12 октябрь 2020 РЕКЛАМА 30 169 7
При сборке современных автомобилей производители оснащают транспортные средства каталитическими нейтрализаторами. Это специальные устройства, которые встраиваются в выхлопную систему для удаления вредных веществ из отработанных газов. Чтобы машина стала более экологичной, катализатор вступает в химические реакции с опасными соединениями CO, CH и NO2, вследствие чего из выхлопной трубы в атмосферу выбрасывается менее вредный компонент CO2 при допустимой концентрации.
Как понять, что катализатор Лады Ларгус вышел из строя
Данная деталь рано или поздно выходит из строя и водителю необходимо знать, какие при этом проявляются симптомы. Признаки неисправности нейтрализатора на Ларгусе выглядят следующим образом:
- потеря мощности;
- увеличение расхода топлива;
- горит лампа Check Engine на панели.
Для диагностики катализатора в инжекторных системах применяют датчик кислорода, который устанавливается после катколлектора.
По содержанию кислорода в отработавших газах ЭБУ впрыска, считав показания датчика, определяет неисправность нейтрализатора. Об этом он сообщает соответствующей ошибкой на панели — горящей лампой Check Engine.
Потеря мощности и увеличение расхода топлива на Ларгусе связано с тем, что керамические соты забиваются и снижают пропускную способность выхлопной системы. Мотор начинает затрачивать больше энергии, чтобы протолкнуть их в атмосферу. Естественно, это сказывается на динамике автомобиля.
На какой пробеге катализатор нужно менять – Lada Largus Клуб – форум Лада Ларгус
Данная статья носит описательный характер и может быть актаульна для любой марки автомобиля.
Снятие каталитического нейтрализатора на LADA Largus
Через выпускную трубу, соединенную с выходом выпускного коллектора или коллекторной головки, отработавшие газы направляются в каталитический нейтрализатор, а затем — в глушитель. Если V-образ-ный двигатель оснащен одиночной системой выпуска, сбор отработавших газов из двух выпускных коллекторов в общую выпускную трубу осуществляется через предусмотренный в ней Y-образный переход. В автомобилях со сдвоенной системой выпуска от каждого выпускного коллектора идет отдельная, независимая система выпуска отработавших газов. В большинстве случаев выпускная труба состоит из нескольких частей, чтобы ее можно было смонтировать в пространстве, доступном под автомобилем. Между выпускным коллектором и глушителем устанавливается каталитический нейтрализатор (дожигатель) с целью снижения токсичности выхлопных газов. Нейтрализатор представляет собой кожух, изготовленный из жаропрочного металла (рис. 6.35), в котором находится засыпка гранул, покрытых слоем катализатора, или монолитная сотовая решетка, покрытая слоем катализатора.
Рис. 6.35. Типичный каталитический нейтрализатор. Тонкая труба, подсоединенная сбоку к его корпусу, — это воздуховод, идущий от насоса системы нагнетания воздуха. Дополнительный воздух, нагнетаемый воздушным насосом, необходим для окисления токсичных соединений и превращения их в безвредные Н20 (воду) и СО (углекислый газ)
Принцип работы каталитического нейтрализатора
В нейтрализаторе используются в небольших количествах родий, палладий и платина. Эти химические элементы выполняют функцию катализатора (вещества, которое стимулирует протекание химическое реакции, но само не вступает в нее). При прохождении отработавших газов через каталитический нейтрализатор, в его первой камере происходит химическое разложение окислов азота (NOx) на кислород и азот. Во второй камере каталитического нейтрализатора происходит окисление большей части углеводородов и окиси углерода, оставшихся в отработавших газах, в результате которого получаются безвредный углекислый газ (СO2) и водяной пар (Н2О). В ряде конструкций двигателей предусмотрена система непрерывного или импульсного нагнетания воздуха, обеспечивающая дополнительное количество воздуха, которое может потребоваться в ходе процесса окисления (рис. 6.36). Сначала 1960-х годов во многих нейтрализаторах применяется также церий,— элемент, который способен аккумулировать кислород. Назначение церия заключается в обеспечении кислородом катализатора в том случае, когда смесь отработавших газов — богатая и кислорода оказывается недостаточно для полного окисления химических соединений. Когда смесь отработавших газов — бедная, церий поглощает избыточный кислород.-
Новая Лада: Установка защитной сетки на решетку радиатора Лада Веста » Лада.Онлайн — все самое интересное и полезное об автомобилях LADA
Рис. 6.36. Вид в разрезе на трехкомпонентный каталитический нейтрализатор — видна труба нагнетания воздуха, установленная по центру между восстановительной и окислительной камерами нейтрализатора. Обратите внимание на небольшие отверстия в этой трубе, предназначенные для равномерного распыления воздуха, закачиваемого воздушным насосом, по торцу задней, окислительной, камеры нейтрализатора
Для правильной работы каталитического нейтрализатора необходимо обеспечить изменение состава смеси отработавших газов в процессе ее прохождения через каталитический нейтрализатор — от обогащенной до обедненной:
• Для восстановления кислорода (О ) из окислов азота (NOx) смесь должна быть обогащенной.
