Инъекция молодости: история разработки впрыска ВАЗ

Инъекция молодости: история разработки впрыска ВАЗ

Уже в середине восьмидесятых годов, когда переднеприводные Спутники вовсю сходили с тольяттинского конвейера, инженерам ВАЗа стало ясно, что дальнейшее будущее – однозначно за так называемым впрыском топлива: системой питания, лишенной архаичного карбюратора. Ее разработкой они и занялись – технологическое отставание точно не входило в планы завода.

Не хвастовства ради, а пользы для

Д а и дело тут было отнюдь не в амбициях или желании пустить пыль в глаза потребителю: классическая система питания никак не соответствовала двум важнейшим критериям – стабильности настроек и нормам токсичности. Даже вполне современный по тем временам Солекс нельзя было сравнить с так называемым «инжектором», ведь он не «умел» готовить одинаково сбалансированную по составу топливно-воздушную смесь при разных условиях работы мотора, да и не отличался особой надежностью, требуя регулярной чистки и настройки. В то время как на Западе негласной нормой считалось хотя бы пять лет и 80 000 км без вмешательства в систему питания, не считая регламентной замены фильтров.

Даже беглый анализ показал, что наивысшей стабильностью характеристик и «чистотой выхлопа» обладает именно система питания с электронным блоком управления двигателем, а не механический или электромеханический инжектор. В мире на тот момент существовало немало разновидностей впрыска, и без должного опыта инженерам было непросто принять решение – на каком же именно варианте остановиться? Однако склонялись они именно к электронному управлению, как наиболее прогрессивному и эффективному.

Перспективную систему питания планировали не только (и не столько) для модернизации еще нестарых автомобилей восьмого семейства, сколько для будущей «десятки». Её выпуск планировали начать на стыке восьмидесятых и девяностых годов, и оставаться с устаревшим карбюратором было просто нельзя – особенно если учитывать планы нацеливаться на западный рынок, где «инжектор» давно перестал быть диковинкой, а стал обычным явлением на товарных автомобилях.

Вдобавок на ВАЗе уже тогда в качестве оптимального решения для ВАЗ-2110 рассматривали многоклапанную головку с четырьмя клапанами на каждый цилиндр, а оптимизировать процессы сгорания в таком моторе при наличии обычной системы питания было практически невозможно. В общем, все сводилось к тому, что внедрение впрыска топлива с электронным управлением при запуске следующей модели является одной из основных задач. Причем было решено не только перевести на «инжектор» версии с 16-клапанной головкой, но и оснастить впрыском обычный восьмиклапанный двигатель объемом 1,5 л, известный под индексом ВАЗ-21083.

Не стоит забывать, что в те «золотые» годы экспорт вазовских автомобилей иногда достигал 40% от общего объема выпуска – а это, как известно, доход в виде такой желанной для завода валюты, и грядущее ужесточение экологических норм в Европе для ВАЗа стало бы просто губительным. Не зря ведь экспортные модификации еще с середины восьмидесятых оборудовались системами снижения токсичности отработавших газов – в том числе и с каталитическим нейтрализатором. Впрочем, «кат» был сам по себе не очень эффективен, ведь даже с учетом дополнительной электроники обычный карбюратор получался «слабым звеном» системы по простой причине – он готовил смесь менее точно и стабильно, чем это требовалось.

Совместная работа

Ведущими игроками на рынке разработки систем впрыска в то время были три компании – Bosch, Siemens и General Motors. Предварительные переговоры закончились заключением контракта с GM по простой причине – «джиэм» имел больше опыта и мог предложить максимальный спектр .

Первой впрысковый двигатель 2111 «примерила» Lada Baltic. Компоненты GM выдаёт характерный дизайн ДМРВ между корпусом воздухофильтра и патрубком впуска.

Что же должны были сделать специалисты General Motors в рамках контракта? Во-первых, разработать и адаптировать под вазовские моторы впрыск топлива, который бы отвечал нормам Евро-1 и США-93. Во-вторых, для экспортных автомобилей «джиэмовцы» должны были поставить более полумиллиона (!) комплектов систем питания. И, наконец, итогом работы предполагалось приобретение соответствующих лицензий с последующим выпуском компонентов на советских (а в новых реалиях – российских) заводах.

Тип системы питания на Lada Baltic подчеркивал оригинальный шильдик «injection», расположенный на задней двери слева под надписью «LADA»

Уже в 1993 году GM начал поставки комплектов центрального впрыска (так называемого моноинжектора) для Жигулей и Нивы, а впоследствии – и систем распределённого впрыска для Лады Самары. Увы, по объективным экономическим причинам в непростое для новой страны время за шесть лет удалось поставить на конвейер лишь 115 тысяч комплектов вместо запланированных изначально 540 тысяч.

В тот момент на ВАЗе поняли, что нельзя опираться лишь на одного зарубежного партнера и решили подписать в 1995-м контракт и с фирмой Bosch. Это позволило освоить как разработку, так и производство еще одной системы питания, известной впоследствии, как «бошевская». Разумеется, работы по принципиально новой системе питания потребовали длительного пребывания в зарубежных командировках ведущих по проекту специалистов ВАЗа, некоторые из которых занимались этой темой в США по три-четыре года подряд.

