Стив Маттин начало карьеры
На дворе 1997 год и журнал «Autocar» называет 33-х летнего Стива Маттина дизайнером года за создание образа А-класса Mercedes-Benz. Миниатюрный А-класс был только началом, дальше последовал дизайн величественного Maybach, S-class, ML-class 2005 года, сдвоенная головная оптика SL-Class тоже дело рук Маттина.
Но все эти, безусловно отличные, работы просто меркнут перед дизайном Mercedes-Benz SLR McLaren. Именно силуэт этого автомобиля был знаком каждому мальчишке в 2000-x годах.
Mercedes-Benz SLR McLaren
Лада Веста — платформа из какого ты теста
Лада Веста вернее ее платформа, была построена, первоначально на базе«Lada B», которая в свою очередь была продолжением платформы «Lada C» (2006год) — совместного проекта АвтоВАЗа и канадской . Эта интересная платформа имела в особенности, очень красивый дизайн, высокие показатели краш-тестов (13 баллов из 16 по EuroNCAP), высокий коэффициент сопротивления (0,32). Однако в серию не пошла, а с приобретением части акций АвтоВАЗа концерном Renault-Nissan , а также приходом к руководству Бо Андерссона, платформа стала все больше унифицироваться с продуктами Renault-Nissan. Если уточнить, на какой построен платформе автомобиль сейчас, то увидим собственную платформу , основанную на «Lada B», но с дизайном разработанным Стивом Маттином для LADA XRAY . И действительно, мы видим много общего в дизайне обоих автомобилей. Многие элементы Лады имеют много общего также с автомобилями концерна Renault-Nissan. Что, несомненно помогает унификации деталей.
Бо Андерссон, когда задавался вопросом, автовазу на базе чего строить новую модель, вполне логично решил, что Лада Веста новый автомобиль и платформа должна быть своей, и давно разрабатываемой. Этим параметрам подходила платформа «Lada B». Она имела историю разработки с 2006 года. А значит, была хорошо проработана. Проект Vesta имел современный дизайн и должен был произвести фурор, что и произошло, благодаря дизайну Стива Маттина. Многие удачные разработки концерна Рено — Ниссан также нашли применение там, где аналогичные российские не отвечали требованиям качества, надежности или технологичности
Часто спрашивают, « чья у автомобиля большая составляющая в разработке платформы – российская или французско-японская?» Всеми признано, что серийная веста , имеет оригинальную платформу, основанную на российских разработках.
Проект веста предусматривал дальнейшее развитие платформы. Концепт Весты , также, предусматривал унификацию деталей с другими моделями концерна Renault — Nissan, и АвтоВаза. Что с успехом было достигнуто.
Кузовов Веста несколько. В 2022 кузов седан пополнился универсалом. В перспективе и другие модели кузова. Все кузова оцинкованы с внешней стороны, соприкасающейся с агрессивной средой. Оцинкован кузов с 6-летней коррозийной стойкостью (ни одна Лада с такой гарантией до этого не выпускалась). Высока и жесткость кузова на кручение. По уровню безопасности Веста получила 4 балла из 5 , опередив, таким образом, даже некоторых иностранных конкурентов. Однако надо учитывать, что это тесты были внутрироссийскими и проводились с машинами, выпускаемыми в России, как например Ford Focus и Renault. Окончательный результат следует ожидать от тестов проведенных иностранцами.
Седан веста отличает элегантный внешний вид и комфорт. Универсал позволил еще больше использовать внутреннее пространство автомобиля.
Многие элементы lada Vesta являются совершенно оригинальными. Например, оригинальная L- образная передняя подвеска с поворотными кулаками. Некоторые элементы заимствованы от Renault Megane — рулевое управление, к примеру. Новым явился кузов с подрамником, на котором крепится двигатель, раньше такого на Ладах не применялось. Задняя подвеска у Vesta были скопирована с Renault Megane.
У Лады Весты более широкая колея кузова, чем у таких же в классе — 1510 мм, а значит она более устойчива на дороге, больше места водителю, особенно пассажирам на заднем сиденье, колесные арки более раздвинуты, полезный объём багажника также увеличен. Увеличенная колесная база — 2635 мм, это даже больше чем в классе «C»!, а Веста конкурирует с классом ниже!
Клиренс не маленький — 171 мм (при полной нагрузке), что для России, ее дорог очень важно.
Благодаря большим размерам машины, подвеску смогли сделать с более длинным ходом — у передней ходы сжатия и отбоя составляют 82 и 88 мм соответственно, а у задней — по 100 мм.
