбителя машина получила кличку «табуретка»; «пятёрка» нравилась советским гражданам, не хотевшим покупать универсал, но желавшим иметь авто с вместительным багажником

    ВАЗ-2106 (1976–2006) — в народе прозван «жигулями-шестёркой», для иностранного покупателя использовалось название Lada 1600 — заднеприводный четырёхдверный седан. Особенность ВАЗ-2106 — круглая пара передних фар, «посаженная» не на радиаторную решётку, а в чёрные пластиковые прямоугольники.


    ВАЗ-2106 стал самым покупаемым авто семидесятых и восьмидесятых годов в СССР (всего было произведено и продано свыше 4,3 млн «шестёрок», тогда как «троек» выпустили 1,3 млн экземпляров, а «пятёрок» — 1,8 млн)

    ВАЗ-2107 (1982–2012) сделали в соответствии с автомобильными трендами восьмидесятых годов. Тогда были модны угловатые, даже немного грубые формы, обилие хромированных деталей, выпирающие детали (вроде радиаторной решётки, которая стала выступать от уровня капота). Как и у ВАЗ-2106 фары посажены в пластиковые прямоугольники (разница в том, что у «шестёрки» передняя оптика круглая, а у «семёрки» она прямоугольная).


    Американский автомобильный журналист Джереми Кларксон, делая обзор на ВАЗ-2107, назвал авто «машиной для грубых мужчин, не терпящих ничего женского»

    Конструкция двигателя ВАЗ 2103

    Устройство двигателя ВАЗ 2103 представляет собой классический мотор с верхним расположением газораспределительного механизма, который имеет высокий блок цилиндров. Карбюратор ВАЗ 2103 имеет распределитель с вакуумным регулятором опережения зажигания. Высота движка составляет 215,9 мм вместо 207,1 (у ВАЗ 2101). Это позволило нарастить рабочий объем до 1,5 л и применить коленвал с увеличенным ходом поршней.

    Блок цилиндров ВАЗ 2103 отлит из специального чугуна. Межцентровое расстояние равно 95 мм, что дает возможность увеличить диаметр цилиндра с 76 до 79 мм. Головка блока цилиндров изготавливается из алюминиевого сплава, ее высота составляет 112,5 мм.

    Для привода газораспределительного механизма (ГРМ) применяется двухрядная втулочно-роликовая цепь, имеющая 116 звеньев. Натяжитель цепи отсутствует. Для привода генератора и водяного насоса используется клиновидный ремень сечением 10×8 мм, длиной 944 мм. Коленчатый вал имеет радиус кривошипа 40 мм и обеспечивает ход поршня 80 мм.

    Поршни и клапаны модели ВАЗ 2103 аналогичны поршням и клапанам модели 2101. Поршни делают из алюминиевого сплава с покрытием наружной поверхности оловом. Поршневые кольца изготавливают из чугуна. Бочкообразная поверхность верхнего компрессионного кольца хромируется. Нижнее компрессионное кольцо упрочняется фосфатированием. Маслосъемное кольцо имеет пружину-расширитель, шлифованную по торцам и по наружному диаметру.

    Ока (1987—2008)

    ВАЗ-111 (Лада Ока) — российский автомобиль сверхмалого класса. С конвейера было спущено порядка 700 тыс. моделей. По типу кузова это трёхдверный хэтчбек. В стремлении уменьшить размеры машины разработчики пожертвовали гармоничностью облика, из-за чего в народе Оку прозвали «чебурашкой». Характерные особенности внешнего вида:

    • миниатюрный кузов;
    • угловатые линии;
    • прямоугольная оптика;
    • бампер из неокрашенного пластика;
    • укороченные свесы;
    • короткие колёсные арки;
    • слишком тонкие стойки крыши;
    • солидная площадь остекления.


    Ока в длину вытянута на 3200 мм, в ширину — на 1420 мм, в высоту — на 1400 мм

    Чем они отличаются?