На ранних «инжекторах» стояли контроллеры GM импортного производства

В ходе работы над «инжектором» на новую систему питания пытались перевести и такие экзотичные модификации, как 1,1-литровый двигатель ВАЗ-21081. Однако впоследствии было принято решение о том, что малокубатурные модификации «трогать» не стоит, и вазовские конструкторы вместе с зарубежными специалистами сосредоточились на моторах объемом 1,5-1,6 л – как жигулевских, так и «зубильных». А 16-клапанный мотор 2112 должен был стать первым в истории ВАЗа, конструкция которая изначально была «заточена» лишь под электронную систему питания с распределенным впрыском.

Еще в ходе ранних экспериментов над классическими моторами оказалось, что установка каталитического нейтрализатора сильно ухудшает показатели двигателя по мощности и крутящему моменту, поэтому система питания должна была обеспечивать максимальный КПД, чтобы минимизировать «экологические» потери энерговооруженности, неизбежные в любом случае.

На Самаре с так называемой низкой панелью контроллер впрыска разместили на полке под «бардачком»

Система впрыска топлива с электронным управлением была вполне распространенной (но при этом современной) концепцией. Электронный блок управления получал информацию от пары десятков датчиков, на основании которых и строилась коррекция топливно-воздушной смеси, а также остальные параметры – время открытия форсунок, угол опережения зажигания, количество подаваемого в цилиндры воздуха, топлива и так далее. Основную «работу» при этом проделывали несколько важнейших датчиков – например, датчик положения коленчатого вала (без него двигатель вообще не заведется!) и датчик массового расхода воздуха.

Важнейшее преимущество вазовского впрыска, как и большинства подобных систем – «живучесть». Если не отказал электрический бензонасос или «стратегический» датчик ДПКВ и не сгорел контроллер ЭБУ или модуль зажигания, то система худо-бедно, но будет работать даже при отказе нескольких датчиков, перейдя в аварийный режим и работая по альтернативным алгоритмам управления с использованием неких «усредненных» показателей, зашитых в программу.

Сложности

Но гладко было только на бумаге. Освоить столь сложную систему, когда промышленный гигант СССР уже почил в бозе, стало для ВАЗа непростой задачей. Впрочем, при интеллектуальной поддержке зарубежных партнеров с ней вполне справились – по крайней мере, «инжектор» уже к концу девяностых годов стал не просто работоспособной, но и вполне серийной системой питания для ВАЗов.

Датчик массового расхода воздуха – один из самых дорогих компонентов системы питания с распределённым впрыском

Конечно, многое пошло «не так и не туда». Попытки привлечь к производству «оборонку» так и закончились ничем, да и работа в Штатах была закончена еще в 1994 году – до постановки впрыска на конвейер. Кроме впрысковой версии мотора объемом 1,1 л, в итоге так и не удалось освоить 16-клапанную версию Самары, хотя адаптация агрегата 2112 к кузову 21093 была проведена еще на ранних стадиях работы по впрыску. Лишь намного позднее многоклапанный мотор все же встал под капот Самары в заводском исполнении – точнее, «околозаводском», от .

Для поглощения топливных паров предусмотрено специальное устройство – адсорбер

Некоторые компоненты пришлось оставить импортными – например, датчик кислорода, форсунки и ДМРВ. Блоки под заказ выпускали на Bosch, а со временем были освоены и контроллеры отечественного производства. Остальные же компоненты (датчики, впуск, выпуск и система подачи топлива из бака) были освоены почти самостоятельно.

Переделка

Чтобы выполнить своими руками замену карбюратора на инжектор, обязательно вооружитесь следующими компонентами:

  • ГБЦ от ВАЗ 2112 с ресивером и коллекторами;
  • Датчик детонации;
  • Дроссельный патрубок с датчиком положения заслонки;
  • ДМРВ и ряд других элементов.


Комплект для замены
Когда все готово, можно приступать к работе.

  1. Демонтируйте старую ГБЦ. Плюс снимите все навесное оборудование в топливном узле, бензобак и систему зажигания.
  2. Снимите генератор, термостат, шкивы и ремни.
  3. Установите новый бензобак с помпой, позаимствованный от донора — инжекторного ВАЗ.
  4. Снимите карбюратор и элементы системы зажигания, которые подлежат замене.
  5. Отсоедините патрубки и шланги системы охлаждения. Здесь полностью новый комплект поставите от инжектора.
  6. Снимите поддон.
  7. Установите новые поршни от инжекторного донора и шатуны на 10. Штатные карбюраторные компоненты не рассчитаны на инжекторную степень сжатия. Плюс там предусматриваются специальные выемки для других клапанов.
  8. Установите новый агрегат с отливом на крышке для ДПКВ, заменив штатный масляный насос. Если получится снять крышку, тогда под замену пойдет только она.
  9. Удалив старые патрубки системы охлаждения, установите новые. Самое правильное решение — заменить весь комплект. Его покупка не особо повлияет на ваш общий бюджет.
  10. Подготовьте все необходимо для монтажа головки на 16 клапанов. Крепежи совпадают, только болты от старой головки длинные и их нужно укоротить. Плюс в новой головке не забудьте сделать отверстие на 12 размер.
  11. Установите новые топливные магистрали от донора.
  12. Соедините с магистралями ваш новый бензобак.
  13. К топливному насосу проведите проводку от блока управления. Регуляторы уровня топлива можно использовать старые, от карбюраторного автомобиля.
  14. Вырежьте в стенке моторного отсека отверстие, через которое будет прокладываться проводка. Так не придется делать штатные провода длиннее.
  15. Установите датчик детонации, просверлив отверстие в блоке и нарезав резьбу на 8 размер.
  16. Обязательно замените водяную помпу, взяв агрегат от донора 2112.
  17. Возьмите новый сапун для вентиляции картера и масляный щуп. Установите их вместо прежних.
  18. Установите новую ГБЦ. Только не забудьте поменять прокладку, которая соответствует уже другой головке.
  19. Установите термостат, позаимствованный у ВАЗ 2112.
  20. Соедините патрубки охлаждающей жидкости.
  21. Снимите заднюю крышку ГРМ и ролики. Демонтируются шкивы от 2112. Ремень обязательно устанавливается в соответствии с метками.
  22. Установите новый генератор вместе с приводом. У нового генератора верхний крепеж останется нетронутым, поскольку он не предусмотрен конструкцией карбюраторного ВАЗ 2109. Потому максимально надежно закрепите пару нижних крепежных болтов.
  23. Расставьте по своим новым местам все датчики.
  24. Посадите крышку клапанов на качественный герметик.
  25. Соберите модуль зажигания, провода, свечи и прочие компоненты.
  26. Установите воздушный фильтр.
  27. Приведите в норму выхлопную систему. Глушитель зачастую оставляют штатный, но резонатор и остальные компоненты берут от донора.
  28. Проводка соединяется с торпедо и замком.
  29. Залейте новое масло, заправьте автомобиль качественным топливом.
  30. Заведите двигатель и выполните пробный заезд.

