Тест водяных насосов для Lada Priora: оригинал против восьми деталей от независимых производителей

Журнал «Движок» продолжает испытывать на ресурс и эффективность запчасти и компоненты для популярных в России автомобилей. На сей раз в нашу тестовую лабораторию попали водяные насосы для весьма востребованной в российских регионах вазовской модели Lada Priora.

Первые системы охлаждения двигателей на автомобилях были испарительными и вообще не оборудовались насосами — работали по принципу кипящего чайника. Вода в блоке и головке цилиндров испарялась от нагревания и таким образом забирала излишнее тепло у работающего двигателя. С такой системой охлаждения двигатель мог расходовать до 150 литров воды на 100 км пробега, поэтому водителю приходилось постоянно следить за уровнем воды в системе охлаждения и доливать ее.

Следующим этапом развития стало появление замкнутых систем с принудительной циркуляцией жидкости. Конструктивно водяной насос представляет собой относительно простое изделие, состоящее из пяти частей: корпуса, в котором запрессован подшипник, сальника, защищающего подшипник от охлаждающей жидкости, крыльчатки и шкива.

Тестовые образцы

Для проведения испытаний мы выбрали наиболее распространенную модель водяного насоса с оригинальным номером 21126-1307010, в простонародье более известного как «приоровская помпа», которая с 2007 года и до сих пор устанавливается на все 16-клапанные вазовские моторы объемом 1,6 литра. На эти двигатели штатно ставится ремень Gates с полукруглым профилем зуба и автоматическим натяжным роликом. Заявленный ресурс ремня превышает 100 тыс. км, так что водяной насос должен служить до плановой замены ремня ГРМ.

Где находится водяная помпа на Ладе Гранте

Независимо от модификации технического средства, количества предустановленных клапанов водяной насос установлен в моторном отсеке. С торцевой части двигателя, внизу, ближе к шкиву коленчатого вала.

При необходимости проведения профилактики и замены, насос демонтируют вместе с ремнем приводных механизмов, шкивом коленвала.

Изымают помпу через проем в колесной арке автомобиля, предварительно поддомкратив правую сторону машины. Некоторые мастера СТО практикуют демонтаж через верх моторного отсека, кому как удобней.

Методика испытаний

Каждая помпа была установлена на специальный стенд ресурсных испытаний. Он представляет собой нерабочий «восьмерочный» двигатель ВАЗ с вынутыми шатунами и поршнями, установленный на раму, с собранной штатной системой охлаждения, в которую смонтированы расходомер и нагреватель жидкости. Таким образом, получившееся сопротивление системы охлаждения у испытательного стенда наиболее точно соответствует реальному на автомобиле.

При кажущейся однотипности водяных насосов и крыльчаток расходные характеристики насосов будут отличаться в зависимости от диаметра крыльчатки, толщины, профиля и высоты лопастей, а также чистоты их поверхности (шероховатости). Важнейший параметр водяного насоса — так называемый «вылет крыльчатки», а именно расстояние от лопастей до ответной части помпы. Производительность помпы находится в обратной кубической зависимости от этого расстояния: чем ближе лопасти, тем меньше гидравлические потери и тем выше подача.

Производительность водяного насоса напрямую влияет (при условии исправного термостата) на стабилизацию температуры двигателя, количества тепла в салоне и исключения так называемого «термошока», который происходит при резком сбросе оборотов нагруженного двигателя. При этом резко падает расход прокачиваемой через горячий блок цилиндров жидкости, вследствие чего в нем резко начинает возрастать температура. К слову, в современных автомобилях для устранения подобных явлений установлены управляемые электрические помпы, в которых алгоритм работы привязан в первую очередь к температуре жидкости в блоке цилиндров, а не к оборотам двигателя.

Признаки поломки помпы

Говорить о неисправности помпы можно, если у вас присутствуют следующие неисправности:

  1. Уровень охлаждающей жидкости в бачке уходит до минимума. Эта причина самая распространённая, так как именно так можно понять, что ОЖ постоянно уходит из-за протечек. Они могут быть как в самом бачке, патрубках, или в местах их соединений, а так же непосредственно в радиаторе. Только лишь проверив всю систему, можно быть уверенным, что причина кроется не в этом.

Результаты

После установки мы сняли расходные характеристики помп на различных оборотах. Результаты испытаний приведены в таблице.