Итак, мы видим, что основой кузова стала «LADA C», но с многочисленными доработками, задняя подвеска очень похожа на Renault Megane, передняя – разработана с нуля, рулевая – тоже практически идентична Renault Megane.
Важнейшей особенностью Лада Весты является система понижения шума и вибраций она была учтена уже при разработке кузова. Также как и элементы поглощения удара при фронтальном ударе.
Конструкция автомобиля предусмотрела анти гравийную защиту по всей нижней поверхности кузова. Её имеют и днище, и пороги автомобиля. А двери разработаны таким образом, чтобы исключить попадание снега внутрь салона при открывании дверцы зимой.
Линейка моторов от 1.6 литров, (106 л. с) до 1.8 л. (122 л.) с механической и автоматической коробкой передач, а также роботом.
Интересной разновидностью являются Весты с предустановленным газобаллонным оборудованием, что позволяет ездить как на экономичном газе, так и бензине.
В ближайшей перспективе производитель обещает также и дизельный двигатель, разработки Renault-Nissan.
Серийная Веста радует владельцев не только внешним видом, качеством исполнения деталей, но и ценой. Они начинаются от 594 900 , и вплоть до 824 400 рублей, в максимальной комплектации. Разумеется, цены у дилеров разные.
Президент авто концерна объявил, так же, что через некоторое время выйдет в свет LADA Vesta SW Cross и она вышла. Эта модель имеет черты кроссовера . Vesta SW Cross будет иметь большие размеры колес, дорожный просвет будет увеличен до 203 мм.
Стив Маттин в Volvo, а следом Россия и АвтоВАЗ
После успешной карьеры в Mercedes-Benz, в 40 лет Стив переходит в Volvo на должность главного дизайнера марки. Под его руководством были созданы дизайны: XC60, V40, S60. Для шведской марки это были одни из самых успешных лет.
Но как одного из лучших дизайнеров занесло на АвтоВАЗ? Честно сказать, дизайном автомобили АвтоВАЗа никогда не могли похвастаться: топорные, неудобные — их брали только из-за простоты и дешевизны.
Владельцы тех машин и в самом лучшем сне не могли представить, что буквально через несколько лет отечественные Лады будут на полном серьезе конкурировать с иномарками, пусть и не в премиальных сегментах.
Renault-Nissan и Стив Маттин спасает Ладу от убытков
А все изменилось с приходом Renault-Nissan, впервые LADA перестала кормить покупателей обещаниями по выпуску обновленных моделей. Первый проект был создана в кратчайшие сроки — это была Lada Granta.
В планах был не один проект, Гранта являлась только началом, для воплощения всех задумок требовался звездный главный дизайнер.
В списке рассматриваемых вакансий работа в АвтоВазе была на последнем месте, но поняв, что LADA является сильнейшим вызовом и ему придется создавать не просто модель, а лицо целого бренда с нуля, Стив согласился. Заняв место главного дизайнера, началась самая кропотливая работа — понять чего хочет русский человек, что его волнует, что ему нравится.
После долгих изысканий выбор пал на X- образный дизайн:
Vesta, X-ray, Granta — все они созданы в едином стиле. Стиву Маттину удалось сделать то, что не могли создать годами — единую концепцию, цельный образ, лицо марки. Получив компанию, которая выпускала архаичные автомобили (Ваз-2107, Приора были на конвейере), он проделал титаническую работу: создал профессиональную команду и заложил фундамент для дальнейшего развития.
И Лада преобразилась, стала самой популярной маркой в России — ее действительно полюбили по-настоящему и огромную лепту привнес в это Стив Маттин.
Экскурс в историю создания Лады Весты
Август 2014 года стал знаменательной вехой в истории LADA Vesta. Именно в это время Московский международный автосалон удовлетворил интерес общественности и представил концепт-кар, созданный в туринской студии Vercarmodel. По просьбе АВТОВАЗа были сделаны ещё пять образцов: один концепт LADA Vesta WTCC , а также по два концепта XRAY и LADA Vesta. По два концепта понадобилось в силу проходившей в то же время демонстрации в Тольятти.
По словам главного дизайнера АВТОВАЗа Стива Маттина, из-за недостатка средств серийные модели будут немного отличаться от представленных образцов. В предложенных на суд публики выставочных концепт-карах применяется максимально упрощённая начинка, и с помощью различных ухищрений приукрашивается внешний вид.
Кому принадлежит авторство интерьера автомобиля?