Статья в тему: Установка евроручек на ВАЗ 2114 своими руками

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

История ВАЗ 21093 – как появился отечественный автомобиль с инжектором?

Серийное производство автомобилей ВАЗ 21093 началось еще в конце 80-х. В то время ВАЗ выпускался только с карбюраторным типом двигателя. Главным отличием данной модели автомобиля от своего предшественника ВАЗ 2108 было наличие 5 дверей, потому он стал считаться семейным авто.

Выпуск ВАЗ 21093 c инжектором начался в 2000 годах, когда появились так называемые электронные мозги – примитивные бортовые компьютеры, контролирующие все электронные процессы в работе автомобиля. Наличие разъемов позволяет в автосервисе сделать диагностику автомобиля и определить неисправности, не копаясь во внутренностях машины. Бортовой компьютер может увидеть неисправности датчиков, повторителей поворотов, фар, системы зажигания, проблемы в работе двигателя.

С 2012 года в автомобиле ВАЗ 21093 появилось еще одно преимущество – электронная педаль газа, нажимать на которую одну удовольствие! Водителю не нужно прилагать практически никаких усилий – достаточно поставить ногу на педаль, чтобы авто стартовало.

Диагностика отказа датчиков

Рассмотрим отклонения в работе двигателя и соответствующие возможные причины. Неустойчивая работа на холостых оборотах, затрудненный запуск или остановка двигателя после движения в режиме повышенной мощности может быть вызвана нарушениями функционирования датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) – он будет выдавать контроллеру на малых оборотах завышенные на 15–25 % показания. Если произошел перерасход топлива или снизилась приемистость двигателя – ДМРВ дает заниженные показания.

Рывки и провалы при переходе с холостых оборотов на рабочие даже в случае незначительных нагрузок – значит, нарушилась работа датчика, считывающего положения дроссельной заслонки. Затрудненный запуск прогретого двигателя или небольшой перерасход топлива – отказал датчик температуры ОЖ (охлаждающей жидкости).

Двигатель плохо набирает обороты и не развивает положенную мощность или большой перерасход топлива – отказал датчик детонации или оборвался провод от него. В случае ощутимого перерасхода топлива с одновременным возрастанием количества вредных выбросов в выхлопных газах – вышел из строя датчик кислорода.

Небольшое снижение приемистости и ухудшение других характеристик работы двигателя означает отказ датчика скорости либо окисление контактов его проводов или разъема. Ограничение оборотов двигателя или его остановка говорит об отказе датчика положения коленчатого вала. Большой перерасход топлива – вышел из строя датчик фазы. Незначительные ухудшения в работе двигателя или затрудненный запуск – значит, отказал датчик температуры поступающего в двигатель воздуха.

Если все выше приведенные устройства и датчики проверены, но инжекторный ВАЗ-2109 не заводится, то, возможно, произошел сбой процессора и он неправильно управляет всей системой запуска. В этом случае требуется диагностика в автосервисе.

Характеристики ВАЗ 21093 – не инжектором единым

Автомобиль 21093 с инжектором очень хорошо зарекомендовал себя на отечественном рынке, прежде всего, из-за доступной цены. По комфорту он превосходит предыдущие модели выпуска и имеет более яркий дизайн. Машина обладает передним приводом, за счет своей формы имеет повышенную стойкость на трассе. Мотор в инжекторном автомобиле четырехцилиндровый, с 8 клапанами, объемом 1.3–1.5 л и мощностью двигателя 75 л. с.

По сравнению с карбюраторными автомобилями, инжекторный расходует меньше топлива на один и тот же участок дороги. При хорошем качестве бензина и средней скорости 90–110 км/час расход у ВАЗ 21093 – 6.5–7.5 л на 100 км. Достигается такой расход топлива не только за счет наличия инжектора, но и за счет массы автомобиля, а также сниженного энергопотребления различных приборов авто.