    ВАЗ-2103ВАЗ-2106
    Рабочий объем, куб. м14511570
    Разгон 1-й сотни м, с19, т.е. чуть лучше18
    Max скорость, км/ч150154
    Мощность, л.с.7580
    Вес, кг1030
    РешеткаМеталл от края и до краяТолько между фарами и позже стал из пластика
    ФарыРасстояние внутри каждой пары меньшеВ специальном углублении
    БамперС «клыками»
    ПоворотникиОбычно ромбовидныеПрямоугольные
    ФонариПримитивнее, всего 2 цветаСложнее
    ШильдикСкругленные верхняя и нижняя линииПрямоугольный
    Стоимость, руб.75009100

    Семейство LADA Samara

    В 1984 году Волжский автомобильный завод решил провести полный рестайл своих ВАЗов и выпустил Lada Samara (он же ВАЗ-2108). В 1987 году публике была представлена ещё одна модель этого семейства — ВАЗ-2109. Различия у «Самары» и классических Жигулей были колоссальными, что разделило советских граждан: одни были возмущены изменившимся обликом ВАЗов, другие хвалили производителей за новшевства, отделившие отечественные авто от прародителя Fiat 124.


    Первоначально на внутреннем рынке эта линейка ВАЗов носила название «Спутник», а название Lada Samara использовалось только для экспортных автомобилей

    ВАЗ-2108 (1984–2003) — в народе трёхдверный хетчбэк ВАЗ-2108 прозвали «зубило» и «крокодилом» за вытянутую суженную переднюю часть. Машина просторная, так как по задумке должна была использоваться в качестве семейного авто. Кузов у Самары жёстче и, соответственно, безопаснее «классики». Задние места сделаны с учётом посадки детей, багажник вместительный.

    ВАЗ-2108 впервые в модельном ряду ВАЗа стали в серийном производстве окрашиваться металлизированными эмалями

    ВАЗ-2109 (1987–2004) отличается от ВАЗ-2108 тем, что это пятидверный, а не трёхдверный хетчбэк. Других существенных отличий во внешнем облике нет.


    Ширина и длина у ВАЗ-2109 такие же, что и у ВАЗ-2108, а высота больше на несущественные 4 см

    Может ли удивить салон «шестерки»

    О презентабельности интерьера «ВАЗ-2106» в 1976 году никто не задумывался. Для обшивки использовался тонкий пластик, поэтому о тишине только мечтать. Однако за качество пластика создателям можно поставить твердую четверку. При хорошем уходе трещины на нем не образуются.

    Обивка сидений — фишка «Жигулей». На автомобилях, выпущенных до начала 80-х, использовали велюр. Смотрелось и ощущалось действительно богато. Простая тканевая обивка появилась позже.

    А вот что касается задней части, то места мало не только пассажирам, но и водителю. Зато в отличие от предыдущих моделей у кресел есть подголовники.

    Панель приборов лаконичная: спидометр, тахометр, температура двигателя, давление масла. На центральной консоли есть стрелочные часы почти как в «Ягуаре».

    Также читайте: Немцы о Lada 4X4: «Машина – одно название…»

    Семейство «десяток»

    В 1983 году началось проектирование седана на базе хетчбэка ВАЗ-2108. Проект получил условное название «семейство десяток». Первым был выпущен ВАЗ-2110, затем в продажу поступили универсал ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112.

    ВАЗ-2110 (1995–2010)


    ВАЗ-2110 — четырёхдверный переднеприводный седан

    ВАЗ-2010 (LADA 110) — четырёхдверный переднеприводный седан. Отличалась модным для середины 1990-х «биодизайном» с плавными очертаниями и максимальной площадью застекления.

    У ВАЗ-2110 достаточно крупные задние крылья, но машина не кажется тяжеловесным из-за уменьшенного размера бампера

    ВАЗ-2111 (1997–2010)


    ВАЗ-2111 — универсал, который ценят за вместительный багажный отсек с широким проёмом

    В передней части эта модель полностью повторяет ВАЗ-2110.


