Тест Lada Priora с «роботом»: альтернатива привычной «механике»


Lada Priora


Lada Priora с роботизированной КП: от 428 000 руб.
Lada Priora с роботизированной КП: от 428 000 руб.

Lada Priora с роботизированной КП: от 428 000 руб.

Идея автоматизировать механическую коробку родилась около пяти лет назад. В проекте модернизации агрегатов для переднеприводных моделей, включая внедрение коробок с тросовым приводом ВАЗ‑2180 и —2181, пятым пунктом стояла задача разработать роботизированную версию.

Роботизированная коробка на «Лада Приора»: преимущества и недостатки, отзывы владельцев

Коробка робот на Lada Priora является неким гибридом, промежуточным вариантом между механикой и АКПП. Соответственно, преимущества и недостатки вытекают из ее конструкции. В агрегате реализована концепция «защита от дурака», когда полностью исключается случайное включение передачи, которое может повлечь резкую перегрузку двигателя. Переход в ручной режим допускает понижение передачи на одну скорость, что предохраняет трансмиссию и силовой агрегат от перегрузок.

Если есть намерение приобрести автомобиль «Веста», «Гранта» или «Приора» робот, отзывы владельцев помогут лучше понять работу и удобство пользования этим типом трансмиссии.

Lada Priora

Первые реальные шаги сделали совместно с Magneti Marelli, но предпочтение отдали более гибкой системе немецкой фирмы ZF. Она состоит из двух отдельных электромеханических устройств (актуаторов): одно выжимает сцепление, а другое переключает передачи. Разработали три компоновочных варианта — соответственно, для «Приоры», «Калины»/«Гранты» и перспективной «Весты». Запускать решили на «Приоре». И вот он — серийный образец! Сразу скажу: ожидал худшего. Автоматизированная коробка «Приоры» совсем не вызывает раздражения. Задержки при переключениях неизбежны, но они терпимые. И со ступеньки на ступеньку коробка переходит плавно. Можно, конечно, изменить прошивку и добавить коробке расторопности, но при этом езда станет дерганой и синхронизаторы долго не проживут.

Отзывы приороводов об АМТ

Об автомобиле «Приора» робот владельцы в отзывах говорят, что АМТ менее чутко, чем АКПП, реагирует на необходимость смены передач. В автоматическом режиме интенсивный разгон, по отзывам, недостижим. Требуется переход на мануальное понижение передачи с последующим возвратом в автоматический режим. Активная езда на роботе затруднительна, поскольку его адаптация осуществляется в статическом режиме, который не учитывает сокращение времени реакции в динамическом режиме. Одним словом, робот плохо обучаем под индивидуальный стиль вождения, наоборот, водителю требуется привыкнуть к алгоритму работы робота.

Что касается обслуживания, то отзывы владельцев о «Ладе Приора» с коробкой-робот свидетельствуют: процедура адаптации, которая обязательна после ремонтных работ и замены сцепления, при плановом ТО проводится на СТО не всегда. Хотя она не требует никаких затрат в виде запасных частей и занимает несколько минут.

Причиной неправильной работы коробки робота чаще всего бывают поломки механики или актуаторов.

Удобство и комфорт

По сравнению с механикой, роботизированная КПП обеспечивает больший уровень комфорта при езде за счет избавления водителя от постоянной работы рычагом выбора передач и педалью сцепления. Благодаря электронной системе управления, не связанной механически с трансмиссией, шум от работы коробки в салон почти не проникает.При необходимости можно перейти на ручное переключение передачи. В целом коробка робот «Лады», согласно отзывам, не любит резкий стиль езды и концепция оптимизирована под максимальный комфорт и плавность при вождении машины.

Надежность

Работа актуаторов не вызывает нареканий, отзывы о коробке-робот «Приоры» согласуются со сроком службы узла, по заверениям производителя, до 10 лет. Они рассчитаны на весь срок эксплуатации коробки. Однако за счет отсутствия механического связующего узла, управляющего переключением передач и выключением сцепления, в целом надежность работы трансмиссии не повысилась. Заблокировать ее работу может поломка узла, сильный перегрев либо переохлаждение. В последнем случае может срабатывать сигнал недостаточной зарядки аккумуляторной батареи при включенных потребителях энергии. Отзывы о роботизированной коробке «Приоры» сходятся на том, что для холодных регионов требуется повышенная емкость аккумулятора и регулярная его проверка на потерю емкости.


«Лада Приора» робот

Отзывы о «Приоре» на роботе подтверждают фактор надежности агрегата, если в комплекте с ним использовать качественное сцепление (VALEO, SACHS, LUK и т. п.) и регулярно смазывать актуаторы (примерно через 50000 км).

Lada Priora

В ручном режиме КП переключается чуть быстрее. Но мне больше по душе плавный автоматический режим — немного поиграв с переключениями, я снова возвращаю селектор в положение А. Коробка хорошо понимает команды. При резком нажатии на газ довольно быстро подтыкает пониженную и дольше удерживает передачу, давая двигателю раскручиваться до оборотов максимальной мощности. Попробовал трогаться на подъеме — далось легко, поскольку на небольшом уклоне машину не надо удерживать ручником. При нажатии на газ сцепление быстро, но без рывка замыкается и автомобиль не успевает откатиться. Для сравнения я прокатился на Citroen DS3. Именно его коробку взяли за образец, настраивая «робот» Priora. Разницы я не почувствовал.