На спидометре у данной марки авто 160 км/час, однако разгонять его больше 140 км/час не рекомендуется – машину продувает, возникает неприятная вибрация и дребезжание. Инжектор в автомобиле – одно из самых ключевых устройств. Состоит эта деталь из топливной рейки форсунок, впускного коллектора, а также электронных датчиков, которые выполняют команды, поданные от электронных мозгов. Принцип работы инжектора заключается в равномерной подаче топлива в каждый из цилиндров.

Выполняется данная работа за счет подачи топлива через форсунки, которые отвечают за впрыск топлива. Впускной коллектор представляет собой устройство, через которое проходит воздух из окружающей среды. Контролирует подачу воздуха в коллекторе дроссельная заслонка, она открывается во время нажатия на педаль газа.

Топливная система

При наличии искры в карбюраторном или инжекторном двигателе следует предположить, что авто не заводится из-за проблем, возникших в системе, подающей горючее.

Сначала убедитесь, что бензин идет в форсунки. Если нет, то смотрите на топливный насос ВАЗ. Он снабжен электромотором и находится непосредственно в баке. В норме, когда активируется зажигание, он начинает шуметь.

Желательно выяснить, нормальное ли давление в рампе. Замеряют его манометром – для него предназначен специальный штуцер. Подключите к нему прибор – если показатель составил 4 атмосферы, то все в порядке. Низкое давление появляется из-за засорения топливного фильтра, данный элемент придется снять и почистить.

При отсутствии положительного результата переходят к форсункам. Когда они забиваются, бензин либо вовсе перестает поступать или же его объем заметно уменьшается. Причем он не распыляется, а только капает. Эта проблема не дает о себе знать, пока мотор горячий. В морозную же погоду автомобиль, даже если и тронется с места, то все равно не сможет развить нормальную мощность.

Кроме этого, распыления топлива не происходит, когда компьютер не открывает форсунки. Убедитесь, что на них есть все провода, и они надежно закреплены.

Поломки инжектора автомобиля

Довольно часто возникает ситуация, когда инжекторный автомобиль плохо заводится или не заводится вовсе. Причинами такой работы могу быть загрязненные свечи от низкокачественного топлива, проблемы в работе генератора, стартера, недостаточное количества тока в аккумуляторе. Основной неисправностью является низкая подача топлива в рамку инжектора, соответственно, недостаточное количество топлива распыляется форсунками.

За подачу топлива в инжектор отвечает бензонасос, он может не выдавать то давление, которое необходимо для нормальной работы двигателя автомобиля. В этом случае лучше всего заменить насос. Если причина не в поломке насоса, то тогда достаточно будет произвести замену фильтра в нем. Еще одна частая причина неисправности – выход из строя одной и более форсунок инжектора. Низкокачественное топливо, которое порой, вопреки нашей воле, попадает в систему, содержит различные добавки, которые откладываются на форсунках и препятствуют правильной работе.

При загрязнении форсунок заметно увеличивается расход топлива в автомобиле, а тяга автомобиля снижается. Если топливо подается не в том количестве, которое нужно для работы двигателя, то на тахометре начинают плавать обороты. Во всех инжекторных автомобилях ВАЗ среднее количество оборотов двигателя на холостом ходу не должно превышать 900 об/мин.

Свечи

В первую очередь выясните, есть ли вообще искра. Слабость последней позволяет запустить двигатель, пока он остается горячим, но на холодном она не срабатывает.

Свинтите свечу, приставьте ее к массе и проверните стартер. Если искра имеется, то, вероятно, неполадки образовались в топливной системе. О ней мы расскажем позднее.

Иначе необходимо поступить, когда выкрученная свеча работает должным образом, но при этом оказалась мокрой. Здесь следует проверить ремень ГРМ. Последний иногда соскакивает, из-за чего нарушается правильное газораспределение и, соответственно, двигатель ВАЗ не желает заводиться.

Если вы увидели, что свечи залиты топливом, то, возможно, именно данное обстоятельство и мешает запустить мотор. Просушите их горелкой или на конфорке газовой плиты. Когда они во время очередной попытки опять окажутся мокрыми, то придется выяснить, почему это случилось.

При отсутствии искры причину ищут далее. Она нередко кроется в неполадках:

  • шкива коленвала либо датчика, контролирующего его положение (ДКПВ);
  • компьютера.

В большинстве случаев ВАЗ модели 2109 инжектор не желает заводиться именно по причине отказа ДПКВ. Неисправность других датчиков не мешает запуску мотора, просто тот будет работать неправильно.

Сначала проверьте, цел ли ведущий к нему разъем и в хорошем ли состоянии провода. Именно разрушение или загрязнение этих элементов чаще всего мешает нормальной работе ДПКВ, тогда как сам прибор отличается надежностью.

Чтобы проверить датчик, достаточно поднести к нему кусок металла и измерить выходное напряжение. Оно будет падать, если железяку забирают, и повышаться, когда она подносится близко.

Еще одна причина, из-за которой ВАЗ может не заводиться – это шкив коленвала. Недостаток этого узла в том, что его зубья частично изготовлены из резины, а значит, могут отрываться или даже прокручиваться. Это влияет на показания датчика, а компьютер, руководствуясь ими, не желает давать напряжение на свечи. Проверить нетрудно – снимите кожух с ремня ГРМ (заодно осмотрите и его), после чего исследуйте шкив.

С большой долей вероятности искры нет из-за поломки зажигания. Сначала стоит убедиться, что разъем, ведущий к нему, цел. Подтвердить подозрения позволит установка заведомо исправного модуля на не желающую заводиться Ладу.