Авторство интерьера LADA Vesta принадлежит талантливому тольяттинскому дизайнеру Андрею Бессолицину, ранее плодотворно работавшему над обновлённой Приорой и Калиной-2. Блок управления климатической установкой Веста остался прежний, вазовский.
К новшествам относится мультируль, приборы в так называемых колодцах, обивка сидений оригинальным материалом с цветными декоративными вставками.
Салоны серийных автомобилей будут практически аналогичными, выгодно отличаясь от салонов моделей предыдущих лет, и человек, оказавшись за рулём LADA Vesta, как говорится, почувствует разницу.
Автомобиль, который планируется запустить в серию и концепт LADA Vesta имеют сходные размеры. Однако в концепте не найти ни одной серийной детали. Веста призвана стать заменой Приоре, детищу проекта Lada B, и будет посередине классов B и C.
Лада Приора с концептом имеют одинаковую длину в 4,35 м, но у LADA Vesta колёсная база составляет 2,65 м, что на 15 см больше, чем у Приоры.
Жюльен Друар, одиннадцать лет проработавший в дизайн-центре Renault, выигравший конкурс на экстерьер Весты, отвечает за внешний вид LADA Vesta. Позднее ему на правах более знающего и опытного специалиста доверили экстерьер LADA XRAY. Маттин и Друар стали участниками проекта не с первых дней его существования. До этого у тольяттинцев уже были неплохие собственные наработки и альтернативные варианты в пользу Нивы и Рено.
О заимствованиях
Многое из проекта C легло в основу платформы Весты, но немало и бесспорных удачных заимствований, к которым, к слову сказать, относится балка задней подвески от Рено. Хотя LADA Vesta проектировалась у нас в России, для создания концепта решено было обратиться в хорошо зарекомендовавшее себя ателье Vercarmodel, дизайнеры которого за последние два года отличились такими концептами, как Honda Civic Tourer Concept, Porsche Sport Turismo Concept, SsangYong SIV-I, Kia Provo, Changan CS95, Subaru Viziv Concept, Hyundai i-oniq.
Заключение
В основе каждого концепт-кара стоит абсолютно оригинальная технология, основанная на использовании бутафорских деталей интерьера и элементов кузова. Если же говорить конкретно, то концепт – это просто пенопластовый муляж, установленный на металлический каркас с колёсами и силовой установкой в виде электродвигателя, механической коробки передач и аккумуляторов свинцово-кислотного типа, расположенных в свободной полости моторного бокса и под багажным отделением.
Пенопластовые детали кузова изготавливаются на пятикоординатных станках по трёхмерным чертежам, созданным с помощью специальных компьютерных программ.
Основой для создания кресел служат сидения от других автомобилей, заново обклеенные поролоном и обтянутые кожей с целью придания нужной формы и вида.
Передняя панель состоит из фанерной основы и нанесённой на неё модельной ленты. Придают, так сказать, товарный вид при помощи плёнки, похожей по фактуре на имитируемый материал, кожу либо пластик. И только, пожалуй, стёкла и колёса можно назвать настоящими. Правда, колёса тоже апгрейдятся. С них срезается всё лишнее, а потом из модельного полимера оформляется новый внешний вид.
Когда всё готово, происходит сборка, подгонка и доводка. В итоге получается настолько реалистично, что даже продвинутому автомобилисту трудно догадаться, что перед ним лишь макет, который не сможет заставить насладиться ни шумом мотора, ни опьяняющей скоростью. Да этого и не требуется. Предназначение концепт-каров состоит в пробуждении интереса потенциальных покупателей, и надо полагать, что концепт LADA Vesta с этим справляется неплохо.
Смена дизайнеров
Время бежит и в январе 2022 года, проведя 9 лет на должности шеф-дизайнера, Стив Маттин уходит, но останется в качестве советника. Его пост займет француз из Dacia — Жан-Филипп Салар. В его послужной список входят такие модели как: Duster, Sandero, Logan, Arkana — надеемся, что кардинальных изменений во внешности, в сторону Логана, мы не увидим.
Хочется пожелать АвтоВазу не растерять все что было сделано, создано за последние 9 лет и сохранить свой X- образный стиль, и то наследие которое оставил Стив Маттин после себя.
Как живет в России главный дизайнер «АвтоВАЗа» Стив Маттин
Главный дизайнер «АвтоВАЗа» британец Стив Маттин уже четыре года живет и работает в России. Сменив Туманный Альбион на размеренную жизнь в Тольятти и еженедельные полеты в Москву на выходные, Маттин утверждает, что для него главное — призвание, а не окружение. Совсем недавно в России стартовало производство нового седана Lada Vesta, над обликом которого столько трудился иностранец. «Газета.Ru» поговорила со Стивом о контрастах, платных парковках, прыжках с парашютом и о том, как осенние листья на асфальте могут вдохновить на создание нового цвета для машин.