    Пятидверный седан ВАЗ-2111 имеет вместительный багажник

    ВАЗ-2112 (1998–2008)


    ВАЗ-2112 (он же LADA 112 Coupe) — этот хэтчбек является симбиозом ВАЗ-2110 и 2111

    Он такой же вместительный как универсал, но внешний вид модели облегчается за счёт резкого перехода от крыши к задней двери. При этом отсутствуют углы, все линии очень плавные.


    Длина кузова у ВАЗ 2112 меньше чем у ВАЗ-2110, но вместительность при этом больше (за счёт увеличенного багажного отделения)

    А зачем нужна установка 16-клапанного двигателя на «классику»?

    Автомобили классической серии уже много лет не производятся, но запчасти на них все еще имеются в продаже

    Обратите внимание на двигатель – всего восемь клапанов, в «упряжке» чуть более семидесяти «лошадей», а цепь ГРМ издает жуткие звуки, повышая уровень шума. Повысить мощность и приемистость автомобиля можно несколькими способами:

    1. Изменением топливной системы (переход с морально устаревшей карбюраторной на инжекторную).
    2. Заменой двигателя на более совершенную модель.
    3. В случае с инжекторными автомобилями может помочь изменение прошивки ЭБУ (расход топлива увеличивается пропорционально мощности).

    Более детально стоит рассмотреть второй вариант. Если у вас автомобиль с карбюраторным мотором, то вы убиваете сразу двух зайцев – устанавливаете новый двигатель и меняете топливную систему полностью. Стоит упомянуть, что система зажигания тоже трансформируется – вместо бесконтактной потребуется смонтировать микропроцессорную. А отсюда повышение и надежности, и мощности, и долговечности силового агрегата.

    LADA Kalina

    Kalina — переднеприводные автомобили «малого класса II группы» (сегмент «B» по европейским меркам). Семейство включает в себя седан, пятидверный хэтчбек и универсал. Эти три ВАЗа стали первыми «проектами» АвтоВАЗ, разработанными с помощью компьютерных технологий.

    ВАЗ-1117 (2004–2018)


    ВАЗ-1117 или LADA Kalina 1 — пятидверный универсал

    Имеет зауженный перед и мощную заднюю часть с крупной крышкой багажника. Но переходы между разными частями авто плавные, поэтому машина в целом смотрится гармонично.


    Лада Калина имеет меньшую длину и ширину чем Лада Самара, поэтому обладает лучшей маневренностью и в большей степени приспособлен к движению на загруженных городских дорогах

    ВАЗ-1118 (2004–2013)


    Лада Калина Седан кажется маленькой, но это обман зрения, так как габариты идентичны 2117

    ВАЗ-1118 (LADA Kalina седан) кажется меньше седана, но это обман зрения, так как габариты у них одинаковы. Переднюю часть можно назвать агрессивной из-за хищно сужающихся фар и узкой радиаторной решётки. Зато бампер очень аккуратный, что и придаёт автомобилю легковесности.


    Задняя часть этой модели выглядит неприметно, так как выделить на ней можно разве что массивную крышку багажника

    ВАЗ-1119 (2006–2013)


    Кузов ВАЗ-2119 оформлен в том же стиле, что и у ВАЗ-1117

    ВАЗ-1119 или LADA Kalina хэтчбек — кузов этой модели оформлен в том же стиле, что и у ВАЗ-1117. Бампер округлой формы, багажная крышка небольшая и имеет максимальную площадь остекления. Задние фонари скомпонованы вертикально и более вытянуты по форме, чем у универсала и седана.


    Эта модель кажется самой аккуратной среди своих собратьев в семействе LADA Kalina, хотя её длина всего на на 190 мм меньше, по ширине и высоте и вовсе никаких различий нет

    Внешний тюнинг.

    Внешний тюнинг ВАЗ проводится в том случае, если вам хочется изменить облик вашей шестерки. Прежде, чем приступать к работе, проверьте состояние кузова авто.