В обязательном порядке стоит осмотреть все провода. Обрыв в них, даже при исправных приборах, нередко приводит к невозможности запустить двигатель.

Ремонт инжектора ВАЗ

Чистка инжектора автомобиля – процесс не сложный и не долгий. Частичную чистку форсунок инжектора можно выполнить и в домашних условиях, вооружившись некоторыми инструментами и жидкостью для промывки. Такой чистки более чем достаточно на первоначальном этапе, её рекомендуется проводить для профилактики и желательно один раз на 10 000 км пробега.

Более полную чистку можно выполнить в специализированном автосервисе. На стенде сделают промывку ваших форсунок, а также проведут компьютерную диагностику вашего автомобиля в целом.

Если вы решили произвести чистку инжектора вашего автомобиля самостоятельно, то купите химическую жидкость, которая доступна в любом автомагазине. При покупке стоит обратить внимание на инструкцию по применению. Также рекомендуется при чистке заменить резиновые уплотнительные кольца на форсунках. Ремонтный комплект таких колец недорогой и доступен каждому.

Перед снятием инжектора снимите клеммы на аккумуляторе, далее возьмите необходимые ключи и открутите впускной коллектор. В некоторых модификациях автомобиля не всегда нужно снимать коллектор, чтобы почистить форсунки. После этого отсоедините электронные фишки, которые крепятся к форсункам, пошатывая их влево-вправо. Вытяните топливную рампу с форсунками и аккуратно отсоедините их.

Далее следуйте инструкции, которая указана на баллончике с жидкостью для промывки, после проведения всех процедур соберите все в обратном порядке. В некоторых случаях требуется замена фильтров внутри форсунок. Для полной чистки инжектора не стоит также забывать о чистке дроссельной заслонки. Её желательно выполнять один раз на 5 000 км пробега.

Модификации Ваз 2109

В конце 2014 года АвтоВАЗ прекратил выпуск автомобилей семейства Самара, закончив тем самым целую эпоху в истории отечественного автопрома. Ваз 2109 получилась одним из самых популярных и народно любимых автомобилей. За годы выпуска было произведено более 1 500 000 девяток. А проектирование началось еще в 1979 году, но выпуск первого автомобиля Ваз 2108 был только в 1984 году. Восьмерка представляла из себя хэтчбэк с двумя дверями, имел совершенно новый дизайн и кардинально отличался от всего того, что выпускалось на Вазе до этого. Но наибольшей популярностью пользовался именно девятка, потому что четыре двери — более рационально для автомобиля, владельцем которого является человек семейный, с женой и детьми.


Ваз 2109

Итак, история выпуска Ваз 2109 -такова Ваз 2109 — изначально оснащался двигателем объемом 1,3 литра и выпускался с 1987 по 1997 года. Ваз 21091 — карбюраторная модель с уменьшенным объемом двигателя 1,1 литра (1987—1997), выпускалась в меньшем объеме, чем Ваз 2109. Ваз 21093 — модель с карбюраторным двигателем объемом 1,5 литра (1988—2006). Начиная с 1994 года появились пробные модели Ваз 21093i, которые имели новинку — инжекторную систему питания. Примечательно,что мировые автопроизводители стали массово производить автомобили с инжекторными двигателями еще в конце 70-х годов. Ну а в России это произошло только почти 20 лет спустя. Существует классификация Ваз 2109 по типу крыла: -с коротким крылом;


Ваз 2109 с коротким крылом

-с длинным крылом.


Ваз 2109 с длинным крылом

Изначально девятка выпускалась именно с коротким крылом и решеткой радиатора похожей на клюв. Позже дизайнеры разработали облагороженную решетку радиатора и стали применять длинное крыло. Для служб специального назначения выпускалась модель Ваз 2109-90 с роторным двигателем.

История Править

Кар начали выпускать в 1987 году. Сначало кар оснащался рядными 4-цилиндровыми 8-клапанными карбюраторными бензиновыми движками объёмом 1100, 1300 и 1500 см³.

ВАЗ 21093 “Самара” (1990-2004)

В 1991 году был разработан новейший дизайн «передка» машинки. Авто с таковым фронтальным оформлением начали выпускать сходу опосля начала выпуска седана ВАЗ-21099. С 1994 года на эти машинки также стали устанавливаться 4-цилиндровые 8-клапанные бензиновые движки ВАЗ-2111 1500 см³, в каких применялась инжекторная система подачи горючего с распределённым впрыском горючего.

В финской версии ВАЗ-2109 так же может быть было опционально установить кондюк, электро-стеклоподьемники, ГУР, лючок.

ВАЗ-2109 имеет по две двери с каждой стороны, что упрощает высадку и выход пассажиров по сопоставлению с двухдверной версией; разделяющая двери центральная стойка кузова смещена вперед, по этому возросло расстояние меж стойкой и подушечкой заднего сидения; поменялось также положение верхних точек крепления ремней сохранности — они меньше стесняют при поездке.

Всего произведено 1 615 995 экземпляров. Потом заменён моделью ВАЗ-2114.

С Какого Года Пошли Инжекторные Ваз 2109

С 1987 года началось производство моделей ВАЗ-2109 в 5-дверном хэтчбеке. По сравнению с заданием из племени восьмерки, Спутник / Лада Самара ВАЗ-2109 считался лучшей домашней машиной. При этом наличие 5 дверей и, как следствие, наименее выразительный внешний вид.