— Стив, вы уже четыре года работаете в России на «АвтоВАЗе». Это даже дольше, чем сам глава компании Бу Андерссон. Как вам жилось все это время в Тольятти и Москве, где у «АвтоВАЗа» также есть своя дизайн-студия?
close
100%
— Россия — огромная страна, и чем дольше я живу здесь, тем больше опыта получаю. Каждый день происходит что-то новое. Мне очень повезло, потому что, действительно, у меня есть два места, где я живу и работаю. И я могу видеть контрасты между Москвой и Тольятти. Для меня это важно, потому что четыре дня в неделю я работаю в Тольятти, а на пятый я могу думать о новых проектах и разрабатывать новые стратегии уже в столице. В Москве темп жизни гораздо выше, чем в Тольятти, все происходит очень быстро и очень быстро меняется. При этом город ориентирован на культурное развитие.
В Москве много отличий: например, другая мода, люди здесь ездят совсем на других автомобилях, здесь иная архитектура и интерьеры. Рестораны, культура, люди и их поведение — все очень отличается.
Московский офис позволяет мне все это получить, понимать русских людей и вдохновляться историей города и творческой атмосферой.
— Какие у вас любимые места в Москве?
— Я очень много гуляю, люблю ходить по центру, изучать жизнь города. У меня всегда с собой фотокамера, поэтому можно сказать, что с ее помощью я рисую всю картину своей жизни в России. Я впитываю все, что меня окружает, и стараюсь найти вдохновение. Я люблю ходить на различные культурные мероприятия.
Например, я хожу в оперу или на балет, раньше я этого никогда не делал! Но здесь это в шаге от меня и очень просто сделать.
Люблю посещать выставки. Все это дает мне возможность отключаться от тяжелых будней, перезагружать мозг. Ведь дизайнеры такие люди — им всегда нужно искать вдохновение. Например, можно посмотреть на цвет осенних листьев и решить, что это будет новый цвет для автомобиля. Ландшафты, виды — также из этой же песни. Так, на детали интерьера в седане Vesta меня вдохновили трещины на льду водоемов. И то же самое можно сказать о балете или опере. Атмосфера, экспрессия людей — все это можно облечь в формы и краски. Поэтому между тем, как я живу и работаю, есть сильная связь. Может быть, это не так заметно, но это важно.
— Ваше восприятие России по сравнению с первым впечатлением сильно изменилось?
— Да, за это время изменилось действительно очень многое. Особенно это заметно в Москве. Когда я впервые оказался здесь четыре года назад, движение в городе было просто ужасное!
Не было никакого регулирования парковочного пространства, все бросали машины в два ряда! Полный хаос.
Со всеми этими парковочными ограничениями, которые появились в столице, город стал гораздо более дружелюбен к пешеходам. По нему стало легче передвигаться, стало проще найти место для стоянки. Город стал совсем другим — здесь теперь намного больше пешеходов и меньше пробок.
Во всем мире это нормально — заплатить за парковку. Раньше ты мог этого не делать и бросать машину где угодно. Конечно, если бы я использовал машину в обычной жизни, как москвичи, возможно, я бы тоже был расстроен, как все эти люди. Но…
— То есть по Москве вы ездите преимущественно на метро?
— Да, конечно. Это удобно и гораздо быстрее, особенно если в городе пробки.
Правда, я не ездил в метро в часы пик — уверен, что в это время там, конечно, не так удобно.
Но если до моей цели долго идти и я в этот момент не на машине, то я без проблем сажусь в общественный транспорт. Кроме того, московское метро, действительно, самое красивое из тех, что я видел. У каждой станции есть свое лицо, свой характер, который пришел из прошлого.
— Когда вы только приехали в Тольятти, не было ли таких мыслей: «Что я здесь делаю, хочу назад!»?
— О нет, вернуться назад мне не захотелось. Конечно, это совершенно другая среда. Я жил в городах такого небольшого размера, к примеру, в Швеции. Там был городок с населением около 700 тыс. людей. Конечно, эти места отличаются. То местечко располагалось на морском побережье. Тольятти тоже расположен рядом с водой, там много природы. Я живу в комплексе «Фортуна», который принадлежит «АвтоВАЗу», он расположен близко к реке.
С одной стороны, это очень хорошо, есть возможность быть ближе к природе. То есть это не индустриальный город в глуши.