    При наличии следов ржавчины, вмятин, сначала устраните их. В противном случае пройдет немного времени и ваш тюнингованный автомобиль придется переделывать.

    Фары.

    Их внешний вид и качество оставляют желать лучшего. Установка галогеновых или ксеноновых ламп значительно улучшат освещение. При замене ламп не забывайте о стандартах. Лучше выбрать хорошего производителя.

    Обвес

    К ним относятся бамперы, задний и передний, боковые юбки. Тюнинг с помощью обвесов – это самый недорогой способ изменить внешний вид автомобиля.

    Колесные диски

    Одним из элементов внешнего тюнинга является замена классических дисков на литые. Такие диски выглядят более эстетично.


    Кованные диски SLIK на ВАЗ 2106

    Помимо красоты, замена дисков носит утилитарный характер:

    •литые диски более легкие, а значит, уменьшится нагрузка на подвеску;

    •литые диски лучше охлаждаются. Некоторые модели литых дисков имеют дополнительные вентиляционные отверстия, благодаря которым происходит дополнительное охлаждение тормозов.

    Выбираем диски

    Как подобрать диски на машину? Зная заводские параметры колес авто это сделать совсем не трудно. Увеличивая диаметр диска, при этом уменьшая профиль резины, мы сохраним общий диаметр колеса, далее нужно смотреть на ширину диска. Если вы выбрали размер, значительно превышающий заводской — помните, наверняка у него будет и ширина больше, возникает вопрос, встанут ли это диски в родные арки. Если, например, вылет будет большим, то можно цеплять колесом об арку. Разумеется, нужно учесть сверловку (диаметр центров крепежных отверстий).

    Диаметр диска можно увеличить за счет уменьшения профиля резины. Здесь мы получим значительный плюс к управляемости, так как машина будет менее шаткая в поворотах. Перед тем как купить новые диски в магазине, с запланированным диаметром, помните, что ширина диска и его вылет — тоже очень важная техническая характеристика диска.


    ВАЗ 2106 на разварах

    Если не правильно подобрать эти параметры, может случиться так, что колесо будет выпирать за арку и «шеркать» об нее на неровностях дорог. Согласитесь, не очень приятное явление. Плюс ко всему, грязь с колес будет сильно разбрасываться по машине. Чаще придется ее мыть.

    Кроме литых дисков существуют еще кованные или легкосплавные. Кованными эти диски называются потому, что производятся они методом объемной штамповки. По прочности и пластичности кованные превосходят литые диски. А вес их меньше на 30%. Правда, цена их намного выше литых и стальных штампованных дисков.

    LADA Granta

    Лада Гранта — отечественный переднеприводный авто, разработанный на базе LADA Kalina. Перед разработчиками была поставлена цель сделать машину, максимально приближенную по техническим параметрам и внешнему виду к Калине, но снизить её себестоимость. Стремление к удешевлению, несомненно, отразилось и на облике машины.

    LADA Granta седан — отличается от Калины тем, как выглядит машина анфас. В передней части выделяется стильный «рисунок» из фар, радиаторных решёток, номерного знака и знака с логотипом. Эти элементы посажены на чёрную подложку в форме буквы Х. Сбоку и сзади Granta повторяет LADA Kalina седан.


    Фирменным знаком Гранты является чёрный Х в передней части машины — на нём расположились раскосые фары, крупный логотип марки и хромированные «бумеранги», визуально объединяющие радиаторную и нижнюю решётки

    В 2014 начался выпуск Lada Granta Liftback. Как и у седана, у лифтбека в передней части есть X-образный рисунок. Кроме этого модель отличается выпуклой крышей, плавно переходящей в миниатюрную заднюю часть.


    Сзади лифтбека небольшие вытянутые по горизонтали фонари, крупная пятая дверь и бампер с чёрной вставкой, стилизованной под диффузор

    LADA Granta спорт (2018 и по сей день) — переднеприводный седан «субкомпактной» категории. Не отличается особой вместительность, как и лифтбек. Акцент при его разработке был сделан на современный динамичный дизайн, рассчитанный на молодёжную аудиторию. Спортивный вид ему придаёт объёмный бампер, антикрыло на крышке багажника и массивные 16-дюймовые колёса с большим количеством мелких спиц.