С 1988 года девятая модель, а также модификации этого автомобиля (ВАЗ-21091 и ВАЗ-21093) стали самыми распространенными моделями переднеприводных ВАЗов. Гораздо более удачной модификацией девятой модели стал ВАЗ-21093, выпущенный в 1990 году.

Если сложить задние сидения, автомобиль может просто превратиться в грузовой и пассажирский вариант. Это может быть использовано в качестве фургона. В базовых версиях ВАЗ-2109 установлены поперечно установленные карбюраторные 1,3-литровые четырехцилиндровые двигатели мощностью 65 лошадиных сил. С такими возможностями полностью загруженный автомобиль разгоняется до 100 км / ч за 18 секунд. Максимально возможная скорость составляет 156 км / ч. Модель ВАЗ-21093 была вооружена двигателями объемом 1,5 литра (ВАЗ-21083) мощностью 72 лошадиных силы. ВАЗ 21093i поставляется с 1,5-литровыми инжекторными двигателями. Кроме того, появилась модификация ВАЗ-21091, которая была оснащена двигателями объемом 1,1 л. С момента развития 90 лет автотранспортных средств «свита» были оснащены новой приборной панелью с тахометром и бортовым компьютером. И самой последней разработкой был двигатель с распределенной системой впрыска топлива.

READ Как Настроить Фары На ВАЗ 2112

В 1995 году кузов был рестайлинг. Со временем решетка радиатора перестала таять. Последняя косметическая модернизация была проведена в 1997 году, но в то же время комплектация автомобиля практически не изменилась.

Модель ВАЗ-2109 и ее модификации были завершены в 1997 году. Это было оправдано прекращением производства двигателей предшественника ВАЗ-2108.

ВАЗ 2109 16V

Когда ВАЗ-21099 появился на конвейерной ленте в 1990 году, производственный процесс для самарского семейства моделей был завершен. Увеличен задний навес, что значительно расширило автомобиль по сравнению с принципами семейного авто. У этой модели выделялась накладка радиатора, которая была совершенно уникальной, а передние крылья и капот были выполнены без пластиковой маски. В частности, салон автомобиля был оснащен новейшей панелью, с наличием тахометра. Чуть позже эти решения были использованы для этого семейства моделей. «Самара»,

Автомобиль ВАЗ 21099 с передним приводом. Тело. машина. Машина оснащена двигателями объемом 1,5 литра и, как правило, 5-ступенчатой ​​механической коробкой передач. ВАЗ 21099i поставляется с 1,5-литровыми инжекторными двигателями. Со времени выпуска этих автомобилей в разные годы производились модификации как карбюраторных, так и инжекторных двигателей объемом 1,3 литра ВАЗ-210993 и 1,5 литра ВАЗ-21099.

READ Как Снять Коробку Лада Гранта

Предусматривались следующие варианты: для автомобилей с карбюраторами. «норма» (ВАЗ-210992-01), «каталог» ВАЗ-21099-00 и «роскошь» ВАЗ-21099-02; Для автомобилей с инжекторами. «норма» ВАЗ-210992-21, «каталог» ВАЗ-21099-20 и «роскошь» ВАЗ-21099-22.

Технические характеристики

КомпоновкаПереднемоторная, переднеприводная
Колесная формула4×2
Количество мест5
Габариты, мм
Длина4006
Ширина1650
Высота1402
Колесная база2460
Снаряженная масса, кг945
Грузоподъемность, кг425
Двигатель
МодельВАЗ-21081 (1.1), ВАЗ-2108 (1.3), ВАЗ-21083 (1.5), ВАЗ-2111-80 (1.5i), ВАЗ-11183-20 (1.6i)
ТипБензиновый
Количество цилиндров4
Коробка передачМеханическая, 4-ступенчатая либо механическая, 5-ступенчатая
Тормоза
ПередниеДисковые
ЗадниеБарабанные
Объем топливного бака, л43

С Какого Года Пошли Инжекторные Ваз 2109

С 1987 года был начат выпуск моделей ВАЗ-2109 в 5-и дверном кузове хэтчбек. Сравнительно с поставленной задачей соплеменницей восьмеркой, Спутник/Lada Samara ВАЗ-2109 числился более хорошей домашней машиной. На этом деле сказалось наличие 5 дверей и, как результат, куда наименьший экспрессивный внешний облик.

С 1988 года девятая модель, также модификации данного автомобиля (ВАЗ-21091 и ВАЗ-21093) стали самыми массовыми переднеприводными моделями ВАЗа. Намного более успешной модификацией девятой модели стал ВАЗ-21093, который выпускался в 1990 году.

Если сложить задние сидения автомобиль просто мог трансформироваться в грузопассажирский вариант. Он мог быть применен, как универсал. В базисных вариантах ВАЗ-2109 были установлены поперечно расположенные карбюраторные 1,3-литровые четырехцилиндровые движки с мощностью 65 лошадиных сил. С такими чертами на сто процентов загруженная машина разгонялась до 100 км/ч за 18 секунд. Максимально-возможная скорость 156 км/ч. Модель ВАЗ-21093 была вооружена моторами объемами в 1,5 литра (ВАЗ-21083) с мощностью в 72 лошадиные силы. Модель ВАЗ-21093i шла с инжекторным моторами с рабочими объемами в 1,5 л. Дополнительно, выполнялась модификация ВАЗ-21091, которая оснащалась движками с объемами в 1,1 литра. Начиная с разработки 90 годов авто комплектации «Люкс» были обустроены более новейшей панелью устройств, которая имела тахометр и компьютер маршрутный. И самой новой разработкой был мотор имеющий систему распределенного впрыска горючего.

