Доброго времени суток, уважаемые читатели! В четвертом выпуске БЖ речь пойдет о мелких «косяках», которые стали проявляться у моей Lada Granta на первых сотнях километров пробега.
Итак, после установки ГБО «Метан», начались мои трудовые будни таксиста. Как уже упоминалось во 2-м выпуске БЖ, работа механической коробки и шумоизоляция новой Lada Granta оставляли желать лучшего, а по мере эксплуатации авто к этим мелким неприятностям стали добавляться новые «косячки». Сразу оговорюсь, что все эти «детские болезни» лечатся путем нехитрых манипуляций, а кто-то вообще не придает им значения. Поэтому мои замечания – это не «камень в огород» Лада Гранта, а простая констатация фактов, так сказать, мои сугубо личные ощущения от эксплуатации авто.
Передняя подвеска «Лады Гранты»
Здесь установлена независимая подвеска с поперечными рычагами и стабилизатором поперечной устойчивости. Гашение колебаний производится гидравлическими амортизаторами. Основной конструктивный элемент – стойка. Она включает в себя поворотный подшипник, амортизатор и пружину. В последней используются витки переменного диаметра. Сама пружина изготавливается из металлического стержня с круглым сечением. Может обладать переменной и постоянной жесткостью.
Передняя подвеска «Лады Гранты» устроена так, что стойка нижней частью упирается на поворотный кулак. При повороте колес пружина и амортизатор вращаются вместе с ним. Сама же стойка остается неподвижной. Таким образом инженеры достигли увеличения срока службы упругого элемента с сохранением входного отверстия в корпусе амортизатора.
Опора стоек тоже доработана. Скрип подвески у «Лады Гранты» появляется гораздо реже, чем на «Калинах» и «Приорах». Для уменьшения кренов в конструкции предусмотрен стабилизатор поперечной устойчивости. Он изготовлен из пружинной стали. Стабилизатор устанавливается концами к нижним рычагам подвески. Средняя его часть закреплена на кузове.
Как убрать надоедливый шум?
Решить эту проблему пытаются по-разному:
- одни приклеивают с изнанки поролон;
- другие — уродуя декор пользуются саморезами;
- отчаявшиеся автолюбители заказывают и делают кожаную обивку.
Убрать скрип пластика в машине на время можно, но навсегда не получится. Рано или поздно панели приходится снимать, то антикоррозийная обработка, то дополнение проводки, а там и ремонт, и песня начинается сначала.
Много «тюльпанов» переломано в дверях отечественных «Жигулей». А накладки с защёлками на иномарках, пощипали карманы тысячам автолюбителей.
Поломались пару» клопов» — меняй деталь. Иногда владельцы авто, к примеру, сняв обивку багажника уже не ставят её на место, вдруг опять начнутся проблемы с проводкой.
Сначала производители пытались решить эту проблему с помощью» самоклейки», но потерпели фиаско. Причина — одноразовость. Стоит снять деталь, как на липкую поверхность моментально садится пыль и она теряет былую липкость.
Немного поправило ситуацию изобретение «липучки» (система крючков и петелек).
Это было высокотехнологичное решение проблемы. Удобное и быстрое, а главное надёжное. Ну и тут не всё так гладко:
- Во-первых вес удерживаемых деталей ограничен.
- Во-вторых, со временем крючки и петельки загрязняются и утрачивают свою цепкость.
И вот, очередной прорыв в этом деле, от известной компании ЗМ (США). После изобретения известного всем скотча, они не раз удивляли мир разного рода диковинками.
Они изобрели «грибки». Это такие пластины с мельчайшими грибоподобными «отростками».
При сдавливании они сцепляются между собой с огромной прочностью. Причём такое действие, как снял и поставил, можно выполнять множество раз, а грузоподъёмность настолько сильна, что основными покупателями стали железнодорожники.
Те, кто ездил в вагонах повышенной комфортности, наверное, обратили внимание на новые застежки — это и есть изобретение фирмы ЗМ.
Взяли на вооружение застёжки ЗМ и автопроизводители. Любая панель современной иномарки крепится именно таким способом. Застёжки ЗМ «Dual Lock» сейчас продаются почти во всех автомагазинах. Разместить половинки застёжек на деталях, можно по разному.
Задняя подвеска
В отличие от передней, она практически не подвергалась изменениям. Здесь так же, как и на первых советских «восьмерках», используется полузависимая балка. Она крепится к кузову на шарнирах (благо, в конструкции нет «крабов»). В качестве упругого элемента используется винтовая пружина с постоянной жесткостью. Для гашения колебаний и предотвращения раскачки используются два амортизатора.