Предсказуемо заниженные показатели расхода у помпы «Кедр» легко объясняются шершавой чугунной шестилопастной крыльчаткой без импеллера, которая использовалась еще во времена выпуска вазовских «восьмерок». Импеллер — это невысокая крыльчатка, которая находится на оборотной стороне основной крыльчатки. Его предназначение — гидравлически разгружать уплотнение «вал — корпус». Не менее важно наличие отверстий в основании крыльчатки — они также способствуют уменьшению нагрузки на торцевое уплотнение вала с корпусом.

Лидерами по расходу являются помпы ТЗА (за счет использования крыльчатки новой собственной конструкции) и LUZAR, крыльчатка у которой при внешней одинаковости более развита (высота лопастей крыльчатки больше некоторых представленных в тесте образцов на 3 мм). Обе эти помпы также имеют наименьший зазор между корпусом блока и торцов крыльчатки, что сильно уменьшает гидравлические потери и увеличивает расходные характеристики.

Dolz


Компания существует с 1934 года. Она выпускает водяные насосы, как для легковых, так и для грузовых автомобилей. 95% помп на европейских машинах именно этой марки. Плюсы:

  • Долговечность;
  • Надёжность;
  • Распространённость;
  • Защита от подделок.

Минусы:

  • Высокая стоимость.

Стоимость около 1000 рублей.

Испытания на ресурс

Помимо расходных характеристик наиболее важным параметром помпы является ее ресурс. Программа испытаний на ресурс помпы включает 500 часов наработки или до появления протечки жидкости через контрольное отверстие. Помпа приводится во вращение электродвигателем с постоянной скоростью вращения шкива 3000 об/мин.

Кажется, что при среднестатистической скорости движения автомобиля 40 км/ч ресурс на стенде составит всего лишь около 20 тыс. км пробега, однако стоит учитывать, что в систему охлаждения залита водопроводная вода для ухудшения условий работы сальника помпы, так как при работе на горячей воде происходит коррозия чугунного блока двигателя и стальных трубопроводов, поэтому механические частицы ржавчины должны быстрее вывести сальник помпы из строя, вследствие чего произойдет протечка. Нагреватель жидкости поддерживает постоянную температуру 85 ± 2 °С. Испытание на качественном антифризе, который будет гасить образовывающуюся коррозию деталей, заметно повысит продолжительность испытаний. После каждой испытанной помпы вся вода сливалась из системы и при установке следующей заливалась новая.

Первой вышла из строя помпа Finwhale: через 88 часов наработки через контрольное отверстие начала капать вода, что свидетельствовало о начавшейся протечке керамического сальника.
Следом потекла помпа Hofer — после наработки 202 часа, затем «пустила слезу» со смазкой помпа DOLZ — после 207 часов работы. ТЗА продержалась 407 часов до протечки, «Кедр» выдержал 476 часов.

После 207 часов работы помпа DOLZ «пустила слезу» со смазкой



Помпа ТЗА продержалась до протечки 407 часов



Помпа Hofer потекла после 202 часов наработки (слева). Помпа марки «Кедр» выдержала на ресурсном стенде до протечки 476 часов (справа).
У оставшихся помп видимых следов протечки за 500 часов работы обнаружено не было, но после 300 часов наработки у помпы Fenox отчетливо стал слышен шум подшипника, а у помпы LECAR в подшипнике появился периодический грохочущий звук ближе к концу ресурсного испытания.

По окончании испытаний корпус каждой помпы был распилен на две половины для осмотра на предмет наличия следов протечки. Тогда и выяснилось, что шум подшипника помпы LECAR был вызван начавшейся протечкой керамического сальникового уплотнения, при этом не набралось еще достаточного количества жидкости для вытекания наружу.

Шум подшипника помпы LECAR был вызван начавшейся протечкой керамического сальникового уплотнения. Выяснилось это после того, как корпус изделия был распилен на две половины

Выбор помпы: отзывы, рекомендации

  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить

#81 Илья_007

  • Пользователи
  • 377 сообщений
  • Регистрация 14-Май 11
  • Откуда: Сумы
  • Авто: 2102

Про фенокс, уже всем известно что ихние запчасти — уг, может не все, но большинство.

  • Наверх
  • Жалоба

#82 PJR

  • Пользователи
  • 1 532 сообщений
  • Регистрация 29-Июнь 12
    • Откуда: Запорожье
    • Авто: 2101, 2112, Cordoba

    Думал понадеятmся на то, что дешевый фенокс покупают намного чаще, поэтому и чаще плохие отзывы плохие в случае если брак, теперь уже буду по другому относится к запчастям этой фирмы. Планирую взять или Лузар или ТЗА, завтра уже точно решу.

