Print this article Font size 16
Многие выполняют замену подшипника первичного вала самостоятельно, без помощи специалистов с СТО. Чтобы выполнить такую работу, необходимо знать расположение искомого элемента, признаки его неисправности. Плюс мы расскажем подробно, как можно понять данный подшипник.
Внешний вид элемента
Признаки неисправности подшипников КПП
Подшипники в КПП обеспечивают плавность вращения первичного и вторичного валов и выполняют опорные функции. Они снижают нагрузку на шестеренки. Неисправные подшипники в КПП Калина лучше заменить, так как в дальнейшем это приведет к порче системы передач, а возможно и самого вала или корпуса КПП.
Основным признаком изношенности подшипника является гул в КПП. Есть несколько нюансов, позволяющих точней определить на каком валу возникла неисправность, а именно:
1. Если «вой» раздается при движении автомобиля, на всех передачах, то возможно шумят подшипники ведомого вала.
2. На холостых оборотах при нажатии до упора на сцепление гул пропадает. Здесь, вероятно, неисправны подшипники ведущего вала. Также это может говорить об износе выжимного подшипника. Для выяснения того, какой из двух элементов «шумит» проделать следующее: нажать на сцепление слегка, в рамках «свободного» хода. Если звук стал громче, ярче, то причина гула в выжимном. Если звук не изменился, то это опорный подшипник первичного вала.
3. Обратить внимание на сальник ведущего вала. Если есть протечки, то, вероятно «виноват» подшипник, который находится за ним. Также причина может быть и в прохудившемся сальнике.
Замена подшипников в КПП на Калине обычно решает проблему. Но перед этим нужно узнать какие из данных изделий находятся в коробке.
Демонтаж разными способами
С одной стороны, для снижения бюджета ремонта в идеале замена опоры качения производится без демонтажа маховика. В то же время, возникает основная проблема ремонта собственными силами – как снять подшипник без специального инструмента и приспособлений. В данном руководстве традиционно приведены методики по принципу от простого к сложному.
Мыло или хлеб
Маховик установлен на торце коленвала вплотную к посадочному месту, специально предназначенному для этого. Закреплен 5 – 8 болтами по различным схемам крепления. Подшипник установлен в тело маховика с небольшим натягом, вынимается достаточно легко, но доступ к нему ограничен.
Простейшим «народным» методом извлечения подшипника маховика является заполнение пространства внутренней обоймы густым пластичным материалом. Чаще всего применяются раскатанный до состояния пластилина хлебный мякиш или мыло по схеме:
- хлеб набивается внутрь обоймы руками заподлицо с наружной плоскостью подшипника;
- подбирается выколотка, наружный размер равен внутреннему диаметру обоймы;
- легкими ударами молотка по выколотке хлеб сминается внутри подшипника;
- по аналогии с жидкой или пластичной средой усилие от давления выколотки перераспределяется во всем объеме мыла или хлебного мякиша;
- рабочая среда проникает под заднюю поверхность подшипника, выталкивает его наружу.
Демонтаж хлебным мякишем
Мыло или хлебный мякиш добавляются внутрь после нескольких легких и точных ударов молотка. Объем этих веществ должен быть не меньше 1/3 объема опоры качения. После того, как тело подшипника будет вытолкнуто наружу наполовину, подшипник поддевается выколоткой или крючком, вытаскивается окончательно без особых усилий.
Методика опробована на разных машинах, не дает сбоев, занимает 10 минут максимум.
Обратный молоток
Существует самодельный и заводской вариант приспособления, конструкция которых отличается друг от друга:
- самодельный обратный молоток – аналог комплекта для монтажа последнего ряда ламината возле стен;
- инструмент обратный молоток, изготовленный промышленным способом – пруток со свободно перемещающимся по нему грузиком, цанговым зажимом на рабочей поверхности, упором с обратной стороны.
Обратный молоток в виде скобы
Обратный молоток для извлечения подшипников
Чтобы вынуть подшипник самодельным приспособлением, один изогнутый край пластины заводится под тело опоры качения сзади. По второму крючку наносятся удары молотком, усилие передается на нижнюю часть инструмента, вытаскивая «расходник» из посадочного места.
Заводской вариант обратного молотка гораздо удобнее:
- цанга зажимается резьбой внутри обоймы враспор;
- грузик ударяется о тыльную часть инструмента;
- кинетическая энергия передается в нижний узел приспособления;
- подшипник вытягивается из посадочного места рывками.