С завода идут элементы масляного типа. Пружина закреплена вместе с амортизатором. Это значительно упрощает работы по техническому обслуживанию, однако негативно отображается на управляемости. Часто заднюю ось заносит на поворотах. Но несмотря на архаичную конструкцию, владельцы положительно отзываются о данной подвеске и выделяют ряд преимуществ:
- Высокая надежность. В конструкции нет дополнительных рычагов, которые вдобавок могут гнуться при попадании в крупную яму.
- Энергоемкость. «Лада Гранта» отлично проглатывает все неровности, особенно если сзади установлены масляные амортизаторы.
- Дешевизна обслуживания. За счет простой конструкции эту подвеску можно «перебрать» даже своими руками. А стоимость новых резинометаллических элементов вряд ли опустошит карманы даже самого скупого автовладельца.
Основное отличие «грантовской» подвески заключается в углах установки колес.
Они имеют положительный развал – порядка 0,1°). На «Приоре», например, эта цифра составляет -1 градус. Далее рассмотрим основные неисправности ходовой части на «Ладе Гранте».
Скрип в салоне или «живая» Lada Granta
Бывало ли с вами такое, когда внезапно где-то что-то могло «заколоть», «заболеть», но потом также быстро пройти как и началось? Это у всех бывает и мы на это особо внимания не обращаем, потому что в живом организме происходят разные процессы, сути которых мы можем до конца и не понимать. Так вот, к чему это я? Lada Granta, похоже, тоже является «живым организмом». В зимний период с ней начали твориться странные вещи. К примеру, во время движения внезапно мог появиться сильный скрип в салоне («сверчок»), причем в самых неожиданных местах. Едешь себе спокойно, а тут раз …, и резко начинает что-то скрипеть.
Пока ты голову ломаешь по поводу того, чтобы это могло быть, скрип также резко мог исчезнуть, как и появился. Разумеется, это можно легко объяснить. По мере прогревания/остывания авто в зимний период, элементы салона начинают расширяться или сужаться (закон физики), но с разной скоростью, потому что выполнены из разных материалов. Зазоры между деталями тоже начинают «гулять», что и вызывает скрип, когда одна деталь начинает «тереться» о другую. Спустя время, сопрягаемые детали путем трения должны образовать свой «рабочий зазор» и «температурные» скрипы уйдут (очень хотелось бы в это верить), но время покажет.
Амортизатор
Данный элемент представляет собой гасящее устройство. Амортизатор служит для уменьшения диапазона колебаний кузова авто. Другими словами, элемент предотвращает самопроизвольную раскачку. Работа амортизатора основана на гидравлическом сопротивлении. Внутри него имеется жидкость определенной вязкости. Она передвигается через специальный клапан. Таким образом устройство гасит резкие удары, сохраняя уязвимые детали подвески. Поэтому амортизатор – это одна из самых ответственных составляющих в ходовой. На наших дорогах данный элемент служит прядка 60-80 тысяч километров. Но этот срок может быть и короче, даже при аккуратной манере езды. Достаточно лишь повредить защитный пыльник, и вся грязь будет скапливаться в уплотнение штока.
Наибольшему износу подвергаются задние амортизаторы, поскольку они имеют гораздо больший ход штока. При быстрой езде по ямам гидравлическая жидкость может попросту закипеть. Это одна из причин, почему амортизатор выходит из строя. Но чаще всего он течет – клапан теряет свою герметичность из-за сильного пробоя или удара. В результате внешняя сторона цилиндра покрывается маслянистой жидкостью. Как определить, что данный элемент вышел из строя? Очень просто – вы будете слышать характерный стук в подвеске «Лады Гранты». Причем он отчетливо заметен в салоне. Снаружи пробитый амортизатор практически не услышать. Этот стук насколько сильный, что перебить его не может даже хорошая музыка. Пробитый амортизатор вы услышите сразу.
Также отметим, что гасящий элемент меняется парно. То есть, в случае пробоя заднего левого меняется и задний правый амортизатор. Что касается передних стоек, они более «живучие». Зачастую они меняются уже в сборе с пружиной, поскольку выходят из строя не раньше чем через 150-200 тысяч километров.
Ответ эксперта
У меня был аналогичный стук, похожий на звук «ДУК-ДУК-ДУК». Звук такой же как на видео, только послабее.
С меньшей долей вероятности можно предположить, что в попал камушек в барабан, но это очень редкий случай.
Если у вас именно такой звук, то это почти стопроцентно тормозная колодка цепляет барабан. Осталось выяснить почему это происходит.
Изношенные или не верно установленные колодки
Вы когда снимали барабан, то смотрели на состояние износа тормозных колодок? Скорее всего у Вас либо на колодке, либо на барабане появились канавки, или нарушилась их геометрия. Необходимо снова снять задний барабан и провести более тщательную профилактику.
Часто такой звук возникает из-за того, что тормозные колодки своим торцом задевают за барабаны.