• Для того, чтобы хватало кислорода для окисления углеводородов (НС) и окиси углерода (СО) (реакции соединения кислорода с углеводородами и окисью углерода, в результате которой образуются вода Н2O и углекислый газ COJ, смесь должна быть обедненной.
В случае нарушения нормальной работы каталитического нейтрализатора необходимо проверить правильность состава топливно-воздушной смеси, поступающей в двигатель, и исправность системы зажигания.
Проверка постукиванием
Это простой способ проверки заключается в следующем: постучите (легко!) по корпусу каталитического нейтрализатора легким молотком с резиновым бойком. Если подложка катализатора разрушилась, то при постукивании он будет издавать тарахтящий звук. Если нейтрализатор тарахтит, то он подлежит замене (рис. 6.37). В главе 8 приведено подробное описание методики проверки выпускной системы на пропускную способность
Может ли каталитический нейтрализатор выйти из строя, но не потому, что он забит нагаром?
Да, может. Каталитические нейтрализаторы выходят из строя не только из-за механического засорения, но и вследствие химического повреждения, или отравления. Поэтому каталитический нейтрализатор должен быть проверен не только на наличие физических повреждений (засорение) путем измерения противодавления или разрежения и с помощью простукивания, но также и на повышение температуры. Эта проверка, выполняемая обычно с помощью ИК-пирометра или с помощью пропанового теста, позволяет оценить эффективность работы нейтрализатора.
Новая Лада: Лада Калина не заводится и не крутит стартер и мигает иммобилайзер
Рис. 6.37. Этот каталитический нейтрализатор разорвало в результате взрыва в нем бензина, содержавшегося в переобогащенной смеси отработавших газов. Очевидно, в каталитический нейтрализатор попал чистый бензин и достаточно было искры, чтобы он взорвался. В диагностике этого нейтрализатора уже нет никакой необходимости
Рис. 6.38. Температура на выходе нейтрализатора должна превышать температуру на входе в него по крайней мере на 10%. Этот нейтрализатор отличается чрезвычайно высокой эффективностью работы. Температура на входе в него составляет 450°Ф (232°С). Десять процентов от 450°Ф составляет 45°Ф (450°Ф 45°Ф=495°Ф (257°С)). Иными словами, для того чтобы нейтрализатор считался нормально функционирующим, температура на его выходе должны быть не ниже 495°Ф. В данном случае она составляет 525°Ф (274°С) и превышает температуру на входе нейтрализатора более чем на 10%. Если нейтрализатор вообще неработоспособен, то температура на его выходе будет ниже температуры на входе в него
Каталитические нейтрализаторы не “умирают” ” сами по себе .
Каталитические нейтрализаторы стимулируют протекание химических реакций, но сами не вступают в них. Таким образом . они не подвержены износу и старению. Если установлено, что каталитический нейтрализатор вышел из строя (потерял работоспособность или полностью засорен), ищите причину, по которой это произошло. Помните следующее:
“Каталитические нейтрализаторы не умирают сами по себе — их гибель всегда вызвана какой-то внешней причиной”.