    LADA Granta спорт (2018 и по сей день) — переднеприводный седан «субкомпактной» категории

    Отзывы

    Данная «Классика» до сих пор вызывает восторг у автолюбителей. Многие считают «Тройку» одним из самых добротных автомобилей, которые когда-либо производились в СССР. Она покорила резвым мотором, привлекательным дизайном и качественным салоном.

    Впрочем, есть в 2103 слабые стороны. Например, слабая устойчивость коррозии. Эта проблема преследовала авто с самого начала производства. Особому риску подвергались арки колес, которые были лишены подкрылок. Также, гниют пороги.

    Есть и претензии к мотору. Последний склонен к перегреву, а его система охлаждения работает посредственно.

    Более подробную информацию по проблемам конкретной модели можно найти в интернете, на соответствующем форуме. Там же можно посмотреть полезные видео и пообщаться с владельцами.

    Лада Largus

    В 2011 году АвтоВАЗ представил публике первую модель из семейства Ларгус. Это была машина С-класса, прототипом для которой стал румынский Dacia Logan MCV 2006 года. В линейке представлены пассажирский универсал и фургон.

    Лада Largus R90 (2012 и по сей день) — это пассажирский универсал в 5- и 7-местном исполнении. Дизайн у неё простой, лишённый каких-либо украшательств.


    Многим кажется, что Ларгус выглядит неуклюже, но разработчики решили пожертвовать лёгкостью внешнего облика в угоду вместительности и удобству пользования пассажирской частью авто

    Ларгус F90 (2012 и по сей день) — это тот же R90. Только вместо пассажирской части сделан грузовой отсек, который снаружи имеет глухие задние и боковые панели. Распашные задние двери фиксируются в трёх положениях. Боковые двери обеспечивают широкий угол открытия, так что через них тоже можно производить разгрузку.


    Конструкция задней части фургона и дверей выполнена таким образом, чтобы облегчить процесс загрузки и разгрузки даже крупногабаритных предметов

    «Шестерка» — символ престижа и богатства советского человека

    Чтобы понять, почему иметь «Шестерку» с 1976 по 1982 год хотели все советские люди, нужно знать, какие в СССР были легковые автомобили, и что каждый из них говорил о своем владельце. На допотопных «Москвичах» передвигались рабочие и пенсионеры, на чадящих УАЗах — колхозники, на кургузых «Запорожцах» — молодые инженеры. Водители «Волг» были особой, недосягаемой кастой. На служебных «Волгах» ездили чиновники и работники спецслужб, на частных — космонавты и богачи с рынка.

    Цифровая часть названия модели — не просто набор произвольных числовых знаков. К примеру, первая цифра 2 указывает на принадлежность к «малому классу» автомобилей по системе классификации СССР

    ВАЗ-2106 смотрелась так, как на фоне современного потока смотрятся модели Mercedes средней ценовой категории. Естественно, человек, достигший чего-то в жизни, мечтал о «Шестерке». Кстати, в ГДР ее так и окрестили – «Мерседесом соцлагеря». И пусть в этом выражение была скрыта ирония, но и уважение к популярной советской машине в нем тоже есть.


    ВАЗ-2106

    Лада XRAY (2015 и по сей день)

    LADA XRAY — компактный хетчбэк, сделанный в стиле SUV (спортивно-утилитарный автомобиль, используемый ежедневно и позволяющий вмещать в себя много груза). Передний бампер у машины приподнят, имеет Х-образный чёрный рисунок как у Лады Гранта. На боковинах появился рельеф (выштамповка), придающий облику машины динамичности.