В 1995 году перед кузова прошел рестайлинг. В ходе решетка радиатора уже не оплавлялась. Последняя косметическая модернизация была проведена в 1997 году, но одновременно, комплектация автомобиля фактически осталась без изменений.

Модель ВАЗ-2109 и ее модификации закончили выпускать в 1997 году. Это было обосновано прекращением производства движков предшественницы ВАЗ-2108.

ВАЗ 2109 16V

Когда на конвейере в 1990 году появилась модель ВАЗ-21099 в кузове автомобиль, был завершен процесс производства семейства модели «Самара». Был увеличен задний свес, что значительно удлинило машину сравнительно с принципами автомобилями семейства. У данной модели выделялась облицовка радиатора, которая была достаточно уникальная, а фронтальные крылья и капот были сделаны без пластмассовой маски. Конкретно салон машины был обустроен новейшей панелью, с наличием тахометра. Чуток позднее, данные решения были использованы к этому семейству моделей «Самара».

ВАЗ 21099. автомобиль с фронтальным приводом. Кузов. автомобиль. Машина оснащается движками с объемами в 1,5 литра, и конечно 5-ступенчатыми механическими коробками передач. ВАЗ-21099i шли с инжекторными движками с объемами в 1,5 литра. Начиная с производства данных автомобилей в различные годы были выпущены модификации, как с карбюраторными движками, так и впрысковыми движками с рабочими объемами в 1,3л ВАЗ-210993 и в 1,5 литра ВАЗ-21099.

Предусматривались последующие варианты: для автомобилей с карбюраторами. «норма» (ВАЗ-210992-01), «эталон» ВАЗ-21099-00 и «люкс» ВАЗ-21099-02; для автомобилей с инжектором. «норма» ВАЗ-210992-21, «эталон» ВАЗ-21099-20 и «люкс» ВАЗ-21099-22.

О движках LADA 2109 1 поколение (1987 — 2011)

ВАЗ 2109 (Лада Самара), в народе – девятка, является 5-и дверным хетчбеком, продолжателем линейки Samara. Его разработали в 1987 году взяв за базу 3-х дверный хетчбек ВАЗ 2108. Сама же девятка стала основой для сотворения ВАЗ 21099.

Кар получил широкую популярность распространение благодаря быстрому дизайну, хорошим, по тем временам, моторам, также удобному 5-и дверному кузову. Все это, помноженное на невысокую стоимость, также широкий выбор запчастей сделали ВАЗ 2109 весьма симпатичным. Эта привлекательность передалась и ее последователю ВАЗ 2114. В противовес восьмерке, на движки 2109 инжектор ставили серийно (агрегат 2111).

Кроме инжектора, на 2109 устанавливали карбюратор с рабочим объемом 1.1 л, 1.3 л и 1.5 л. Такие движки можно узреть если заглянуть и под капот 2108.

В статье мы разглядим сами движки для ВАЗ 2109, их свойства и слабенькие стороны.

ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ 2108

Движок 1.3 является базисным для восьмерки, его разработали с нуля, и конструкционно у их с движком 21011 1,3 л. нет ничего общего. Этот движок стал основой при разработке силовых агрегатов для установки на семейство Самара имеющих рабочий размер 1,1 л., 1,5 л. Это рядный движок карбюраторного типа, имеет 4 цилиндра и верхнее размещение распредвала. В приводе ГРМ употребляется ремень.

Относительно ресурса движка справедливо будет сказать, что аккуратная и размеренная эксплуатация, правильное и неизменное сервис дозволят превысить официальные 120 тыс. км и ресурс может составить 180-200 тыс. км.

В части минусов, более нередко отмечают последующие. Достаточно стремительно изнашиваются детали охлаждающей системы. Будет нужно частая подмена масляного фильтра и регулировка клапанов. Часто появляются течи масла, из-за ненадежного уплотнения клапанной крышки, топливного насоса и датчика-распределителя. Необходимо подчеркнуть и ненадежные карбюраторы типа «Солекс» совершенно, и ЭПХХ а именно.

ВАЗ-2109

Отличительной чертой ВАЗ-2109 по сравнению с «восьмеркой» был 5-дверный кузов с более узкими передними дверями. К одной из особенностей можно отнести то, что ВАЗ-2109 получил пластмассовый бензобак, в отличие от металлического ВАЗ-2108, причем его прочность была не хуже металлического, а вот вес значительно меньше. В остальном же унификация автомобилей была колоссальной. Практически все кузовные панели были идентичны. Если поставить оба автомобиля рядом, то спереди их невозможно отличить.

Разместиться в салоне автомобиля ВАЗ-2109 стало гораздо проще. По сравнению с ВАЗ-2108 передние двери «девятки» стали уже, а центральная стойка перенесена вперед, за счет этого увеличилось расстояние от стойки до спинки заднего сиденья. Еще одним плюсом 5-дверного кузова стало то, что из-за смещения центральной стойки, стало проще накидывать ремень безопасности, теперь не требовалось тянуться за ним, и он не стеснял водителя и пассажира при езде.

Надёжность

ВАЗ 2109 считался надёжным и безопасным автомобилем. А благодаря доступности запчастей, ремонтировать его было не сложно. Эта рабочая лошадка с лёгкостью преодолевала любые трудности даже будучи максимально загруженной. Ведь во времена её появления автомобиль мог позволить себе далеко не каждый, и потому родственников с личным авто эксплуатировали нещадно. А добавить сюда низкое качество дорог и получим идеального рабочего коня, который преодолевает любые трудности.