При обнаружении выхода из строя каталитического нейтрализатора в число проверяемых компонентов необходимо обязательно включить все компоненты системы зажигания и топливной системы. Избыточное содержание несгоревшего топлива в отработавших газах может стать причиной перегрева и выхода из строя каталитического нейтрализатора. Для обеспечения максимальной эффективности работы каталитического нейтрализатора должен поддерживаться необходимый состав топливно-воздушной смеси, а для этого кислородный датчик должен быть работоспособным и измерять содержание кислорода с частотой от 0,5 до 5 Гц.
Новая Лада: Почему быстро нагревается двигатель лада калина
Видео
Срок службы катализатора в Lada Largus
Каталитический нейтрализатор имеет свой срок службы, который зависит от множества факторов. Самый основной из них – это качество применяемого топлива. Плохой бензин не сгорает полностью, его частицы догорают внутри керамических сот и чем чаще они вступают в работу, тем быстрее изнашивается катализатор.
В среднем, такая деталь в Ларгусе способна прослужить около 100 тысяч километров. После чего выходит из строя. Проблема может возникнуть, как раньше, так и позже, в зависимости от используемого бензина.
Почему катализатор в Ларгусе удаляют
Столкнувшись с неисправностями нейтрализатора, автовладелец начинает думать о замене данной детали. Однако стоимость ее может достигать сотни тысяч рублей.
Большая цена автомобильного катколлектора связана с тем, что в нем используются сплавы из драгоценных металлов. Керамические соты имеют титановое напыление, которое и вступает в контакт с вредными газами, сжигая их. Поэтому одна из причин, по которой катализатор удаляют – это его высокая стоимость.
Впрочем, есть и другие причины:
- Чип-тюнинг автомобиля.
- Возможность избавить себя от проблем с ним в будущем.
- Защита цилиндров двигателя от попадания внутрь частиц рассыпавшихся сот.
В целях экономии денежных средств, рядовой автолюбитель замену катализатора не производит. Куда дешевле и выгоднее удалить все содержимое «банки».
Лишь в 10% случаев выполняется замена данной детали в рамках гарантийного ремонта автомобиля у официального дилера Lada.
Катализатор Largus (Ларгус) оригинальный на 16-ти клапанный двигатель 21129-10 Евро 5
Тип двигателя | 16-клапанный |
Норма выхлопа | Euro 5 |
Вес, кг | 4.4 |
Защитный экран | нет |
Материал блока | Керамика |
Материал корпуса | Нерж сталь 2мм |
Марка автомобиля | Lada Largus |
Объём двигателя | 1,6 л |
Катализатор Оригинальный для автомобилей Лада Ларгус (Largus) Евро 5. Подходит для автомобилей Лада Largus с 16-ти клапанным двигателем выпускаемым на Тольяттинском автомобильном заводе.
Отличием оригинального катализатора для Лады Largus от подделок в материале корпуса, который изготовлен из высококачественной нержавеющей стали толщиной от 2 до 8мм. Сварные швы изготовлены с помощью роботизированной плазменной сварки, благодаря чему швы идеально ровные и отлично скрепляют корпус катализатора. В качестве нейтрализатора выхлопных газов используется керамический блок с пропиткой из драгоценных металлов. Преимущество керамических блоков в высокой плотности ячеек, которые имеют очень большую площадь соприкосновения газов с стенками ячеек. Также керамические блоки имеют намного больший ресурс, относительно каталитических блоков с металлическим наполнителем. Все эти факторы обеспечивают оригинальному катализатору для Лада Ларгус очистку выхлопных газов до стандарта Евро 5.