Инструмент с 4 цанговыми адаптерами для разных диаметров стоит от 7000 рублей. Самодельное приспособление изготавливается за четверть часа из отходов кроя металлопроката.
Аналог заводского обратного молотка может быть изготовлен из латунного анкера подходящего диаметра. Например, для УАЗ 3159 это М12 16 х 50 мм, стоящий в Хозтоварах около 50 рублей. Сварить приспособление можно из прутка, и двух металлических шайб:
- они ограничивают ход надетого на пруток утяжелителя;
- под цангу следует подложить кусочек прутка со скругленным концом (конфигурация пули).
Обратный молоток из анкера
Вначале приспособление забивается внутрь обоймы подшипика. «Пуля» входит в цангу, распирает ее до полного обжатия внутренней поверхности обоймы. Затем легкими ударами утяжелителя в направлении от маховика подшипник извлекается наружу.
Извлеченный подшипник на гильзе обратного молотка
Приспособление из двух болтов
Импровизированный съемник реально изготовить за несколько минут при наличии двух болтов и коронки или стального стакана. Для этого необходимо выполнить действия:
- головка длинного болта заводится под тыльную часть подшипника;
- коротким болтом расклинивается предыдущий крепеж внутри обоймы;
- на резьбовую часть длинного болта надевается коронка с отверстием по центру, упирающаяся бортами в тело маховика.
Съемник из двух болтов
При закручивании гайки головка длинного подшипника перемещается по резьбе вверх, вытягивая подшипник наружу.
Съемник винтовой
Существуют классические винтовые съемники с 3 раздвижными лапками для подшипников. Для опорного узла качения в данном случае необходим внутренний съемник:
- лапки заводятся внутрь обоймы;
- зацепляются наружными краями за подшипник с тыльной стороны;
- рабочий винт упирается в тело коленвала точно по центру;
- при вкручивании винта вся конструкция вместе с узлом качения приподнимается вверх.
Винтовой внутренний съемник для подшипников
Этот инструмент обходится в 2 – 3 тысячи рублей, однако подходит для разного диаметра обойм, поэтому будет востребован в гараже мастера, предпочитающего ремонтировать авто самостоятельно.
Съемник цанговый
Обычно это приспособление продается в комплекте с обратным молотком, имеет следующую конструкцию:
- по центру подковообразного упора вкручен рабочий винт;
- съемный, цанговый наконечник винта.
Съемник цанговый
Работает съемник по принципу винтового приспособления, но обойма зажимается цангой по внутреннему диаметру, а не поддевается лапками снизу, как в классическом варианте.
Какие подшипники стоят на МКПП калины
Перед заменой подшипников КПП на Калине своими руками необходимо разобраться с их нахождением и устройством. На каждом из валов на Калине закреплены по 2 изделия. Передние — роликовые, задние — шариковые. Упрощенная схема показана на рисунке.
1. Валы Чтобы понять, как визуально различить шариковый элемент от роликового, нужно рассмотреть устройство изделия. Схематично оно показано на рисунке ниже.
2. Устройство подшипника Отличить роликовый от шарикового можно по телу качения. В первом случае они выглядят как цилиндры, во втором — шарики. А так выглядит комплект из четырех подшипников для Калины.
3. Комплект После диагностирования коробки перейти к замене подшипников коробки на Ладе Калине.
Как поменять подшипники МКПП
Перед заменой подшипников КПП Калины коробку снимают и разбирают. Оба процесса требуют аккуратности и внимания. Также необходимо подготовить инструменты и подобрать помощника.
Подготовка
Автомобиль необходимо поднять или завести на эстакаду, смотровую канаву.
Подготовить следующий список инструментов:
- торцевые гаечные ключи размерами: 10, 13, 19; 32;
- гаечные ключи размерами: 10, 17, 19;
- накидной ключ TORX T14, T25;
- «минусовая» отвертка большого размера или лопатка для монтажа;
- молоток
КПП весит более 30 кг, поэтому нужен помощник, подставка. После того как автомобиль был установлен, поднять капот и зафиксировать его, поднять «ручной» тормоз.
Снятие коробки
После окончания подготовительного этапа перейти к снятию КПП. Вначале проводятся операции сверху автомобиля по следующей инструкции:
1. Снять «минусовой» провод с аккумулятора. 2. Демонтировать воздухоочистительный фильтр. 3. Убрать стартер, отсоединив вначале провода от клеммы и от контактного болта. 4. Вытащить из вилки выключения сцепления трос его привода. 4. Снятие троса привода
5. Если происходит замена подшипников КПП на Калине 2, то следует снять 2 троса с механизма выбора передач. На рисунке они обозначены под номером 1, а механизм — под номером 2.