Но он отличается от того, к чему я привык. Там нет никаких объектов культуры, здания очень старые. Все, что там построено, создавалось еще во времена строительства завода.
Но в этом бизнесе ты не выбираешь окружающую среду, ты выбираешь свою работу. И ты принимаешь, что необходимо идти на компромиссы.
Если ты уезжаешь за границу, то оставляешь семью и друзей. Но взамен ты получаешь невероятный жизненный опыт, и такая возможность бывает не каждый день.
— На улицах вас узнают?
— Нет, честно говоря, я не чувствую повышенного внимания. Иногда люди меня действительно узнают, но это происходит главным образом в Москве. Поэтому я рад, что могу вести нормальную жизнь.
— Что еще интересного удается увидеть в России, что испытать?
close
100%
— Я хожу на все, что мне интересно и что укладывается в мое рабочее расписание. Например, я с детства люблю автоспорт.
Поэтому уже второй раз подряд я побывал на гонках «Формула-1» в Сочи. Сам я участвую в гонках Lada Racing, которые проходят в Сосновке в Тольятти.
Еще было интересное событие пару лет назад. Один из моих друзей в Тольятти женился, и мы отправились в двухдневный сплав по Волге на лодках. Я не знаю, может быть, это обычный способ у русских отмечать свадьбы, но для меня это было очень необычно и мне очень понравилось!
— У вас в фейсбуке я видела фотографии прыжка с парашютом…
close
100%
— О да! Это был совершенно сумасшедший опыт. Большинство людей никогда не делали этого в своей жизни. В России же у меня появилась такая возможность.
Было очень странно оказаться в старом самолете, крепко привязанным к человеку, которого я даже не знал! И вместе с ним выпрыгнуть из самолета с парашютом.
После прыжка у тебя есть примерно минута свободного падения. Ты летишь, смотришь на землю, которая в 4 км от тебя, и просто наслаждаешься моментом. Это очень страшно, но это важный опыт в жизни, много адреналина, нервов! Ты никогда этого не забудешь! Если у вас есть такой шанс, я очень вам его рекомендую.
— А как с возможностью встречаться с семьей и друзьями?
— Это, пожалуй, самый трудный момент в моей жизни в России. Ты не можешь встретиться с кем-то спонтанно. Все нужно планировать заранее, ждать длинных праздников или присоединять дополнительные дни отпуска к выходным. И это не просто так взять и приехать в Россию. Нужно получать визу, планировать поездку. Конечно, у нас есть Facebook, есть Skype. Но, конечно, я скучаю по семье и друзьям. К счастью, у меня много друзей в индустрии. Мы довольно часто сталкиваемся на различных мероприятиях, например на автосалонах. А когда я езжу навещать семью в Великобританию, я стараюсь встретиться как можно с большим количеством друзей.
— Наверное, все вас тоже спрашивают о России?
— Да, конечно! У всех очень разные представления о стране.
close
100%
Всем интересно узнать обычные вещи: как живут люди, что вы делаете по выходным, какая разница с другими западными странами или со странами Востока.
Но у меня есть друзья в Японии, США, Австралии, Европе, и каждая культура имеет свои особенности.
— Сейчас первый автомобиль, который вы создали на «АвтоВАЗе», — Lada Vesta наконец-то пошла в серию
. Вы рады, горды?
— Когда ты видишь, что проект, над которым ты так долго работал, воплощен в жизнь, чувствуешь себя очень гордым.
Поэтому мы и остаемся в этой профессии до конца наших дней. Дизайнеру важно видеть, как набросок становится реальностью и машина появляется на улицах города.
close
100%
Сейчас начинаются продажи, это эмоциональный и волнительный момент не только для меня, но и для всей команды. Это был настоящий вызов. Но именно для этого мы тут и находимся: чтобы принимать эти вызовы и максимально менять бренд.
Я верю в то, что я делаю и эта работа для меня не менее важна, чем та, что я делал в Volvo или Mercedes-Benz.
— Будет ли у вас своя Vesta?
— Я жду не дождусь, когда ее получу. Конечно, все это будет зависеть от руководства компании. Главным образом я буду ездить на ней по Тольятти — в Москве автомобиль мне практически не нужен. Но пока я даже не знаю, какого цвета она будет!
— Недавно Vesta испытал президент Владимир Путин…
— Да, это была хорошая PR-акция. И для нас важна его поддержка. Раньше он уже ездил на наших автомобилях, но тогда это была «Калина». А сейчас это совершенно новый автомобиль, и я надеюсь, что он ему понравился.