Даже сейчас его рекомендуют как первый автомобиль или авто для дачи, так как последнее поколение «девятки» стоит тех денег, за которые если и можно купить иномарку, но абсолютно убитую и потом ещё искать к ней запчасти.

«Девятка» заняла целую веху в истории Автоваза и всей страны. Про неё пели песни со сцены, на ней участвовали в гонках и международных автопробегах. Этот автомобиль был заветной мечтой многих и его чаще других отечественных автомобилей можно было увидеть в кино. На смену легендарной ВАЗ 2109 пришла не менее стильная ВАЗ 2114, а потом и Приора. Но «девятка» навсегда останется в сердцах поколения 90-х как самый лучший автомобиль того времени. И несмотря на то, что выпуск «девятки» давно прекращён, на вторичном рынке она до сих пор в списке лидеров.

Модификации Ваз 2109

В конце 2014 года АвтоВАЗ прекратил выпуск автомобилей семейства Самара, закончив тем самым целую эпоху в истории отечественного автопрома. Ваз 2109 получилась одним из самых популярных и народно любимых автомобилей. За годы выпуска было произведено более 1 500 000 девяток. А проектирование началось еще в 1979 году, но выпуск первого автомобиля Ваз 2108 был только в 1984 году. Восьмерка представляла из себя хэтчбэк с двумя дверями, имел совершенно новый дизайн и кардинально отличался от всего того, что выпускалось на Вазе до этого. Но наибольшей популярностью пользовался именно девятка, потому что четыре двери — более рационально для автомобиля, владельцем которого является человек семейный, с женой и детьми.

Ваз 2109

Итак, история выпуска Ваз 2109 -такова Ваз 2109 — изначально оснащался двигателем объемом 1,3 литра и выпускался с 1987 по 1997 года. Ваз 21091 — карбюраторная модель с уменьшенным объемом двигателя 1,1 литра (1987—1997), выпускалась в меньшем объеме, чем Ваз 2109. Ваз 21093 — модель с карбюраторным двигателем объемом 1,5 литра (1988—2006). Начиная с 1994 года появились пробные модели Ваз 21093i, которые имели новинку — инжекторную систему питания. Примечательно,что мировые автопроизводители стали массово производить автомобили с инжекторными двигателями еще в конце 70-х годов. Ну а в России это произошло только почти 20 лет спустя. Существует классификация Ваз 2109 по типу крыла: -с коротким крылом;

Ваз 2109 с коротким крылом

-с длинным крылом.

Ваз 2109 с длинным крылом

Изначально девятка выпускалась именно с коротким крылом и решеткой радиатора похожей на клюв. Позже дизайнеры разработали облагороженную решетку радиатора и стали применять длинное крыло. Для служб специального назначения выпускалась модель Ваз 2109-90 с роторным двигателем.

Ваз 2109 с двигателем Ванкеля

Динамика этого двигателя была превосходной, разгонялся с 0 до 100 км/ч всего за 8 секунд. Однако имел слишком низкий моторесурс, всего около 50 000 км. Также был очень дорог в эксплуатации и обслуживании. Как говорили механики «бензин тоннами, масло бочками». Двигатель имел большой расход топлива и брал масло. Но зато в спецоперациях он был незаменим, двигатель Ванкеля был вне конкуренции по своим динамическим характеристикам и мощности. После развала СССР Ваз 2109 выпускали также и в Финляндии, модель называлась Ваз 21093-22 (Lada Samara Baltic).


Lada Samara Baltic

Экспортный вариант отличался объемными бамперами и решеткой радиатора. Качество сборки и окраски было гораздо выше, нежели у машин произведенных в России, поэтому машины очень ценились.


Lada Samara Baltic

Интересно, что данная модель Лады также выпускалась в экспортной модификации для Англии. Модель именовалась Ваз 21096 и была с правым рулем. В остальном она была точно такой же девяткой, ну может для экспорта было лучше качество сборки.


Ваз 21096 с правым рулем

Существовала также модификация Ваз 2109 с дизельным мотором. Выпускал ее французский импортер Ваза. В Европе поддерживалось производство дизельных автомобилей и в Lada Samara Diesel GLX был установлен дизель. В Россию данную модель не возили, так как боялись проблем с обслуживанием. Также в Бельгии выпускали Ваз 2109 Carlotta


Ваз 2109 Carlotta

О машине в целом Править

  • Сборка ВАЗ-2109 — переднемоторная, переднеприводная.
  • Кузов ВАЗ-2109 — двухобъёмный, типа хетчбэк.

Lada Samara Baltic GL (21093-22) (1996-1998)

Движок – ВАЗ-2109 оснащался четырёхтактным рядным 4-цилиндровым бензиновым движком ВАЗ-2108.

  • Коробка – ВАЗ-2109 оснащался механической коробкой, в состав которой входили:
  • однодисковое сцепление; пятиступная коробка; цилиндрическая основная передача; конический дифференциал; приводные валы со ШРУСами.

  • Ходовая часть – Передняя подвеска у ВАЗ-2109 вполне независящая, типа Мак-Ферсон, т. н. «плавающая свеча». Задняя подвеска полунезависимая с поперечной опорой, работающей на кручение, по конструкции похожая со почти всеми иными переднеприводными авто тех лет.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]