РОБОТ ПРОТИВ «ДЖАТКО»

Первыми из ВАЗов автоматическими трансмиссиями обзавелись «Гранта» и «Калина» — четырехступенчатым гидромеханическим автоматом «Джатко». А на «Приору» уже с сентября начали устанавливать робот, и, судя по всему, некоторое время эти два направления будут развиваться параллельно. И у робота, и у автомата хватает как достоинств, так и недостатков. Несмотря на современную систему управления и хорошо подобранные настройки, роботизированной механике с одним сцеплением тяжеловато тягаться с классическим автоматом в комфорте езды. Но и у робота есть козырь — он экономичнее. А это немаловажно для покупателя бюджетного автомобиля. Посмотрим, чья возьмет.

Андрей Кочетов

Андрей Кочетов, руководитель тестовой группы: − Ни для кого не секрет, что всякого рода автоматичес­кие и автоматизированные трансмиссии на легковых автомобилях сегодня уже заметно популярнее «механики». Вопрос цены, который особо остро стоит в самом доступном сегменте рынка. В нашем случае найдена почти панацея — «робот» за доплату всего в 20 000 руб. Конечно, активные водители, которые уже привыкли дергать ручку МКП и, поигрывая сцеплением, чуть ли не с дымом из-под колес стартовать со светофора на своих «ласточках», — для этого «робота» не покупатели, зато остальные будут рады в пробках дать отдых левой ноге…

Основные преимущества и недостатки АМТ на «Приоре»

Коробка робот на Lada Priora является неким гибридом, промежуточным вариантом между механикой и АКПП. Соответственно, преимущества и недостатки вытекают из ее конструкции. В агрегате реализована концепция «защита от дурака», когда полностью исключается случайное включение передачи, которое может повлечь резкую перегрузку двигателя. Переход в ручной режим допускает понижение передачи на одну скорость, что предохраняет трансмиссию и силовой агрегат от перегрузок.

По сравнению с механикой

Сравнение с механической КПП вытекает из отличий в механизме привода переключения передач и сцепления. Недостатки связаны с несовершенством исполнительных механизмов узла переключения. Отзывы владельцев «Приоры» с коробкой робот выявили следующие преимущества по сравнению с механикой:

  • экономичность;
  • снижение шума в салоне;
  • уменьшение вибраций рычага КПП;
  • свободу рук от постоянного переключения передач.
  • ограниченный срок службы дорогостоящих импортных актуаторов;
  • рывки и замедленность включения передач;
  • провалы при переключении передач.

По сравнению с гидроавтоматом

Сравнивая отзывы владельцев «Приоры» о роботе и АКПП, можно выявить наиболее явные различия между ними. Среди преимуществ РКПП следующие:

  • экономичность;
  • выносливость к повышенным нагрузкам (плохая дорога, пересеченная местность);
  • стоимость узла и его обслуживания ниже, чем у АКПП.

Сравнение коробок передач

  • неравномерность переключения 1-й и 2-й передач;
  • необходимость в периодической регулировке;
  • проблематичность ремонта актуаторов (только замена);
  • повышенный шум на верхних передачах.

Конструкция роботизированной кпп АМТ или ВАЗ 2182

Идею создания собственного автомата очень много лет вынашивали конструкторы АвтоВАЗа, но квалификации не хватало. Поэтому снова решили обратиться к зарубежным специалистам.

Сперва переговоры довольно долго велись с известной итальянской компанией Magneti Marelli, но полученное позже предложение немецкого концерна ZF оказалось гораздо более выгодным. В результате руководство АвтоВАЗа решило оснастить самую современную на данный момент отечественную механику ВАЗ 2180 электромеханическими актуаторами от немецкой компании.

А

— актуатор включения сцепления;
Б
— актуатор переключения передач;
В
— вилка включения сцепления;
Г
— датчик скорости на первичном валу;
Д
— ручка управления в салоне.

1

— шток выбора передач;
2
— привод включения передач;
3
— привод выбора передач;
4
— электромоторы.

1

— приводная шестерня;
2
— шток вилки сцепления;
3
— компенсатор износа;
4
— компенсационная пружина;
5
— электромоторы.

В итоге получился типичный робот с электрическим приводом единственного диска сцепления. Такие модели были популярны у европейских либо японских производителей лет десять назад. На данный момент почти все ведущие автомобильные концерны мира от них давно отказались в пользу еще более современной трансмиссии: преселективных роботов с двумя сцеплениями.

Этот выпуск Ладной механики целиком посвящен самой первой отечественной РКПП.

  • Аналогичные трансмиссии других производителей:

СЛОВО ЭКСПЕРТУ

Владимир ПЕТУНИН, руководитель проекта по автоматизированным трансмиссиям

Автоматизированная трансмиссия — это бюджетная конструкция, которая лучше всего подходит для недорогого автомобиля. Несмотря на это, главная цель, которую мы ставили при создании робота, — добиться максимального ездового комфорта и приблизиться по характеристикам к более дорогим и сложным агрегатам. На мой взгляд, команда прекрасно справилась с поставленной задачей.

ПЛЮС Простой и недорогой способ избавиться от третьей педали и при этом сохранить расход топлива, как у механики

МИНУС Уступает более дорогим агрегатам в комфорте и быстродействии

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]