    Выяснилось что подтекало в месте соединения крышки с корпусом, видно плохо прокладку старую очистил, сделал заново все более тщательно, пробная поездка показала что все норм пока, а возле краника подтекало в месте соединения с печкой из-за того что в печке плоскость прилегания была неровной — помялась когда то во время присоединения, так что фенокс пока стоит, купленную ТЗА верну в магазин.

    И всетаки сдал я фенокс в магазин — возле дренажного отверстия иногда был тосол, а фенокс на сайте заявляет о 100%й герметичности помп — значит брак!

    Сообщение изменено: PJR, 09 Февраль 2013 — 23:43.

    • Наверх
    • Жалоба

    #83 Menor

  • Пользователи
  • 2 099 сообщений
  • Регистрация 04-Июнь 10
    • Наверх
    • Жалоба

    #84 Fast

  • Пользователи
  • 2 100 сообщений
  • Регистрация 18-Декабрь 11
    • Наверх
    • Жалоба

    #85 Golandetc

  • Пользователи
  • 116 сообщений
  • Регистрация 24-Сентябрь 11
    • Наверх
    • Жалоба

    #86 ASDb

  • Пользователи
  • 188 сообщений
  • Регистрация 11-Июль 07
    • Наверх
    • Жалоба

    #87 Илья_007

  • Пользователи
  • 377 сообщений
  • Регистрация 14-Май 11
    • Откуда: Сумы
    • Авто: 2102

    Сообщение изменено: Илья_007, 10 Февраль 2013 — 00:04.

    • Наверх
    • Жалоба

    #88 Alf_03

  • Пользователи
  • 301 сообщений
  • Регистрация 09-Апрель 10
  • Сообщение изменено: Alf_03, 27 Март 2013 — 13:08.

    • Наверх
    • Жалоба

    #89 Andryuha

  • Пользователи
  • 502 сообщений
  • Регистрация 26-Январь 10
    • Наверх
    • Жалоба

    #90 Сергей72

  • Пользователи
  • 2 564 сообщений
  • Регистрация 04-Ноябрь 11
    • Наверх
    • Жалоба

    #91 Бакс

  • Модераторы
  • 12 568 сообщений
  • Регистрация 23-Август 06
    • Откуда: Чернигов
    • Авто: 01, 2106-2шт, 21213, BMW, Audi

    АВТОЗАПЧАСТИ ВАЗ (завод и Европа ) и ИНОМАРКА, В НАЛИЧИИ И ПОД ЗАКАЗ, доставка из ОАЭ, Европы, США. Огромный ассортимент масел: MOTUL, KROON OIL, COMMA, VATOIL, ZIC, LIQUI MOLY, CASTROL и множество других ПИШИТЕ В ЛИЧКУ или ЗВОНИТЕ 07311ноль2000

    • Наверх
    • Жалоба

    #92 .СЕРЕГА..

  • Пользователи
  • 501 сообщений
  • Регистрация 26-Январь 11
    • Наверх
    • Жалоба

    #93 Бакс

  • Модераторы
  • 12 568 сообщений
  • Регистрация 23-Август 06
    • Откуда: Чернигов
    • Авто: 01, 2106-2шт, 21213, BMW, Audi

    АВТОЗАПЧАСТИ ВАЗ (завод и Европа ) и ИНОМАРКА, В НАЛИЧИИ И ПОД ЗАКАЗ, доставка из ОАЭ, Европы, США. Огромный ассортимент масел: MOTUL, KROON OIL, COMMA, VATOIL, ZIC, LIQUI MOLY, CASTROL и множество других ПИШИТЕ В ЛИЧКУ или ЗВОНИТЕ 07311ноль2000

    • Наверх
    • Жалоба

    Водяные помпы каких фирм доступны на рынке

    Производителей комплектующих для данного автомобиля если не сотни, то 3-4 десятка точно. В кругу опытных специалистов сформировался так называемый костяк, состоящий из насосов 5 ведущих производителей:

    General Motors (GM)

    PHC

    HQ

    Luzar

    Koreastar

    Конечно же, существуют помпы и многих других производителей, которые можно свободно задействовать в Дэу Ланос.

    Бесспорным лидером является помпа производства General Motors. Насос GM имеет качественную подгонку корпуса. То есть при установке мастеру не придется допиливать и шлифовать кромки. При этом все корпусные материалы изготавливаются из надежной и долговечной стали. Стоит помпа General Motors для установки на автомобиль Daewoo Lanos в районе $ 40.