Источник
Плюсы и минусы удаления нейтрализатора
Перед тем, как решиться на этот шаг, следует изучить следующую таблицу:
Плюсы | Минусы |
Улучшение динамики автомобиля. Даже без серьезных вмешательств в конструкцию двигателя, можно получить прирост мощности на 3-10%, удалив «ненужную» часть выхлопа. | Возможно появление неприятного запаха отработавших газов. |
Снижение расхода топлива. Мотор будет затрачивать меньше энергии на разгон. | Ларгус перейдет на нормы токсичности Евро-2, а это внесение изменений в конструкцию ТС. Есть риск не пройти техосмотр, а в европейские страны дорога на такой машине будет закрыта. |
Экономия денежных средств. Ведь удалить катализатор – это дешевле, чем его замена. Зачастую, мастера готовы сделать это бесплатно, при условии, что автовладелец сдаст старую «банку» им. |
Следует учесть, что все недостатки, связанные с демонтажем нейтрализатора условны. Неприятный запах – это результат неправильного проведения данной процедуры.
Запах появляется из-за прогара эластичной гофры низкого качества. А вопросы техосмотра в Российской Федерации решаются покупкой диагностической карты на станциях, где осмотр автомобиля не производится.
Исходя из плюсов и минусов, можно сделать вывод о том, что удаление нейтрализатора – единственный шанс улучшить технические характеристики Лады Ларгус и сэкономить деньги на ремонте.
Из-за чего происходит поломка катализатора
Каталитические нейтрализаторы, которые можно купить на сайте autocatalystmarket.com в России, отличаются ограниченным сроком эксплуатации (100-150 тысяч километров пробега). С течением времени внутренняя ячеистая структура устройства из керамики разрушается, а покрытие драгоценными металлами (платина, палладий, родий) истощается, вследствие чего нейтрализатор уже не способен выполнять свою функцию.
Неисправности каталитических нейтрализаторов
происходят по различным причинам:
- использование низкокачественного топлива с посторонними примесями;
- неисправная система зажигания или подачи топлива;
- попадание большого количества моторного масла в двигатель, из-за чего топливо не полностью прогорает, а сажа попадает в катализатор и забивает его соты;
- механические удары, из-за которых разрушается керамическая основа устройств.
Вне зависимости от причин выхода катализатора из строя, удаление неисправного устройства считается единственно правильным решением. Но не каждый автовладелец планирует покупать и ставить новый нейтрализатор из-за высокой стоимости подобных агрегатов, продолжая ездить на авто без фильтрующего устройства. Какие плюсы и минусы есть у такого решения?
Как правильно подобрать пламегаситель на Ладу Ларгус
После удаления нейтрализатора, громкость работы выхлопной системы увеличится. Кроме того, температура газов станет выше. Со временем, труба прогорит. Чтобы этого не допустить, вместо катализатора на Ладу Ларгус устанавливают пламегаситель. Он снижает температуру выхлопа и играет роль резонатора.
Критерии подбора резонатора следующие:
Диаметр трубы | Диаметр соединяемой части пламегасителя должен совпадать с диаметром трубы. В Ларгусе он составляет 50 мм. |
Длина | Не имеет значения. Но чем длиннее эта деталь, тем лучше. Но в Ларгусе разместить слишком длинный пламегаситель не получится, если речь идет о 8-ми клапанном моторе. |
Уровень шума | Здесь все зависит от предпочтений. Самый тихий – с диффузором. Уровень шума будет, как в стандартной комплектации с катколлектором. |
После подбора пламегасителя можно приступать к монтажу.
Как автомобили обходятся без нейтрализаторов?
Стоит выделить такие плюсы
езды без катализатора:
- нет необходимости покупать новое фильтрующее устройство, что позволяет сэкономить крупную сумму денег;
- немного увеличивается мощность двигателя (до 10%);
- возможность установки паука 4-2-1 или 4-1 вместо каталитического нейтрализатора, что позволяет еще повысить мощность мотора;
- сокращение расхода топлива (тоже порядка 3-10%);
- увеличение рабочего ресурса двигателя благодаря предотвращению риска попадания керамической пыли в камеры сгорания.