Можно снять передние колеса, так удобней будет работать. Затем следует переместиться под Калину и проделать оставшиеся действия: 1. Снять защитную панель или брызговик с левой стороны. 2. Слить масло из коробки. 3. Отвернуть болты на нижнем колпаке картера сцепления, используя ключ 10-го размера, и снять его.
Крышка картера 4. Далее снимаются приводы с колес. Для этого вначале открутить с помощью торцевого ключа 17-ого размера 2 болта, которыми шаровая опора крепится к кулаку. Проделать операцию с левой и правой стороны.
5. Используя в качестве упора картер коробки передач, лопаткой или широкой отверткой выдавить левый и правый шарниры из КПП.
Отвести приводы от КПП, переместив амортизаторные стойки наружу. 6. Отключить от картера КПП электрические элементы: «фишку» соленоида блокировки включения заднего хода.
«Фишку» датчика скорости.
Снять колодку с выключателя освещения заднего хода
7. При замене подшипников в КПП на Калине 1 открутить реактивную тягу вместе с кронштейном от коробки. Использовать 2 ключа 19-го размера. Одним удерживать от проворачивания, вторым откручивать. Эти же болты скрепляют между собой картеры сцепления и коробки. После раскрутки отвести тягу от коробки.
8. Сжав пластмассовый держатель троса приводной заслонки, снять его с КПП. Находится он возле указателя уровня масла. 9. Взяв торцевой ключ 13-го размера открутить болт, крепящий кронштейн блока зажигания к сцеплению. 10. Далее КПП отсоединяется от блока цилиндров с помощью 19-ой головки. Вначале откручиваются 2 верхних болта. После их снятия можно будет отвести в сторону трос привода дроссельной заслонки вместе с креплением. Первый болт, обозначенный на рисунке буквой «a», — короткий, второй, «б» — длинный. 11. Под КПП и двигатель поставить опоры, желательно регулируемые.
12. Далее откручиваются нижние болты, соединяющие блок цилиндров и коробку. Сначала ключом 19-го размера откручивается задний.
Затем торцевым ключом №19 — передний.
13. Теперь коробка отсоединяется от двигателя. Необходимо снять кронштейн между двигателем и КПП. Сначала откручиваются 2 болта, соединяющие подушку передней левой опоры с кронштейном.
14. Далее снимаются 3 гайки, скрепляющие кронштейн с КПП После этого снимается кронштейн.
15. Затем отсоединяются 3 болта на кронштейне задней опоры. Двое из них откручиваются торцевым ключом №19, а посередине — №17.
16. Вместе с помощником отодвинуть КПП от двигателя так, чтобы ведущий вал вышел из сцепления.
Если не получается вытащить его, то отодвинуть силовой агрегат в сторону, отпустить перед КПП и вытащить ее. Нельзя упирать первичный вал в «лепестки» сцепления, иначе их можно повредить. Разборка коробки Разборку КПП нужно начинать с ее очистки. Нельзя чтобы грязь попала внутрь устройства. Далее следовать следующей инструкции: 1. Демонтировать датчик скорости, открутив удерживающую гайку.
Затем вынуть из углубления.
2. Чтобы установить КПП на стол или верстак, выкрутить из картера сцепления соединяющую шпильку. Для этого навинтить на нее 2 гайки и вывернуть ее. Поставить КПП на стол, картер сцепления должен быть внизу. 3. Далее снять соленоид блокировки включения заднего хода. Вначале выкручивается пробка фиксатора при помощи ключа №13. Вытаскивается из углубления пружина и шарик.
4. Затем демонтируется соленоид при помощи ключа №36.
5. Выкручивается выключатель освещения заднего хода, находящегося рядом, ключом №22.
6. Далее снять с корпуса кронштейн привода выключения сцепления. Он держится на двух гайках. Вначале при помощи ключа №13 откручивается первая, которая одновременно крепит заднюю крышку картера КПП.
Затем ключом №17 — вторую. Убрать кронштейн.
7. Освободив КПП от «внешних» элементов, снять заднюю крышку картера. Для этого выкручиваются остальные 5 гаек ключом №13.