    Фирменная помпа GM не комплектуется ни прокладкой, ни болтами. Все дополнительные комплектующие нужно заказывать отдельно.

    Помпы торговых марок PHC и HQ имеют южнокорейские корни. По внешнему виду насосы этих фирм практически неотличимы. Единственное что, так это на корпусе насоса HQ есть лазерная гравировка с названием компании.

    Водяные помпы данных брендов комплектуются лопастной крыльчаткой из пластика. Но вмесите с самом насосом предоставляется и уплотнительное кольцо, а также крепежные болты (болты прилагаются не всегда). Помпы данных фирм стоят около $ 17-20.

    Помпа Luzar – это бюджетное решение насоса. Стоит насос ОЖ данной торговой марки около $ 12. Все элементы насоса являются стальными. В наборе есть прокладка, могут быть и болты. Многие мастера отмечают, что при установке помпы Luzar возникает необходимость обтачивать посадочное место, так как насос не становится на свое место без доработки. Но несмотря на это помпы данной торговой марки обладают солидным рабочим ресурсом.

    Лучшая Помпа для приоромотора

    Мужики.Собираюсь махнуть помпу, хочу на днях заказать — но вот до сих пор не определился — выбираю из Pilenga WP-P 2170 , Hepu P625, DOLZ L125 Может ещё чего посоветуете?

    помпа очень важный элемент для приородвигателя.поршневая родная стоИт без проточек?про загиб клапанов в курсе? не знаю о перечисленных тобой помпах. почитай вот эту тему для информации.

    Поршневая родная. Про загиб в курсе. На Приоро форуме и Калино форуме эти помпы сейчас рулят. Родные ТЗА — лотерея, как повезёт, могут накрыться чере3 2-3 тыс., а могут и 80 отходить. Родная прошла 43 тыс. — летом будет 50 тыс. — небольшой люфт. Ролики и ремень поменяны этой зимой, т.к. при заводе в мороз треснула прокладка маслонасоса и ремень был забрызган маслом.

    ну погоди.мож приороводы местные чего посоветуют путёвого..

    Если на приороводе обитаешь смысл тут то спрашивать? Там народ намного более компетентный в этих вопросах.

    Хепу хорошие помпы, но под приорозуб не было их. Может сейчас что изменилось. Кто-то тупо забивал на разницу в профиле зубцов и ставил их.

    Имхо ТЗА с проверкой подлинности. И следить время от времени. У меня тоже 50 тык сейчас, все родное в ГРМ.

    Дак вот взял осенью помпу ТЗА Премиум, хотел менять, как потеплеет, проверку прошла, но пролежала, при чем в комнатной температуре и сейчас вращается с затруднениями, с явно различаемым закусыванием. Сразу желание ставить отпало — ищу достойную альтернативу.

    А в магазине плавно вращалась или не проверял?

    Проверял — вращалась нормально, проверку прошла через смс и потом на сайте. Смазка внутри дрянь — от лежания перестала вращаться.

    Я бы взял ТЗА или лузар-дешево и качественно,все равно менять через 60 тыс.км.На 2115 ставил ТЗА-проблем не было.Вот ссыль,почитайhttps://www.zr.ru/archive/zr/2009/06/ohladit-pyl

    Кстати вчера, прошприцевал смазкой плохо крутящуюся новую ТЗА Премиум, что полгода лежала и засохла. Выкрутил стопорный винт — там какая-то белая смазка, которой ну очень мало. Шприцом вдавил примерно 1,5 кубика высокотемпературной смазки Castrol и ручками поразрабатывал. И помпа стала вращаться ещё лучше, чем когда я её покупал. Так что, приобретая помпу в любом случае, добавляйте смазки — там её экономят (я про ТЗА). Сейчас хочу попробовать прошприцевать ту, что стоит на авто. Это сделать сложнее, но может быть удастся.

    Но альтернативу брать буду. В лотерею мне не везёт

    Если на приороводе обитаешь смысл тут то спрашивать? Там народ намного более компетентный в этих вопросах.

    Хепу хорошие помпы, но под приорозуб не было их. Может сейчас что изменилось. Кто-то тупо забивал на разницу в профиле зубцов и ставил их.

    Имхо ТЗА с проверкой подлинности.

    И следить время от времени. У меня тоже 50 тык сейчас, все родное в ГРМ.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]