Но есть у решения удалить каталитический нейтрализатор и свои недостатки
:
- существенное увеличение выброса опасных соединений в атмосферу, что приводит к ухудшению экологической обстановки в регионе;
- появление токсичного запаха выхлопных газов, который часто проникает в салон автомобиля (чувствуется запах сероводорода);
- повышение шума во время работы выхлопной системы: если вы решили удалять катализатор, рекомендуется поставить пламегаситель, который будет уменьшать звенящие звуки (особенно при езде на высокой скорости);
- необходимость установки «обманки» или перепрошивки ЭБУ под стандарт ЕВРО2, поскольку при отсутствии каталитического нейтрализатора на приборной панели всегда будет отображаться лампочка CheckEngine;
- часто бывают проблемы с первым датчиком кислорода.
Из вышеописанного можно сделать следующий вывод
: езда без катализатора несет свои выгоды и преимущества для автомобиля, но пагубно влияет на окружающую среду. Если государственные органы и экологические службы заметят, что автовладелец ездит без исправного нейтрализатора, у него могут возникнуть серьезные проблемы. Поэтому при износе катализатора рекомендуется устанавливать новое фильтрующее устройство.
Источник
Способы удаления катализатора Лады Ларгус
Существует три способа избавиться от каталитического нейтрализатора:
- установка пламегасителя;
- монтаж обманки лямбда-зонд;
- универсальный катализатор;
Каждый метод следует рассмотреть отдельно.
Удаление нейтрализатора с установкой пламегасителя
Данный способ самый популярный и простой. Он состоит из следующих этапов:
- Катколлектор вырезают вместе с небольшим отрезком трубы.
- На место нейтрализатора вваривают пламегаситель. Способ соединения может быть, как напрямую, так и через гофрированные трубы. Они более подвижны и снижают вибрации.
- ЭБУ двигателя перепрограммируют, чтобы он не учитывал показания датчика кислорода.
В процессе сварочных работ выявляются и другие слабые места выхлопной системы. Поэтому это отличная возможность произвести ревизию и отремонтировать неисправные элементы.
Установка обманки датчика кислорода
Способ аналогичный предыдущему. Порядок действий следующий:
- Катализатор отрезается.
- Все его внутренности вытряхивают наружу и оставляют пустую «банку».
- Старая деталь вваривается обратно и остается частью выхлопной системы.
- Вместо датчика кислорода вкручивают обманку, а в нее – датчик.
Обманка уводит лямбда-зонд подальше от выхлопной трубы, чтобы ДК имел доступ к большему количеству кислорода. Таким образом, нехитрое устройство имитирует исправный катализатор, что избавляет от необходимости прошивать ЭБУ.
Установка на Ларгус ремонтного каталитического нейтрализатора
Еще один способ сэкономить – поставить аналогичную деталь, но от другого производителя. Их еще иногда называют универсальными катализаторами.
Суть такой детали в том, что она изготовлена из дешевых материалов и вполне может заменить вышедшую из строя деталь без последствий. Среди недостатков:
- недолгий срок службы;
- возможная несовместимость, которая приведет к ошибкам в ЭБУ;
- необходима подгонка по размерам;
- не добавит динамики машине.
Из-за недостатков, ремонтные нейтрализаторы не пользуются популярностью.
Удаление катализатора: за и против
При сборке современных автомобилей производители оснащают транспортные средства каталитическими нейтрализаторами. Это специальные устройства, которые встраиваются в выхлопную систему для удаления вредных веществ из отработанных газов. Чтобы машина стала более экологичной, катализатор вступает в химические реакции с опасными соединениями CO, CH и NO2, вследствие чего из выхлопной трубы в атмосферу выбрасывается менее вредный компонент CO2 при допустимой концентрации.
Зачем прошивают блок управления двигателем
Как было сказано ранее, блок управления двигателем Лады Ларгус считывает показания датчика кислорода и по снимаемому напряжению определяет исправен катализатор или нет.
Если нейтрализатор убрать, то ЭБУ будет «думать», что система неисправна, а, следовательно, перейдет в аварийный режим работы и включит лампу Check Engine.
Чтобы этого не допустить, в компьютер устанавливают новую программу. В ней учет датчика кислорода, установленного после катализатора, больше не выполняется. В случае с обманкой лямбда-зонд перепрошивка ЭБУ не нужна. Система будет «считать», что нейтрализатор исправен.