8. Постукивая вверх деревянным молотком или обычным, но с мягким наконечником по крышке, расслабить ее, приподнять и снять.
9. Для продолжения разбора необходимо открутить 2 гайки на валах. На вращающихся валах это невозможно сделать, поэтому их нужно застопорить путем одновременного включения двух передач: 3 и 5 или 4 и 5. Если шток переключения вдавить, то включится третья. Если вытянуть, то четвертая. 10. Далее включить пятую. Снять болт, фиксирующий вилку данной передачи, ключом №10.
11. Затем нужно опустить вилку для включения 5-ой «скорости». Можно использовать выколоток.
12. Теперь гайки открутятся. Вначале надо раскернить их. Если не предполагается замена гаек при сборе, то запомнить к какому валу относятся каждая из них. Открутить, используя ворот №32. Придется приложить большое усилие. 13. Используя отвертку, приподнять шестерню 5-ой передачи и снять вместе с ней синхронизатор и вилку. При этом все элементы надо снимать вместе, прижав друг к другу, чтобы не рассыпались шарики. 14. Вытащить вилку и отметить взаимное расположение муфты и блокирующего кольца. Затем снять шестерню с кольцом, разъединить их. Демонтировать с синхронизатора пластину. 15. При помощи отвертки вытащить втулку 5-ой передачи со вторичного вала. 16. Спрессовать шестерню 5-ой передачи с ведущего вала, орудуя двумя отвертками.
17. Вытащить упорное кольцо с ведомого вала.
18. Далее снимается пластина, удерживаемая винтами с пружинными шайбами. Используется ударная отвертка. Если шайбы лопнули, то необходимо их заменить при сборке.
19. Далее вывинчиваются фиксаторы, удерживающие штоки вилок. Их 3 штуки, при их снятии вытащить пружины и шарики из отверстий.
20. Демонтировать стопорные кольца задних подшипников ведущего и ведомого валов. 21. Теперь разъединить картера передач и сцепления. Раскрутить 13 гаек и 1 болт по периметру КПП. 22. Для разделения КПП вставить в специальные пазы, находящихся на стыке картеров, отвертки постепенно приподнять верхнюю часть и снять ее.
23. Вытащить магнит для собирания металлического мусора из картера.
24. Демонтировать 3 штока и вилки включения «скоростей». Отвернуть винт, крепящий вилку 1-2 «скоростей» к штоку. Затем чуть поднять шток и повернуть его против часовой стрелки, чтобы вывести из зацепа с механизмом выбора передач вилку. Снять узел. 25. Открутить болт, соединяющий второй шток с вилкой 3-4 передач. Вывести узел из зацепа и снять. 26. Вилка 5-ой передачи была снята вначале, поэтому остается вынуть шток.
27. Далее вытащить ось промежуточной шестерни заднего хода. Затем задвинуть шестерню в систему выбора передач, провернуть на 30°-40° и снять.
28. Так как нужно заменить подшипники, то механизм выбора передач не нужно трогать. На этом этапе можно снять валы. Вытаскиваются они одновременно.
На этом разборка КПП завершается. Перейти к замене подшипников КПП Калины.
Снятие КПП ВАЗ 2107
Для снятия КПП понадобится яма или подъемник. Порядок действий такой:
- Отключить (лучше снять) аккумулятор.
- Включить нейтральную передачу, отключить ручной тормоз, поднять и вывесить задний мост.
- Раскрутить болты крепления кардана и фланца редуктора, отсоединить кардан.
- Снять приемную трубу выпускного коллектора, выкрутив болты.
- Отсоединить датчик кислорода.
- Снять стартер.
- В салоне автомобиля снять консоль и ручку рычага КПП.
- Снять защиту КПП.
- Открутить хомут, соединяющий катализатор с приемной трубой.
- Демонтировать рабочий цилиндр сцепления.
- Открутить трос спидометра, снять пыльник и провод датчика задней скорости.
- Снять карданный вал.
- Открутить траверс, придерживая КПП.
- Открутить и вытащить КПП.
Замена подшипников
После снятия валов на них остаются внутренние кольца передних роликовых подшипников. Чтобы их спрессовать проделать следующие шаги:
- Наложить на губы тисков мягкие накладки, и зажать вал.
- Снять с вала стопорное кольцо, находящееся кольцом роликового подшипника. Использовать для этого отвертку.
- С помощью монтажных лопаток или двух отверток спрессовать кольцо подшипника.