Правильно установленные задние тормозные колодки
Поломка тормозного цилиндра
Проверьте работу тормозного цилиндра
Также в моей практике случались случаи, когда виной появления посторонних звуков при торможении являлся неисправный тормозной цилиндр или распределитель тормозов. В данном случае, Вам необходимо поднять машину на подъёмнике, или вывесить оба колеса, и посмотреть с напарником, как схватывают задние колёса.
Тормозной цилиндр может подклинивать, и давать резкий удар колодкой в барабан. А потом в результате того же клина, колодка медленно возвращается на место, и слышны посторонние звуки.
Сайлентблоки
К 100 тысячам выходят из строя сайлентблоки поперечины и нижних рычагов. Признаки неисправности – глухой стук передней подвески «Лады Гранты». Автомобилисты рекомендуют менять данные элементы на полиуретановые.
Они отличаются более высокой прочностью и хорошим ресурсом. На заводе же устанавливаются резиновые сайлентблоки, которые плохо выдерживают удары наших дорог. Для замены нам нужно выпрессовать старый элемент. Сперва с него отрезается буртик, а затем при помощи оправки или зубила выбивается наружу. Запрессовка производится тисками. Важно соблюсти соосность и не перепутать сторону установки. Для более легкой запрессовки рекомендуется использовать смазку.
Также выходят из строя сайлентблоки стабилизатора поперечной устойчивости. Эти втулки тоже меняются на полиуретановые.
Сколы лакокрасочного покрытия Lada Granta
Первая поездка в г. Челябинск (150 км. от Златоуста) стала серьезным ударом по лакокрасочному покрытию (ЛКП). Какого же было мое удивление и досада, когда после первой же поездки я обнаружил многочисленные сколы на лакокрасочном покрытии (насчитал около 20 сколов). Причем они были не только на капоте, но и на дверях. Честно говоря, я был не готов к этому.
Теперь, чтобы наклеить «броню», сначала нужно подкрасить сколы карандашом и привести ЛКП в надлежащее состояние. Однако на улице зима, а при минусовых температурах в гараже это, мягко говоря, будет трудно сделать, поэтому ждем тепла… Весь процесс ремонта планирую зафиксировать и выложить в одном из выпусков БЖ. Ниже на фото можете посмотреть примеры сколов и их размеры.
Фото 1: Сколы ЛКП у Lada Granta
Может быть причина таких сколов не в качестве лакокрасочного покрытия как такового, а в особенностях нашей местности? Постараюсь наглядно продемонстрировать то, что имею ввиду.
Осторожно! На дороге «каменные пули»
На урале местность преимущественно гористая, а про Златоуст я вообще молчу :)). У нас в городе и за его пределами горизонтальные поверхности в большом дефиците в принципе! Поэтому, чтобы зимой машины не «складывались в кучку» под каждой горкой, дороги обильно посыпают «отсевом» (и не только дороги). Отсев щебня – это побочный продукт от переработки твердых горных пород или, попросту говоря, отходы производства. Поскольку в нашей территории много горнодобывающих предприятий, побочным продуктом которых и является «отсев», – его у нас как «грязи». На фото ниже видно, что он из себя представляет.
Фото 2: Отсев в качестве антигололедной посыпки
Теперь нетрудно представить, как эти «каменные пули» вылетают из под колес встречных авто и «атакуют» ваш автомобиль. Интересно, с какой скоростью они летят в объятия вашего лакокрасочного покрытия? Давайте подсчитаем. К примеру, вы двигаетесь по трассе со скоростью 100 км/ч, встречная «фура» мчится со скоростью 90 км/ч. Мелкий камешек, вылетающий из под колеса «фуры» тоже имеет свою скорость (+60 км/ч). Путем сложения скоростей, мы получаем ни много ни мало 250 км/ч. Примерно с такой скоростью эта «каменная пуля» вонзается в ваше ЛКП. И чем больше на дороге «отсева», тем выше вероятность попасть под «перекрестный обстрел». Какое ЛКП это выдержит? Да …, только полиуретановая бронепленка нам поможет (виниловую пленку даже не рассматривайте, это просто декор).
Причина неисправности
Основная причина неисправности элемента – нарушение герметичности пыльника. Как только он начинает трескаться, внутрь попадет грязь и пыль. Они действуют на шар как абразив. В результате появляется люфт и опора начинает разбиваться сама по себе. Возможен ли ее ремонт? Подвеска «Лады Гранты» устроена таким образом, что шаровые не подлежат восстановлению и меняются целиком на новые.