    Внешность Lada XRAY имеет достаточно агрессивный облик

    Первый автомобиль АвтоВАЗА был спущен с конвейера в 1970 году. С тех пор конструкторы завода не сидят без дела и постоянно придумывают новые вариации, ориентируясь на меняющиеся потребности общества. Родоначальница ВАЗов, «копейка» не имеет совершенно ничего общего с современными Ладами Ларгус, XRAY, Гранта.

    Интерьер с душой

    Если вы никогда не сидели в старых «жигулях», обязательно посидите. Тут всё сделано с большой душой и поразительной небрежностью. А ещё тут немало интересных загадок. К примеру, попробуйте подстроить под себя сиденье или понять, как управлять печкой и вентиляцией.
    Не сказать, что и за рулём удобно: пружины и мягкий поролон позволяют устроиться с комфортом, как дома, но расслабляться рано, ведь чтобы ехать, придётся давить на три педали, манипулировать рычагом коробки передач и крутить руль без гидрача. И всё это расположено неудобно относительно самого водительского места. Педали, к примеру, заметно смещены вправо и находятся так близко друг к другу, что есть все шансы научиться по-раллийному нажимать на две педали одной ногой — притормаживать левой ногой при выжиме сцепления или делать перегазовку правой пяткой при торможении. И это при моей компактной ноге 41-го размера! Ну и вдобавок стоит сказать, что мягкая подушка и короткая спинка не самым лучшим образом подходят для быстрой езды и дальних трипов — из «седла» выбрасывает, и тело начинает ломить от неудобной позы.

    Компоновка традиционная для итальянской школы 60-х: отлогий руль, тесный педальный отсек и длинная кочерга переключения передач

    Приборный щиток «шестёрки» довольно богат: помимо тахометра тут ещё есть и указатель давления масла

    Замок зажигания расположен слева от руля. Непривычно по современным меркам, хотя хозяева Porsche вроде не жалуются

    Педальный узел неудобен — расположены педали близко друг к другу и на разном уровне. Кооперативные накладки «лапки» сохранили в память о временах, когда родные было не достать

    Раз уж мы упомянули Porsche, то вот вам пакет Chrono образца 1982 года

    Управление печкой незамысловато, но его сразу не понять. Сверху — регулятор краника отопителя, снизу — рычаг заслонки, а справа — двухскоростной переключатель шумного вентилятора

    Клавиша включает наружное освещение, но только габаритки. Врубить ближний или дальний свет фар можно подрулевым рычажком

    Длинный рычаг КПП на удивление чётко переключает передачи, хотя и вынуждает действовать размашистыми движениями

    Рычаг стояночного тормоза одиноко торчит из пола

    Биография зелёной «шестёрки»

    История этой машины, наверное, началась задолго до даты её выпуска. Мой отец, Валерий Хрищатый, занимался альпинизмом и после долгих и сложных отборов попал в число участников легендарной первой советской Гималайской экспедиции на Эверест 1982 года. Штурм вершины дался очень тяжело. После длительной непогоды, продолжавшейся трое суток на высоте свыше 8 000 метров, двойка Валиев — Хрищатый в ночь поднялась на вершину Эвереста. За успешное завершение экспедиции руководство страны выдало покорителям Эвереста право покупки автомобилей вне очереди. Денег у отца на тот момент не было, а очередь пропускать было нелепо, тогда он и предложил купить машину деду, отцу моей мамы, Корнею Григорьевичу, который уже стоял в очереди более 10 лет. По службе дед был водителем грузовика, знал толк в машинах и всегда, как и все, мечтал о своём автомобиле. Не раздумывая дед внёс деньги.

    Дед очень любил машину и следил за ней. Если шёл дождь, на автомобиле не выезжали на улицу ни при каких обстоятельствах, опасаясь коррозии днища. Детали менялись до того, как они потенциально могли полететь. В таких тепличных условиях машина пробыла у него 10 лет, пока он не уехал в Германию. Кстати, очередь на покупку автомобиля до него так и не дошла вплоть до развала СССР.