Запомнить, что буртик должен быть направлен в сторону ведущей шестерни. Перед заменой первичного и вторичного подшипников КПП Калины спрессовать старые детали из картера. Существуют съемники, осуществляющие подобные операции. Если их нет, то можно воспользоваться отверткой и молотком. Вставить отвертку в паз, подложить род нее деревянную колодку и, постепенно постукивая, снять роликовый подшипник.
Для замены заднего подшипника первичного вала КПП Калины необходимо перевернуть вал. То же самое относится и к вторичному. Используя отвертки, снять шариковые подшипники. Запомнить, что открытая сторона их обращена к шестерне 4-ой передачи.
Перед установкой новых изделий необходимо их смазать ШРУСом, литолом или графитовой смазкой. Проверить места посадки в картерах. Если есть выбоины, сильный износ необходимо заменить картеры. Проверить стопорные кольца, если они потеряли упругость, заменить.
Задние подшипники запрессовываются с помощью оправки и молотка. Нужно подобрать трубу, чтобы ее диаметр был равен диаметру внутреннего кольца подшипника. Приложить оправку к детали и, постукивая по ней, загнать деталь. Вал должен крутиться плавно, легко.
Внутренние кольца передних подшипников устанавливаются аналогично. Но перед этим монтируются стопорные кольца, на них до упора запрессовываются внутренние втулки. Роликовые передние подшипники вставляются в соответствующие углубления в картерах.
Смазка
Если подшипник сухой, но на нем отсутствуют повреждения, то можно вполне обойтись его смазкой и установить обратно. Только делать это лучше в случае отсутствия новой запчасти под руками. Смазать подшипник можно двумя способами. Первый это вываривание его в литоле, желательно делать это на водяной бане. Более безопасен способ смазки – шприцеванием. С помощью шприца загоняют литол внутрь подшипника, такой метод занимает довольно много времени.
Подробней читайте это в статье «Как смазать выжимной подшипник не снимая коробки».
Сборка и установка коробки
Перед сборкой заменить сальник первичного вала. Очистить магнит от металлического мусора. Заменить магнит, если он стал трескаться или хуже магнитить. Проверить шестерни, синхронизаторы, если на них есть сколы, то поменять. Очистить от следов герметика соприкасающиеся поверхности картеров. Затем выполнить следующие шаги:
- Ввести в зацепление валы и вставить их вместе в картер сцепления.
- Установить вилки со штоками.
- Вставить обратно магнит.
- Смазать детали, подверженные усиленному трению, трансмиссионным маслом.
- Нанести герметик на соприкасающиеся поверхности картеров, задней крышки перед их соединением.
Собрав коробку, установить ее обратно. До «возвращения» смазать конец ведущего вала ШРУС-4. Ввернуть обратно шпильку картера сцепления, а также дополнительно временно ввинтить 2 направляющие в переднее нижнее отверстие блока цилиндров и в заднее верхнее — это облегчит процесс установки коробки.
Далее ввести ведущий вал в сцепление. Две вкрученные шпильки должны попасть в отверстия картера сцепления, а «родная» шпилька — в блок цилиндров. КПП должно упереться в блок цилиндров. После этого можно вывернуть шпильки.
Стоит ли самому менять подшипники в АМТ
АМТ — это роботизированная КПП, совмещающая механическую и автоматическую коробки. Она почти так же надежна, как и МКПП, но стоит дороже. Меньше потребляет топлива и расходных материалов чем «классический автомат».
К минусам можно отнести высокую цену ремонта. Не рекомендуется самостоятельно менять подшипники в АМТ. Во-первых, устройство коробки намного сложнее, поэтому отремонтировать автомобиль сможет квалифицированный специалист. Во-вторых, автомобиль нуждается в перепрограммировании при каких-либо изменениях, что также недоступно рядовому автолюбителю.
Вывод
Подшипник КП — один из компонентов коробки передач, без которых весь агрегат не сможет нормально функционировать. К несчастью, с необходимостью замены этого подшипника автолюбитель может столкнуться до двух-трех раз за весь жизненный цикл автомобиля. Если ранее были установлены недорогие аналоги, то велика вероятность того, что замен будет намного больше. Мы рекомендуем покупать только подшипники от известных производителей или оригиналы автоконцерна, а саму работу по установке делегировать проверенному специалисту. В случае возникновения проблем с коробкой передач, диагностику и ремонт не стоит откладывать в долгий ящик.