Данные элементы меняются комплектом. Цена двух шаровых – около 700 рублей. На СТО за установку возьмут порядка 600. Хотя их можно заменить своими руками. Все, что вам нужно: домкрат, яма, набор головок и специальный ключ под звездочку. Но обратите внимание, что болты в этом месте могут закисать. При замене есть большой риск слизать грани звездочки. Откручивайте все болты предельно аккуратно – не стоит давить через силу. Ресурс оригинальных шаровых опор – порядка 40 тысяч километров.
Ручки пассажирских дверей Lada Granta
Еще одну неприятность мне доставили ручки пассажирских дверей, которые очень быстро потеряли свой «первозданный вид». Серебристая краска на них стала облазить буквально с первых дней эксплуатации. На фото ниже видно, что я имею ввиду.
Фото 3: Ободранная обручальными кольцами краска на ручке дверей Lada Granta
Почему такое происходит? Краска как скребком сдирается обручальными кольцами на правой руке пассажиров, а за день таких пассажиров в такси может быть много. Перекрашивать накладки ручек – не вариант. Единственный способ на какое-то время сохранить «первозданный вид» дверным ручкам – это обтянуть их пленкой. Какая именно будет пленка в моем случае, пока еще не решил. В одном из следующих выпусков бортового журнала обязательно поделюсь решением этой проблемы.
Пожалуй, это все мелкие неприятности, которые обратили на себя мое внимание, и решением которых я планирую заняться в ближайшее время. До новых встреч в новых выпусках БЖ!
Ступичный подшипник
Данный элемент служит для равномерного вращения колес автомобиля. На «Гранте» стоит 4 таких подшипника. В среднем их ресурс составляет 100 тысяч километров. Каковы признаки неисправности? Главный признак – характерный гул при движении. Он может усиливаться, если автомобиль входит в поворот. Гул может возникать с любой из сторон автомобиля, в зависимости от того, какой подшипник рассыпался. Меняется он в сборе на новый, и неважно, задняя подвеска «Лады Гранты» это или передняя. Выпрессовывается при помощи съемника со специальными лапами. Запрессовка происходит на тисках. Важно соблюдать соосность при запрессовке. Если подшипник криво установлен, он будет подвергаться высоким нагрузкам и может рассыпаться уже через тысячу километров.
Основной враг подшипника – это влага. Поэтому при установке так важно обеспечить герметичность элементу. Некоторые производители закрывают его специальным колпачком (он надевается на крепежную гайку), который будет препятствовать попаданию соли, воды и прочих реагентов внутрь. Но как только пыль проникает на подшипник, последний начинает работать не в своем температурном диапазоне. В результате вымывается смазка, а грязь действует как абразив. Несвоевременная замена данного элемента может спровоцировать внезапный клин колеса, что чревато последствиями.
Дребезг боковых стекол Lada Granta
На момент покупки Гранты, на улице стояли плюсовые температуры, но вскоре началась зима, а с ней появился и дребезг боковых стекол в дверях. Особые проблемы начали доставлять задние стекла. Если на передних дверях у меня стоят электростеклоподъемники и я в любой момент могу «подтянуть» стекло вверх, то на задних дверях установлены обыкновенные «весла», которые в процессе езды почему-то постоянно опускаются вниз вместе со стеклом. От этого стекла начинают греметь еще сильнее.
Ощущения очень неприятные, особенно, когда везешь пассажира, а внутри все гремит и дребезжит. Пассажир, наверное, думает: «Что это за корыто?… А на вид вроде новая». Понятно, что этот дребезг легко устраняется путем установки шланга в уплотнитель (в интернете полно видео на эту тему). Однако на дворе зима и в гараже холодно, поэтому «дребезг» оставил в покое до лучших времен, а пока решил просто периодически подкручивать задние стекла.
Для начала о том, что и почему скрипит
Торпедо, «приборка», как только не называют приборную панель, которая располагается в салоне под лобовым стеклом, непосредственно перед водителем и пассажирским сидением. Задача у панели приборов, как правило, чисто эстетическая, она скрывает большое количество проводов и агрегатов, расположенных в салоне, делая его более привлекательным. Также на панели приборов нередко располагаются различные гаджеты, пассажирская подушка безопасности и непосредственно электронная панель приборов (спидометр, тахометр и другие индикаторы и контрольные лампочки).
В большинстве случаев торпедо изготавливают из упругих, но не твердых материалов, изначально такое решение преследовало одну цель — обеспечение безопасности в случае ДТП. Однако с появлением Airbag или проще говоря «подушек безопасности», панель приборов стала не более чем просто красивой полкой, дизайном которой занимаются целые креативные студии, дабы привлечь внимание привередливого покупателя. В основном «приборку» изготавливают из мягких пенистых составов, на основе пенополиуретана или полиолефина, которые плохо переносят перепады температур и повышенные вибрации. Последнее очень актуально для наших дорог, которые больше напоминают испытательную трассу или стиральную доску, и уж никак не дорогу общего пользования.