    После отъезда машина перешла к отцу, он уже не так жалел её. В силу своей профессии почвоведа и занятий альпинизмом отец гонял авто по горам и полям. В июле 1993-го отец на «жигулях» уезжает в Каркару, под пик Хан-Тенгри, в августе он погибает. «Шестёрка» перешла двоюродному брату и отправилась в Каскелен на пару лет. Тут-то и начались модные по тем временам апгрейды: руль от «семёрки», ручка переключения с «пауком» и т. д.

    С 1996 по 2001 год машина находилась в Алматы, где на ней научились ездить все члены нашей семьи. Мой брат Миша ездил летом, когда был дома на каникулах, мама наконец-то села за руль, хотя имела водительские права со времён 80-х, а в 2000-м мне исполнилось 18 лет, и я тоже сел за руль зелёной «шестёрки» и водил её вплоть до отъезда в Питер на учёбу. После 2001 года машина опять оказалась в Каскелене, на ней ездила сестра мамы, Вера, и её дети. Но ездили на ней уже крайне редко и в основном для перевозки сена и стройматериалов. Вскоре она оказалась в гараже и начала медленно умирать.

    В 2015-м основатель клуба ретроавтомобилей Алматы Old Time Александр Иодес помог вернуть машину в её первозданный вид, сделав капремонт и заменив все апгрейды на оригинальные детали, включая даже шины. Все работы были закончены незадолго до этого обзора, и автомобиль попал в руки kolesa.kz сразу же после обкатки.

    Евгений Хрищатый

    Сын Валерия Хрищатого и нынешний владелец автомобиля.
    Взгляд со стороны

    Не понравилось:

    • великолепная плавность ходаЭнергоёмкость просто невероятная! Ямы, рельсы, выбоины проглатываются играючи. Стоит ли говорить, что стыки или трещины даже не замечаешь?
    • внешний видНовые»жигули» на дорогах Алматы — это невероятно завораживающее зрелище. По крайней мере, для взрослой части населения.
    • простор в салонеНу как простор. Места не так и много, но есть ощущение простора — оно тут бесценно, особенно после современных автомобилей с бойницами вместо окон. Страдающим клаустрофобией предлагаю ездить именно в таких машинах.
    • вялая динамикаТочнее, её полное отсутствие. К сожалению, скорости выросли, и хочется иметь чуть больше запаса под педалью газа.
    • посредственная шумоизоляция«Шестёрки» были комфортнее остальных моделей ВАЗа, но при этом в них слышно всё: вой моста, тарахтение мотора, скрип сидений и даже лай собак на улице.
    • неважная эргономикаНа неудобную посадку за рулём и не лучшее расположение органов управления жаловались ещё наши деды и отцы. Что уж говорить о современных изнеженных драйверах?

    Взгляд со стороны

    Читайте также

    Возрастная категория сайта 18 +

    Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2022 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

    Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

    127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

    Гамма моторов

    Все моторы, которые серийно помещались под капотом «шестёрки», были из одного семейства и вели свою историю от базового «копеечного» рядного 4-цилиндрового движка объёмом 1.2 литра. Родным (он же и самый мощный) для ВАЗ-2106 считается мотор объёмом 1 569 куб. см, мощностью 80 л. с. и 121.6 Нм. Под стать ему была и «своя» коробка с изменёнными передаточными числами для лучшей динамики. Этот мотор так и назывался «шестой».

    «Троечный» двигатель для ВАЗ-2106 объёмом 1 452 куб. см (77 л. с. и 106.9 Нм) cреди ценителей машин Волжского автозавода считается самым оптимальным, и именно такой силовой агрегат стоит на нашей машине.

    А самый слабый агрегат — это 1 299 куб. см от 21011 (69 л. с. и 94.1 Нм).

    С годами совершенствовалось и «железо». В 1980-е годы карбюраторы «Вебер» заменили на «Озон», а в 2005-м появились «шестёрки» с впрыском топлива. Также в середине 80-х ВАЗ внедрял в «шестёрки» роторные двигатели мощностью от 120 до 140 л. с., но поставлялись такие машины в основном только в силовые структуры.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]